Получите все материалы с наших тренингов — бесплатно
Модель VUCA🌪: Что Это, Зачем Она Нужна и Как Работает
Модель VUCA🌪: Что Это, Зачем Она Нужна и Как Работает
Модель VUCA🌪: Что Это, Зачем Она Нужна и Как Работает
⚡ Ответим в течение 30 минут — contact@leadstartup.ru
+7 495 150 42 63 — с 8:00 до 21:00 МСК
Катерина Сухих

Модель VUCA🌪: что это, зачем она нужна и как с ней работать

18 отзывов, в среднем 5 из 5
VUCA представляет собой набор проблем, с которыми приходится сталкиваться отдельным лицам, командам, менеджерам и компаниям. Она отображает возможность резких и непредсказуемых изменений, которые могут повлиять на организацию.

Что такое модель VUCA?

VUCA представляет собой набор проблем, с которыми приходится сталкиваться отдельным лицам, командам, менеджерам и компаниям. Она отображает возможность резких и непредсказуемых изменений, которые могут повлиять на организацию.

Получите нашу единую MIRO–доску с 100+ инструментами и доступ к Google–диску
Материалы тренингов LeadStartup

Что означает аббревиатура VUCA?

Аббревиатура VUCA означает: изменчивость (Volatility), неопределенность (Uncertainty), сложность (Complexity) и двусмысленность (Ambiguity).

Что такое VUCA 2.0?

VUCA 2.0 – это отдельный вариант модели VUCA, который направлен в основном на деловой сегмент.

Что такое модель VUCA

Деловой мир кардинально изменился за последние несколько десятилетий. Сегодня мы живем в условиях, где изменения могут быть быстрыми и непредсказуемыми (и пандемия COVID-19 тому пример). Но как описать эти изменения? А что еще сложнее, так это понять как на них реагировать.

Мы рассмотрим термин VUCA, который как раз используется для описания крайне изменчивой, неопределенной, сложной и неоднозначной среды.

Аббревиатура VUCA появилась еще в начале 90-х годов. Считается, что ввел ее американский полковник Стефан Гарроса. Он работал над вопросом формулировок задач, который ставит перед своими подчиненными Пентагон. Основной вопрос был следующий: как должны действовать военные в условиях быстрой переменчивости обстановки. Именно тогда Гарроса предложил модель VUCA, ключевыми характеристиками которой были:

  • Изменчивость (Volatility) – изменение является быстрым и непредсказуемым по своему характеру и масштабам.
  • Неопределенность (Uncertainty) – непредсказуемость этих изменений и их масштаба.
  • Сложность (Complexity) – различные факторы, которые могут вызвать хаос и замешательство.
  • Двусмысленность (Ambiguity) – отсутствие ясности или осведомленности о ситуации.

модель VUCA Позже эта модель была адаптирована для бизнес–реалий. Она стала отображать возможность резких и непредсказуемых изменений, которые могут повлиять на компании. Из–за чего возникла потребность в освоении новых навыков и поиске новых подходов, моделей поведения, чтобы справиться с четырьмя угрозами, о которых говорит модель VUCA.

Vuca представляет собой набор проблем, с которыми приходится сталкиваться отдельным лицам, командам, менеджерам и компаниям. По отдельности эти проблемы могут быть не особо значительными, но если не решить их вовремя, то, в совокупности, они нанесут большой урон.

Однако, стоит отметить, что все эти трудности не представляют одинаковую угрозу для всех бизнес–отраслей. Некоторые сферы бизнеса могут быть более стабильными, защищенными или регулируемыми.

Цель и значение модели VUCA

Модель VUCA используется, чтобы помочь лидерам и компаниям в целом понять мир, в котором ведет деятельность их бизнес. В последнее время эта модель стала ключевой для большинства компаний, как основа для решения различных типов сложных ситуаций, вызванных внешними факторами, такими как политика, экономика, общество, развитие технологий и окружающая среда. Чтобы получить более обширное представление о значимости модели VUCA и подчеркнуть важность наличия определенных лидерских способностей, навыков и мышления для руководства в мире VUCA, мы разберем каждую из составляющих подробнее:

  • Изменчивость

На сегодняшний день все, что нас окружает более взаимосвязаны в глобальном смысле, чем когда–либо, и эта взаимосвязь иногда приводит к нестабильности. Как мы уже говорили, множество факторов могут повлиять на такие внешние составляющие, как экономика, рынок, общество и т.д. Различные события, как например пандемия COVID-19, могут дестабилизировать экономику. В сфере бизнеса эта финансовая нестабильность может повлиять, например, на цепочку поставок каких–либо продуктов или изменение их стоимости. Поскольку такие изменения влияют на мировой рынок, лидерам компаний нужно проявлять невероятную гибкость и оперативность в управлении рисками.

