LeadStartup
Виктория
Виктория
Продакт–менеджер
Точка принятия решения
8 минут чтения

Узнайте, что такое точка принятия решения, как она влияет на бизнес-стратегии и как её правильно анализировать.

Точка принятия решения — это ключевой момент, когда необходимо определиться с выбором и принять важное решение
Проведем корпоративное обучение для вашей компании
Пишите на почту b2b@leadstartup.ru — ответим в течении 30 минут

Что такое точка принятия решения?

Точка принятия решения – под этим подразумевают ситуацию, в которой требуется сделать выбор на основе нескольких альтернатив. Это может быть промежуточным этапом в процессе принятия решений, если вдруг возникают новые обстоятельства и тогда альтернативные варианты придется пересмотреть.

После того, как точка принятия решения была достигнута и выбор сделан, наступает период реализации. Иначе говоря, это критически важный момент, от которого зависит конечный результат.

Концепция применяется как в бытовых ситуациях, так и в профессиональных сферах, таких как бизнес, экономика и менеджмент. Она требует развитых аналитических навыков, чтобы обрабатывать большое количество информации с альтернативными вариантами.

Как точка принятия решения влияет на бизнес?

В сфере бизнеса точка принятия решения имеет важное значение на разных уровнях ответственности, будь то генеральный директор компании или менеджер зала. Практически каждый из участников бизнес–процессов может оказаться в ситуации, когда придется принимать решение из имеющихся альтернатив. Особенно если его зона ответственности достаточно обширна и не всегда подразумевает зависимость от мнения вышестоящего руководства.

Рассмотрим ситуации, когда точка принятия решения оказывает влияние на бизнес.

– Стратегия компании.

Это могут быть решения в процессе работы над стратегией, а также решения, которые могут повлиять на нее и изменить ее. По сути, это наиболее важные события внешней и внутренней среды, побуждающие бизнес отступать от привычной схемы действий. Это могут быть такие события, как запуск новой линейки продукции, выход на новый рынок, слияния с другой компанией и так далее. В этих случаях может быть даже не одна точка принятия решений, так как выбор одной из альтернатив имеет множество последствий. Их все нужно рассмотреть и оценить, чтобы понять, в каком направлении двигаться.

– Операционные процессы.

Здесь речь идет обо всех действиях, которые связаны с управлением запасами, оптимизацией процессов и ресурсов. От этих факторов зависит эффективность работы и качество конечного результата. Например, это может быть выбор поставщика, внедрение нового программного обеспечения для управления запасами и так далее.

Принятие решений в операционных процессах могут повлиять на то, как успешно будет реализована стратегия компании.

– Финансы.

Любые решения, связанные с финансами, будь то инвестиции в развитие нового направления бизнеса или индексация заработных плат сотрудникам. Риски в обоих случаях разные, но так или иначе оба события могут повлиять на общую эффективность и материальное благополучие компании. Если долго не повышать зарплату сотрудникам, то это их демотивирует и они могут уйти. Если вложиться в новое направление без предварительного глубокого анализа, то это может привести к росту издержек и потерям. То есть точки принятия решения здесь тоже будут критическими.

Менеджмент персонала.

При наборе кадров менеджеры по персоналу и руководители достигают точки принятия решения каждый раз, когда утверждают очередного специалиста на его должность. Подход к выбору кандидатов должен быть ответственным. Опыт, навыки и квалификация напрямую влияют на конечный результат работы компании. От этого зависит производительность и качество.

Ещё одной точкой принятия решений является внедрение новой системы управления или перестановка кадров в связи с какими–то событиями, например, кризисом или, наоборот, расширением. Даже в каждом отдельно взятом проекте может быть сформирована своя команда, в зависимости от тех задач, которые им придется выполнить.

В рамках бизнеса процесс принятия решений очень непростой, так как руководству приходится брать на себя большой уровень ответственности. Важно при этом учитывать, что человек в этот момент находится под давлением различных внешних и внутренних обстоятельств. Только высокий профессионализм позволит устоять под этим натиском и сократить влияние человеческого фактора. Это повышает шансы на успех.

Как проанализировать точку принятия решения?

Прежде чем сделать окончательный выбор, необходимо провести анализ всех существующих вариантов и их последствий. Процесс анализа точки принятия решений подразумевает несколько шагов. Это поможет выбрать наименее рискованный и наиболее эффективный вариант из всех возможных в текущих условиях.

Первый шаг – определение проблемы или возможности, требующей решения.

По сути, это постановка цели. Необходимо определить какую–то проблему или поставить задачу, чтобы найти для нее решение. В формулировке должна быть обозначена одна цель. Если попытаться уместить сразу несколько проблем в одну, то тогда возникнут сложности с оценкой рисков. Кроме того, будет трудно выбрать наиболее эффективный выход из сложившейся ситуации.

Второй шаг – сбор и анализ данных.

Без предварительного сбора и анализа данных принимать какие–либо важные решения очень рискованно, особенно в бизнесе. Казалось бы, очевидная мысль, к которой может прийти каждый, но, к сожалению, это не так.

Существует множество методов и инструментов для того, чтобы реализовать этот шаг. В зависимости от специфики компании и конечных целей выбор определенного средства или подхода будет отличаться. Это позволяет сократить размер рисков и их последствий.

Третий шаг – рассмотрение альтернатив.

После сбора необходимых данных, которые совпадают с конечной целью, необходимо систематизировать информацию. Это позволит сформулировать несколько альтернативных вариантов принятия решений и их возможные последствия. При этом необходимо учитывать имеющиеся возможности и ограничения. Это позволит составить наиболее точные прогнозы развития событий при тех или иных обстоятельствах.

