Какие бывают виды краудфандинга?
Инвестиции — привлечение средств для продвижения бизнеса или стартапа.
Благотворительность — поддержка благотворительных организаций и проектов.
Экология — защита природы, помощь проектам по улучшению экологии.
Наука — финансирование технологичных проектов, проведения исследований и открытий.
Образование — финансирование проектов и программ обучения, а также школ и университетов.
Краудлендинг и Краудинвестинг
Краудинвестинг — способ инвестирования средств в развитие компании.
Инвестор, вложивший деньги данным способом, может получить часть акций компании и даже претендовать на голосование в принятии решений компании. Но условия бывают разные все зависит от договоренности и вложенной суммы.
В основном, такой способ инвестирования используют онлайн компании, он не занимает много времени, что позволяет быстро получить деньги.
Если вы являетесь потенциальным инвестором, а не стартапером, то вам необходимо овладеть высоким уровнем финансовой грамотности, данный способ вложения требует тщательного взвешивания всех рисков и преимуществ, а также юридической поддержки.
Краудлендинг
Данный способ инвестирования также предназначен только на развитие проектов. Привлеченные средства можно потратить на покупку оборудования, закупку сырья, уплату обязательных государственных налогов.
Краудлендинг отличается от кредитирования тем, что вкладчиками являются люди или же другие компании. Если вы запустили проект и решили привлечь вкладчиков путем краудлендинга, то вам необходимо гарантировать им возврат средств и доходность.
Получить средства таким способом можно в неограниченных количествах. Плюс, это является выходом, если банк не одобрил вам кредит. Но важно помнить, что такой способ инвестирования рискованный и требует уверенности в своих ожиданиях.
Что такое краудфандинг?
Краудфандинг — сбор средств с нескольких человек или группы лиц на продвижение проекта или своей идеи.
Краудфандинг появился в России совсем недавно, это неплохой способ привлечь инвестиции для своего дела. Краудфандинг также необходим для спонсирования благотворительных и фондов по защите экологии. Такой проект может быть социальным, благотворительным и коммерческим.
Допустим, вы начинающий блогер и вам не хватает средств для развития канала, но у вас уже есть аудитория, готовая вам помочь. Вы можете попросить их о материальной поддержке в виде спонсирования или донатов. Вы получаете безвозмездную помощь, хоть вероятно небольшую. Вам не придется брать кредит в банке и выплачивать его с процентами.
В 2000-х годах впервые начали появляться краудфандинговые площадки, которые были нацелены на развитие бизнеса и стартапов. Участниками на таких площадках являются 2 человека: донор (бэкер) и фаундер. Один жертвует деньги другому, с целью получить прибыль, а другой получает деньги с целью развить на них бизнес.
Какие бывают типы краудфандинга
Разделяют несколько типов краудфандинга:
Инвестиционный — привлечение средств для продвижения бизнеса или стартапа.
Благотворительный — поддержка благотворительных организаций и проектов.
Экологический — защита окружающей среды и природы, поддержание экологических проектов.
Научный — вклад в развитие науки, проведения научных исследований и открытий.
Образовательный — финансирование образовательных проектов, программ, а также школ и университетов.
Социальный — реализация социальных проектов, улучшения качества жизни людей.
Стартап и краудфандинг
Представим, вы начали развитие собственного бизнеса. На пути вероятно вы столкнетесь с финансовыми проблемами, которые необходимо решить. И тут вы натыкаетесь на краудфандинг. При помощи такой системы коллективного инвестирования и правда можно достать деньги.
Что вам необходимо знать, если вы решили заняться краудфандингом ?
Постановка цели. В первую очередь вы должны понять, какая сумма денег вам необходима.
Размещение объявления. Вы определились с целью и теперь вам необходимо подобрать платформу для размещения вашего объявления. Например: Start Track, Kroogi, Альфа–Поток и др.
Описание. Теперь вам необходимо максимально рассказать о вашей компании, снимите видео, покажите людям процесс работы. Расскажите о ваших целях и достижениях. От этого зависит количество приведенных инвесторов.
Условия. Тут вам необходимо рассказать о преимуществах для инвесторов, вы можете поделиться частью компании или вернуть вложенные средства с процентами. Необходимо, чтобы в вас поверили и вложили свои средства в ваш проект.
После выполнение всех этих пунктов у вас появляется возможность получить средства, которые можете потратить как вам угодно, но стоит помнить о мерах безопасности и оценивать все риски краудфандинга.
Помните, что запуск такого проекта требует много сил и терпения. Привлечение средств требует творческого подхода, велика вероятность, что на вас никто не обратит внимания, это может означать, что ваш проект не вызывает доверия со стороны инвесторов.
Также важно учитывать, что в случае провала, вам придется возместить инвесторам ущерб в полной мере. Это большой риск и требует тщательного обдумывания.
Представим, у вашего стартапа появились заинтересованные лица. Теперь вам необходимо обговорить с ними все условия и постараться подстроить выгоду под себя. Нужно правильно оценить полную стоимость вашей компании, а также стоимости доли инвестора.
Риски краудфандинга
Как вы уже знаете, краудфандинг является способом привлечь средства для развития стартапа, но в каких случаях краудфандинг необходим, а в каких может принести убытки?
Скорость развития вашего бизнеса зависит от вашего капитала. Деньги, полученные с краудфандинга не желательно тратить на пассивы, то что не принесет вам дохода. На них вы можете заказать рекламу, нанять персонал, увеличить количество и качество продукции. Тратьте деньги на то, что вероятнее всего окупит вложенные средства. Таким образом вы снижаете риски.
Находите инвесторов через краудфандинг, только если у вас уже запущен проект и он приносит деньги, то есть вы понимаете, что доход есть и вашей целью является увеличить его. Можно потратить данные средства в случае если вам очень необходимы деньги для закупки партии товара или продвижения рекламы. Желательно оценить то, на сколько высока вероятность, что ваш проект успешный и не прогорит.
Не стоит использовать краудфандинг для получения стартового капитала, иначе в случае потери вы останетесь в крупных долгах!
Важно учитывать, что все краудфандинговые операции проходят через онлайн площадки, не всем из которых можно доверять. К тому же информация о вкладчике и ограничена.
Перед тем как привлечь в свой бизнес инвестиций вы вероятно планируете получить определенную сумму денег. Есть вероятность, что вы не наберете необходимое количество средств через краудфандинг, в силу того, что ваш проект не вызовет доверия у потенциальных инвесторов. Так что в случае экстренной нужды краудфандинг может подвести.
Предположим, у вас появилось несколько инвесторов, теперь они также могут участвовать в принятии решений в бизнесе или могут быть не согласны с вашими. В случае конфликтов вы можете потерять недовольного инвестора, а вместе с ним и вложенные ими средства. Поэтому нужно обращать внимание на то, с кем планируете сотрудничать, а также уметь вести переговоры с вкладчиками и приходить к «общему знаменателю». Как бы не было, это все является большими минусами краудфандинга.
Краудфандинг появился совсем недавно и вероятно есть над чем работать и есть что менять. Использовать или не использовать данный способ — зависит от ситуации и от личного подхода каждого.