  1. Неопределенность

Примером неопределенности в деловом мире может быть огромное количество ситуаций. Например, запуск конкурентом нового продукта. Такое событие определенно повлияет на сегмент рынка, в котором вы работаете. Если продажи продукта будут показывать хорошие результаты, это не очень хорошо скажется на продажах вашего. Такая ситуация уже давно не новость. Но влияние технологий на различные отрасли привело к тому, что определить, кто является вашим прямым конкурентом не так просто.

Понимание неопределенности таких проблем и наличие стратегии по снижению воздействия этих ситуаций снизит негативное влияние на продажи вашей продукции.

  1. Сложность

Основная проблема, с которой тут можно столкнуться – наличие множества влияющих факторов. Если ваш бизнес работает на международном уровне, это обязует вас работать в условиях различных культур и уникальных сред, которые опираются на другие правила. Это сложные условия, поскольку существует огромное количество различных и взаимосвязанных составляющих. Работа на международном уровне требует адаптации бизнеса. Например, компания может продавать один и тот же продукт, который будет по разному облагаться налогами в разных регионах. Чтобы быть готовым к таким обстоятельствам, необходимо уметь видеть закономерности, а также выявлять детали, что обычно требует определенной гибкости.

  1. Двусмысленность

Этот элемент отображает отсутствие ясности, т.е. ситуации, когда нет простых ответов, а проблема имеет много уровней. Один из таких вариантов – это темпы изменений, примером которых является глобализация, в результате которой компании выходят на новые рынки быстрее, чем когда–либо. Чтобы справиться с двусмысленностью в этом случае, лидеры должны иметь четкое представление о предполагаемых результатах. А также обязаны отслеживать процесс достижения этих результатов.

Узнав больше об этой концепции, вы сможете увидеть ту самую быстро меняющуюся и взаимосвязанную среду современного бизнеса.

Модель VUCA, как это работает

Модель VUCA можно рассматривать в виде матрицы, которая отображает четыре типа среды, описанные в рамках двух основных плоскостей:

  • Что вы знаете о ситуации?
  • Насколько предсказуем результат ваших действий?

модель VUCA Итак, вертикальная ось отображает то, насколько вы можете предугадать результат своих действий, т.е. «определенность результата». А горизонтальная ось показывает, что вы знаете о ситуации, т.е. «осведомленность о ситуации».

Если рассматривать поле изменчивости, то можно сделать вывод, что при таких обстоятельствах вы все равно будете достаточно много знать о ситуации и вполне сможете предугадать результат своих действий. Здесь главной проблемой будет скорость изменений. В последнее время специалисты признают, что большинство рынков нестабильны, а обстоятельства слишком быстро меняются.

В поле неопределенности вы сталкиваетесь с тем, что о ситуации достаточно много известно, но вот понимания, что делать дальше нет.

Сложность обычно отражает ситуацию, в которой известны и понятны последствия ваших действий, но огромное количество факторов оказывают влияние на принятие решения и не дают возможность дать рациональную оценку ситуации.

Двусмысленность, наоборот, показывает недостаток и осведомленности, и  предсказуемости результата одновременно. Обычно такие ситуации возникают при запуске нового продукта или изменении структуры ведения бизнеса (т.е. изменение стратегий, моделей управления и т.п.).

Что такое VUCA 2.0

Но, как вы уже могли понять, модель VUCA подходит не только для вопросов бизнеса. Она направленна на абсолютно разные сферы жизни. Даже создана она была далеко не для бизнеса, а для армии.

Однако, старший научный сотрудник школы бизнеса, Билл Джордж разработал отдельный вариант данной модели, который направлен в основном на деловой сегмент. Название этой модели – VUCA 2.0. Давайте рассмотрим ее составляющие немного подробнее.

модель VUCA * Видение (Vision)

Из–за того, что окружающая среда меняется с огромной скоростью, можно легко сбиться с общего курса. Четкое понимание и видение долгосрочных целей компании позволит ей пройти через такие изменения без особых потерь. Видение дает возможность установить некоторую стабильность и вдохновить коллектив компании к преобразованиям.

В таком случае руководитель является менеджером по рискам, а его цель – обеспечить постоянную сосредоточенность на основных планах компании. Для достижения таких целей существует несколько важных вспомогательных инструментов:

  • Коммуникация – позволяет доносить цели и видение до сотрудников, чтобы выработать их общее понимание.
  • Вера – заключается в поощрении хороших результатов и поддержке в случае неудовлетворительных.
  • Концентрация – необходимо обеспечить условия, при которых команда будет работать согласованно и фокусировать свои усилия на нужных сферах.
  1. Понимание (Understanding)

Речь идет о понимании видения и восприятия проблем. Если возникнут непредвиденные обстоятельства, очень важно сохранять спокойствие и оценивать ситуацию целиком. Это поможет быстро мобилизовать силы внутри компании и снова направить их на достижение поставленных целей.

