Обучение в LeadStartup
Управленческие профессии
LeadStartup
Получите бесплатно — все материалы с наших курсов
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR

Объясняем, что такое дизайн система и как ее создать. Практические советы по разработке и внедрению дизайн систем в различные проекты для унификации работы.

Дизайн–система — это как отдельный продукт внутри одного большого IT–проекта. Она состоит из набора шаблонов, руководства по стилю и стандартов.
Нравится
2
Редактировать Дизайн–система
Редактировать

Что такое дизайн-система?

Дизайн–система — это как отдельный продукт внутри одного большого IT–проекта. Она состоит из набора шаблонов, руководства по стилю, определенных стандартов.

Нравится Что такое дизайн-система?
3
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Когда компании нужна дизайн-система?

Когда у нее несколько схожих продуктов для клиентов. В этом случае крайне важно, чтобы все продукты были выполнены в одном дизайне и с одной логикой.

Нравится Когда компании нужна дизайн-система?
3
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Как создать свою дизайн-систему?

Сам процесс требует серьезных вложений. Так что если вы небольшая компания и денег пока нет, то с дизайн–системой лучше подождать или начать с атомарного дизайна.

Нравится Как создать свою дизайн-систему?
8
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Что такое дизайн–система

Дизайн–система — это как отдельный продукт внутри одного большого IT–проекта. Она состоит из набора шаблонов, руководства по стилю, определенных стандартов. Из них, как из конструктора дизайнер компании собирает сайты и приложения.

Если смотреть узко, то дизайн–система будет состоять из цветов, шрифтов, блоков и других инструментов проектирования. Но если взглянуть на нее шире, то это определенная философия, принципы и структура, которой руководствуется команда продукта, чтобы работать быстрее. Она дает им направление для работы.

Отличный пример дизайн системы — конструктор–сайтов Tilda. Есть набор компонентов с определенным функционалом. И из них собирается готовый продукт.

Нравится Что такое дизайн–система
7
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Из чего состоит дизайн–система

  • То, что видят пользователя — визуальный язык (иконки, цвета, шрифты, формы объектов, анимация, звуки и тп.). Все это богатство служит одной задаче — создать у пользователя определенное отношение, ощущение от продукта. Например, сервис для музыкантов Ultimate Guitar использует палитру из черного и желтого цветов, это передает характер бренда, подчеркивает брутальность. Сервис для аренды жилья Airbnb использует цвета, которые настраивают на путешествия, приключения.

  • Код визуального языка, его фреймворк. Он выручит, когда нужно создавать схожие элементы для разных страниц проекта или приложения. Например, есть на сайте кнопка «Оплатить». В приложении нужно сделать такую же, но с надписью «Перевести деньги». Если библиотеки визуального кода нет, то кнопку придется заново создавать. А если в приложении надо будет изменить цвет таких кнопок и их там десятки? Все рисовать заново? Фреймворк от этой проблемы избавит. Он позволит использовать повторно, что–то меняя, в каждой детали продукта. И если вдруг главный дизайнер или разработчик уйдет, то ничто не исчезнет вместе с ним.

  • Руководство или свод правил, как все должно выглядеть, что и где можно использовать. Описывать нужно самое важное: что за элемент, где используется, для чего нужен. Еще можно описать структуру элементов и их параметры. Тогда все будут понимать друг друга и работать по одним правилам дизайн–системы.

Нравится Из чего состоит дизайн–система
8
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Зачем нужна дизайн–система?

  • Дизайн–система позволяет на 25% ускорить разработку продуктов компании. Плюс на те же 25% уменьшаются затраты на разработку.

  • Ограничивает полет фантазии: хотим кнопку овальную, цвет фона голубой и анимацию по центру. Нет. Есть определенные четкие принципы и все им следуют. Творческая свобода есть, но в этих рамках.

  • Автоматизирует многие процессы. Например, если сформировать библиотеку компонентов, то можно просто брать из нее элементы и использовать, а не создавать их заново. Разработчики также берут из библиотеки кодов элемент, который уже когда–то реализовали, и используют его в других макетах.

  • Можно быстро сделать схематический набросок продукта из готовых элементов библиотеки. Новый продукт можно собрать буквально за пару дней.