Чтобы упростить выбор используются средства визуализации. Например, такие, как карта принятия решений. Она буквально может показать путь, по которому пройдет компания, и к какому результату это приведет.

Четвертый шаг – оценка рисков и последствий.

Визуализация упрощает анализ и оценку рисков и их последствий. В некоторых случаях стоит оценить не только возможные минусы, но также и возможные плюсы выбора. Это позволит более рационально оценить последствия.

Важно при этом учитывать все заинтересованные стороны, так как каждая из них получает свою выгоду от принятого решения. Соответственно, каждая из сторон несет определенные негативные последствия, поэтому, когда будет приниматься окончательное решение, могут быть недовольные.

Пятый шаг – принятие решения.

На этом этапе максимально вовлекаются все, кто может повлиять на конечный выбор. Разве что, кроме тех случаев, когда руководитель принимает все решения единолично.

Этот шаг подразумевает обсуждение, по итогам которого ответственное лицо принимает окончательное решение. Это конец точки принятия решения. После этого разрабатывается план действий по выбранному варианту и начинается его реализация.

Важно впоследствии производить оценку принятого решения, чтобы была возможность улучшить полученные результаты. Это потребует нового цикла для принятия решения.

Какие факторы влияют на точку принятия решения?

В процессе принятия решения важно помнить о том, что существует множество внешних и внутренних факторов, способных повлиять на конечный результат как в положительную, так и в отрицательную сторону. Рассмотрим обе категории.

Внутренние факторы среды.

– Культура организации

Проще принимать решения в поддерживающей среде, где можно разделить ответственность с остальными членами команды. Такие условия создаются за счет открытости в коммуникации, что приводит к повышению доверия.

Кроме того, необходимо обеспечить прозрачность информации и доступ к ней, чтобы ответственное лицо имело возможность в любой момент проанализировать данные в процессе принятия решений.

В целом, важно поощрять инновационность и открытость к изменениям. В случае, когда потребуется внести какие–то значимые изменения в процессы, то сделать это будет значительно проще при поддержке большинства.

– Структура управления

Ещё одним важным аспектом является тип структуры компании.

В вертикальной иерархии, как правило, решения принимаются единолично либо в узком кругу руководителей или акционеров.

В горизонтальной -- ответственность распределяется на большее количество людей. Во втором случае последнее слово также может оставаться за руководством, но мнение остальных при этом играет важную роль, так как они могут дать свою экспертную оценку по ситуации. Возможность взглянуть на проблему под другим углом сильно упрощает выбор.

– Опыт и квалификация

Качество анализа и эффективность дальнейших решений во многом зависят от квалификации ответственных лиц, их опыта и личных качеств. Чем выше эти показатели, тем вероятнее, что человек обладает развитым критическим мышлением. Это позволит ему делать более обоснованные выводы.

– Эмоциональное состояние

Все–таки не стоит забывать о том, что внутренние ресурсы людей не бесконечны. Чем выше уровень стресса и чем дольше человек будет находиться в этом состоянии, тем вероятнее, что он допустит ошибку, находясь в точке принятия решения. Ему будет сложнее анализировать информацию, даже если она уже структурирована и визуализирована. В таком случае выбор может быть сделан под воздействием усталости и эмоционального давления, что очень рискованно.

Поэтому, во–первых, нужно в целом поддерживать позитивную атмосферу в компании, чтобы создать благоприятные условия. Во–вторых, прежде чем окончательно принять какое–то стратегическое решение, нужно дать себе время на отдых. Не обязательно ради этого бросать все дела и лететь в отпуск, но если условия позволяют, то, как говорится, лучше переспать со своими мыслями и решить окончательно на свежую голову.

Внешние факторы среды.

– Экономические условия

Чем менее стабильной является экономическая среда, тем сложнее принимать решения. Нужно учесть множество факторов и иметь план действий на случай возникновения форс–мажорных ситуаций, чтобы снизить риски и степень их влияния.

Соответственно и наоборот, чем стабильнее экономические условия, тем больше руководство компании склонно к тому, чтобы принимать более смелые решения.

– Конкуренция

Конкуренты могут давить на компанию в процессе принятия решения. Это может выражаться в агрессивной маркетинговой стратегии, в повышении цен, выводе на рынок нового продукта и так далее. Чем активнее участники рынка, тем более стрессовыми становятся условия для остальных. Менее гибкие компании, которым нужно больше времени на внедрение изменений, будут сложнее принимать решения, чем их более адаптивные конкуренты.

– Технологические изменения

Развитие технологий предоставляет новые возможности. Для компаний с достаточными ресурсами это рост. А вот тем, кому ресурсов не хватает, будет сложнее принимать решения, так как им в конечном счете придется приложить больше усилий для внедрения новых технологий.

Причем речь идет не только про материальные, но и нематериальные ресурсы. Например, если компания имеет финансы, но при этом персонал недостаточно квалифицированный и замотивированный, то внедрение изменений будет проходить со скрипом.

– Законодательство

В разных ситуациях законодательство может как упростить процесс принятия решений, так и усложнить его. Обычно труднее в тех случаях, когда приходится вносить слишком много изменений, чтобы соблюсти все стандарты и ограничения.

– Социальные и культурные факторы

Общество напрямую и косвенно влияет на процессы компании, в том числе и на принятие решений. Текущие тренды формируют стратегии продаж и маркетинга. Бизнес вынужден внедрять изменения, чтобы соответствовать изменяющимся условиям рынка и запросам своей аудитории. В противном случае это приведет к снижению прибыли.

Внешние и внутренние факторы могут взаимодействовать между собой, что ещё больше усиливает давление на руководство и менеджеров в процессе принятия решений.