⚡️ Подпишитесь на Telegram
Получите все материалы с наших тренингов — бесплатно
Shu-Ha-Ri («Сюхари») 🚀 — развитие навыков
Shu-Ha-Ri («Сюхари») 🚀 — развитие навыков
Shu-Ha-Ri («Сюхари») 🚀 — развитие навыков

Shu-Ha-Ri («Сюхари») 🚀 — как новые навыки развиваются и закрепляются

Shu-Ha-Ri (Сюхари) — это принцип освоения новой области знаний по этапам, следуя которому можно максимально быстро стать мастером в новой технике. Этот принцип изначально сформулирован в айкидо, но можно использовать как в личной жизни, так и в работе.

Научившись следовать принципам «Сюхари» можно избежать многих ловушек, которые подстерегают каждого, кто начинает осваивать новое знание или технику.

Что такое Shu-Ha-Ri

Название «Shu-Ha-Ri» отражает три этапа освоения техники.

  • Shu (守 Сю, «соблюдай») — на этом этапе следует следовать тому, что показывает другой человек, который уже достиг мастерства.
  • Ha (破 Ха, «отделяйся») — здесь следует экспериментировать и пробовать новое, искать лучшие способы работать и практиковать.
  • Ri (離 Ри, «превосходи») — на этом этапе следует практиковать новые вещи в своем стиле, оторвавшись от привычных правил и шаблонов.

shu ha ri

Если проходить по этим этапам последовательно — можно относительно быстро стать мастером в новом деле. Если пренебречь этой последовательностью, то возникают риски — либо начать «изобретать колесо», либо совершать типичные ошибки, либо научиться неправильной технике и потерять время.

Следование принципу Shu-Ha-Ri снижает риски и повышает скорость освоения нового. Научиться следовать этому принципу очень важно в современном мире, поскольку наш век — это век непрерывных и экстремальных изменений.

Ниже мы рассмотрим, какого стиля работы нужно придерживаться на каждом из этапов, какие можно совершить ошибки, и как понять, когда нужно переходить на следующий этап.

Получите руководство по расчету экономики стартапа — бесплатно
Скачать модель

Shu (守 Сю, «соблюдай»)

Основные цели на этапе Shu — соблюдать правила, следовать инструкциям, повторять.

Немаловажную роль на этапе Shu играет роль наставника, ментора, или учителя. Здесь очень важно быть лояльным к тому, у кого ты учишься, и доверять ему.

Без такого доверия будет тяжело следовать технике своего мастера без сомнений, а сомнений на этом этапе пока быть не должно. В идеале ученик не должен пытаться «понять» и рационально осмыслить действия. Ему нужно просто копировать, подражать, пытаться максимально точно перенять осваиваемую технику.

Все внимание человека должно быть направлено на совершение действий. Он не должен отвлекаться. Если внимание будет «переключаться» на смыслы действий и сомнения — в его действиях будет большей ошибок, он начнет отвлекаться, его путь будет долгим и извилистым.

Как понять, когда стоит двигаться дальше, переходить от этапа «Shu» к этапу «Ha»? В классическом варианте это должен определить сам учитель. Именно учитель должен сказать, когда ученик в достаточной степени овладел техникой.

Альтернативным и более гибким индикатором для перехода на следующий этап может быть ориентация на качество собственных действий. Если скорость и качество вашей работы не увеличивается, если в работе все доведено «до автоматизма», не возникает ошибок, и не появляется чего–то по–настоящему нового — похоже, что время двигаться дальше.

Получите доступ к Google–диску LeadStartup
Бесплатно

Ha (破 Ха, «отделяйся»)

Основные цели на этапе Ha — получить более глубокое понимание выполняемых действий, понять теоретические основания и логический смысл практик, после чего выйти за рамки обычных повторяемых действий и традиций.

