Оценка через Story Points (Стори Поинты) — это принципиально другой подход к оценке. Это относительная оценка, то есть оценка в условных единицах. Такие условные единицы нельзя «перевести» в конкретные часы или дни.
Другими словами, нельзя будет сказать точное время, сколько займет разработка. Однако, можно определить разницу того, что будет выполнено быстрее, а что займет больше времени.
Такой подход к оценке имеет ряд преимуществ.
Скорость планирования значительно быстрее, чем в случае попыток «точной» оценки в днях и часах [мы это обсудим далее]
Такой подход включает не только работу как таковую, в «чистом» виде, которая все равно не существует, но и другие вещи, которые занимают время: электронные письма, встречи, обсуждения, интервью и другое, во что включается сотрудник регулярно.
Оценка в времени имеет эмоциональную нагруженность, и из–за этого часто становится необъективной. Сказать «Это будет сделано до завтра включительно» значительно сложнее, чем сказать «Это займет X очков Story Points»
И, пожалуй, наиболее важное — Story Points фокусируют команду на ценности поставляемого продукта, вместо того, сколько времени будет потрачено на эту поставку.
Конкретная реализация такой относительной оценки может быть выполнена по–разному.
Метод первый — оценка по эталону
Этот метод похож на оценку в «попугаях» в знаменитом мультике 38 попугаев — когда мы берем в качестве меры оценки конкретный объект.
В данном случае за основную условную единицу можно брать какую–то одну User Story, которая будет своего рода «эталоном» — её значение будет равно единице. Остальные User Story можно оценивать в соотношении с этим эталоном.
Например, вы можете оценить одну из User Story как 2 единицы, другую как 3. Это будет значить, что для них нужно в 2 или в 3 раза больше времени соответственно, по сравнению с эталоном.
Этот метод хорош тем, что здесь мы можем лучше оценить то, насколько быстро будет выполнена задача, примерно понимая «вес» эталонной User Story.
Однако, не всегда бывает просто определить вес задачи в таких относительных единицах. Особенно это касается больших задач, которые могут уже совсем смутно соотноситься с выбранным эталоном.
Метод второй — относительная оценка
Во втором методе оценки по Story Points используется последовательность Фибоначчи — 0, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21 и т.д.
!story points scrum что это
В этом варианте оценки разница между задачами еще менее конкретна. Здесь разница между 1 и 2 это то же самое, что разница, например, между 13 и 21 — то есть здесь нельзя сказать, это разница в два, три или сколько–то еще раз. Здесь мы можем констатировать только одно — больше, меньше или равно.
Главное, что можно с такой оценкой в Story Points можно успешно приоритезировать задачи. Мы не можем знать, сколько точно времени займет разработка, но мы можем наглядно увидеть, какая задачу можно выполнить быстрее, а какая задача займет больше времени.
Это значительно упрощает задачу для Product Owner, когда он приоритезирует бэклог. Ведь теперь он может взять разные задачи, и увидеть, что их разработка занимает разное время. Одну команда может сделать быстрее, разработка другой займет больше времени. Если при этом ценность этих задач равнозначна, логично начать с более легковесной, чтобы бизнес быстрее получил ценность.
То же самое можно делать и в случае оценки через идеальные инженерные дни, но здесь у оценки в Story Points есть ряд преимуществ.
Оценка методом «T-shirt sizes»
Есть еще один метод оценки, используемый в Agile. Его не относят к Story Point, хотя он также является относительным и неточным, не привязанным к конкретному времени выполнения
Метод оценки T-shirt sizes — по «размерам футболки». Здесь может быть всего три уровня сложности задачи — Small, Medium, Large. То есть маленькая, средняя или большая задача. Может быть больше, если это нужно, но их все равно ограниченное количество.
Можно также использовать другие «ярлыки» для обозначения различий (например, M, L, X, XL, XXL и т.д.).
Это неплохой метод, но обычно полезнее использовать последовательность Фибоначчи, потому что субъективно разница между, например, XL и XXL может восприниматься как «недостаточно значимая», в то время как в последовательности Фибоначчи такого эффекта не возникает (разница между, например, 1 и 2 или 8, 13 — достаточно очевидна).
Простое разделение на Small, Medium и Large позволяет очень быстро определить относительную трудоемкость. Использовать этот метод целесообразно в условиях дефицита времени, когда задач не очень много.
Приоритизацию большого количества задач здесь сделать не получится, так как каждый столбец уровня сложности будет очень большим. Ситуацию.может исправить дополнительная оценка значимости (ценности) задачи, но общая логика остается — если у вас много задач, лучше использовать обычные методы оценки через Story Point (или с последовательностью Фибоначчи, либо с эталонным значением).