В таком случае важно, чтобы у руководителя команды были следующие качества:

  • Открытость – например, открытость для изменений. Хороший руководитель не будет пресекать все инициативы команды, а будет рассматривать каждый предложенный вариант улучшения работы.
  • Эмпатия – важное качество, так как любой руководитель должен оценивать обстановку в коллективе. Понимать, что происходит с командой, какие у нее есть надежды, страхи, ожидания и желания.
  • Доверие – тоже подразумевает поощрение поиска кооленктивом новых идей и возможностей. Но помните, что если руководитель дает обратную связь, то он должен быть готов принять и конструктивную критику.
  1. Ясность (Clarity)

В реалиях современной непредсказуемости, руководители должны проявлять больше смелости, так как только так представляется возможность согласиться с наличием какой–либо проблемы и, возможно, принять рискованное решение. Такое быстрое принятие решений может стать ключевым фактором для продуктивности компании.

Руководитель команды может воспользоваться следующими моделями поведения:

  • Упростить – убрать все лишнее и постараться выявить саму суть происходящего.
  • Действовать интуитивно – для такой модели потребуется большой багаж знаний и опыта, который поможет принять решение интуитивно, без особых обдумываний.
  • Системное мышление – рассматривайте проблемы с глобальной точки зрения.
  1. Гибкость (Agility)

Опять же, в современном мире лидер просто обязан быть гибким, так как даже долгосрочные планы компании могут потерять актуальность к моменту их реализации. Поэтому гибкость необходима для быстрой адаптации к изменяющимся внешним обстоятельствам.

Кроме того, руководитель должен:

  • Быть решительным – первым в команде адаптироваться к изменениям, так как ему нужно принимать решения.
  • Быть смелым – не нужно бояться ошибок. На них нужно учиться. Лидеру необходимо постоянно искать новые пути, которые помогут компании стать лучше.
  • Не бояться наделять полномочиями – кросс–функциональность уже давно помогает многим компаниям экономить различные ресурсы. Если менеджер команды не будет бояться наделить кого–то из ее членов новыми полномочиями, то работа может пойти быстрее и проще.

Ключевые качества для достижения успеха в рамках модели VUCA

Как мы уже выяснили, проблемы требуют от устройства компании умения адаптироваться. Но это означает, что и люди должны уметь приспосабливаться. Только вот какие личные качества необходимы для этого?

  • Разумный подход к риску

Практически никакая компания не может быть защищена от сбоев. Поэтому всем нужны какие–то новшества, чтобы поддерживать свою позицию на рынке.

Инновации – это естественно рискованный процесс, поэтому разумный подход к риску – важное качество для руководителей. Приемлимость к риску может обеспечить конкурентное преимущество и помочь достичь хороших результатов. Но не забывайте про объективное оценивание всех рискованных инициатив, поскольку не все из них могут оправдать себя.

  1. Готовность к экспериментам

Чтобы получить конкурентное преимущество, необходимо идти новыми путями и пробовать новые идеи. Для этого нужно добиться, чтоб люди в компании чувствовали себя комфортно даже в условиях неопределенности, так как они полностью уверены в своем лидере.

  1. Здоровое восприятие перемен

Люди обычно плохо реагируют на изменения, так как боятся неизвестного, а изменение по своему определению представляет собой что–то неизвестное.

Открытость к изменениям может восприниматься двояко: во–первых, эта черта заключается в том, что изменения принимаются как константа, а во–вторых, нужно избегать и предвзятого отношения к уже существующим вещам (например, к продуктам) только потому, что они более осязаемы, чем пока только теоретические новые идеи.

  1. Способность быстро учиться

Если мы предположим, что изменения являются постоянными и что наши навыки и знания ограничены, то из этого следует, что способность быстро осваивать новые навыки и знания также является обязательным условием для процветания.

  1. Умение держать фокус на конечной цели и расставлять приоритеты

Умение правильно расставлять приоритеты касается не только того, в каком порядке нужно выполнять задачи, но и поиска самых оптимальных вариантов их решения. Это связано с тем, что ориентир такой работы – конечные цели, которые заложены в общую стратегию развития компании.

Заключение

Высокое давление на руководителей, требующее быстрого достижения успеха, означает, что им необходимы соответствующие способности и образ мышления, чтобы преодолевать возникающие трудности. Чтобы достичь хороших результатов в современном мире VUCA, лидеры должны быть гибкими, эмоционально и психологически подготовленными, а также обладать соответствующими навыками межличностного общения для управления неопределенностью и рисками.

Получите единый доступ ко всем нашим 21 курсам, 8 тренингам, 4 профессиям и 126 воркшопам — с сертификацией