На предыдущем этапе Shu студент уже «закрепил» в памяти все, что ему необходимо для выполнения работы, автоматизировал ее. Это значит, что его сознание теперь свободно для понимания глубинных оснований его действий. Его внимание теперь может переключиться на теорию и смысл, потому что его действия уже не требуют внимания в такой же степени, как это было раньше.

В какой–то степени здесь ученик начинает отходить от традиционных представлений о том, как нужно действовать, каким должен быть процесс, или каким должен быть качественный продукт.

Как понять, когда следует переходить на следующий этап? У ученика в результате прохождения этого этапа появляется уже не просто хорошее следование инструкциям, но имеются собственные, эффективные способы делать работу. Он совершенствует свой собственный стиль выполнения действий, с пониманием зачем и почему он это делает.

Эксперименты ученика здесь будут часто вести к успехам, к более высокому качеству продуктов и низким затратам энергии.

Материалы с наших тренингов — бесплатно
LeadStartup Энциклопедия
LeadStartup База знаний
Статьи и Публикации LeadStartup

Ri (離 Ри, «превосходи»)

Основные цели на этапе Ri — начать творить и преобразовывать, искать лучшие способы совершения работы, исследовать и экспериментировать.

На предыдущем этапе Ha ученик становится настоящим мастером своего дела. Он хорош в том, что он делает. На этапе Ri человек идет дальше и становится уже не столько учеником, сколько практиком и исследователем.

Здесь практик двигается дальше, чем просто «хорошая работа». Он может искать новые возможности и способы работы за счет хороших практических навыков (обретенных на этапе Shu) и хорошего понимания теории (обретенного на этапе Ha).

Именно на этом этапе практика может стать настоящим искусством, а не просто деятельностью. В нее может добавляться творчество, инновации.

Практик на этом уровне развития встает на путь непрерывного совершенствования, постоянно ища новые способы работать лучше и развиваться. Поэтому выйти за пределы этого этапа невозможно — ведь этот путь совершенствования не закончится никогда.

Shu-Ha-Ri в разработке программного обеспечения и Agile

Алистер Кокберн [Alistair Cockburn] в своей книге «Agile Software Development» предложил использовать принцип «Сюхари» для совершенствования разработки программного обеспечения по Agile майндсету. А конкретно — для развития общения в командах.

С точки зрения Agile, коммуникация должна лежать в основе рабочих процессов. Если люди, которые отвечают за совместную разработку функционала, плохо общаются между собой — они будут делать плохие продукты. Но в бизнесе и особенно больших организациях люди привыкли общаться формально, медленно и мало. Из–за этого страдает качество и сроки релизов.

Алистер Кокберн предлагает использовать принцип «Сюхари» для того, чтобы постепенно внедрять коммуникацию по Agile в организации.

Как это выглядит на практике?

Предположим, мы начали Agile трансформацию в организации. Изначально люди не знают, как им следует общаться в новом формате работы. У них нет ни знаний, ни опыта.

Опираясь на принцип мы можем сформировать стратегию внедрения изменений:

  • Этап Shu — сначала мы будем показывать команде, как надо общаться, и просить соблюдать такой формат общения. Например, тренер может на регулярных церемониях просить общаться по определенному формату, задавая похожие вопросы. Тренер также может показывать на своем примере, как нужно общаться — то есть делать то, чему сам учит.
  • Этап Ha — когда команда уже привыкла и обжилась с новыми правилами и условиями работы, они могут начать вникать в суть происходящих церемоний. Здесь можно сфокусировать внимание команды на реализуемых ценностях (например, ценности Scrum и Agile). Люди могут уже делать не только то, что заложено во фреймворке Scrum, но и другие вещи, которые являются ценными с точки зрения теории (например — больше общаться, делиться информацией, обсуждать риски).
  • Этап Ri — команда уже не просто «делает Scrum», она им живет. Команде уже не нужен тренер, она является высокофункционирующей. Они могут начать внедрять новые практики, которые согласуются с ценностями, на которые ориентируется команда. Они могут модернизировать свои практики в зависимости от конкретных задач.