  • Можно быстро создавать макеты, сделать, например, два–три варианта и протестировать их.

  • Можно бесконечно улучшать продукт. Дизайн–система позволяет легко вносить правки и даже более серьезные изменения в продукт, так как дает возможность автоматически применять изменения в элементах.

  • Дизайн–система синхронизирует команду разработки. Дизайнеры берут за основу уже заданный визуальный язык при создании новых элементов, а не создают что–либо с нуля. Программисты же работают по фреймворку.

  • Остается время на исследования. Ручной работы все меньше. И у команды остается время на исследование пользователей, их поведения в продукте, есть время, чтобы продумать сценарии использования.

  • Пользователям проще разобраться в новых продуктах, если они уже пользовались старыми.

  • Когда новый дизайнер приходит в компанию, он не отрывается с творчеством по полной, а следует принципам дизайн–системы. И если он хочет создать что–то новое, то должен хорошенько подумать, стоит ли создавать этот компонент заново и добавлять в библиотеку, или лучше внести изменения в старый.

Когда компании нужна дизайн–система

  • Когда у нее несколько схожих продуктов для клиентов. Например, как у «Сбера» или «Яндекса». В этом случае крайне важно, чтобы все продукты были выполнены в одном дизайне и с одной логикой.

  • Когда над одним большим продуктом компании трудится сразу много команд. Дизайн–система упростит их взаимодействие и ускорит работу.

  • Когда компания только создает сайт продукта, но уже знает, что будет приложение и, возможно, еще другие продукты. И сразу продумывает и описывает все компоненты. Это позволит в будущем использовать определенные элементы, которые не нарушают принципы дизайна. Сэкономит деньги и время на дальнейшую разработку.

Нравится Когда компании нужна дизайн–система
2
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Как создать свою дизайн–систему

Сделать это не так просто. И сам процесс требует серьезных вложений. Так что если вы небольшая компания и денег пока нет, то с дизайн–системой лучше подождать. Либо начать с атомарного дизайна.

Нравится Как создать свою дизайн–систему
2
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Что такое атомарный дизайн

Атомарный дизайн — это основа дизайн–системы или один из методов ее проектирования. Тут проводится прямая аналогия между дизайном и любым живым организмом. Компоненты дизайна воспринимаются как атомы и молекулы.

Объяснить в двух словах все принципы атомарного дизайна не получится. Но если хочется погрузиться в эту тему глубже, то здесь вы найдете перевод книги Брэда Фроста, разработчика интерфейсов и создателя методики «Атомарный дизайн». Ссылка на книги — атомарный–дизайн

Нравится Что такое атомарный дизайн
6
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Командная работа для построения дизайн–системы

Выделим основные моменты, которые нужны для построения дизайн–системы.

Команда совместно начинает работу над системой. Обычно задействованы UX- и UI–дизайнеры, разработчики, менеджер проекта или владелец продукта. Но так или иначе вся компания в теме и всячески содействует процессу.

Главная роль, конечно, отводится дизайнерам: они создают компоненты системы. Компоненты описывают и документируют. Проще говоря, все, что как–то связано с дизайном продукта (значки, шрифты, изображения и прочее) собирают в одном месте и организуют. Это нужно для того, чтобы любой сотрудник мог правильно понять, как и где это правильно применять. У всех должен быть открыт доступ к этой библиотеке.

Основа дизайн–системы — это принципы или желаемые качества, требования к продукту. О них команда договаривается заранее.

Затем все согласовывают визуальный язык, на котором продукт будет говорить с пользователями. Важно определиться, какой настрой и какой посыл в это вложен.

Учитываются и технические моменты по применению этих самых компонентов. Для этого дизайнеры вместе с программистами проходят путь внедрения элементов, чтобы потом можно было все эти нюансы разработки учесть. Все проблемы, которые всплывают в процессе внедрения, тоже учитывают.

Нравится Командная работа для построения дизайн–системы
6
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Комплексный подход к созданию дизайн–системы

Дизайн–систему нельзя начать внедрять в середине проектирования или «впихивать» в уже готовые продукты. Это комплексный подход. И он начинается от начала проектирования и до применения в уже готовых продуктах. То есть охватывает весь их жизненный цикл.

Хорошо начать продумывать и описывать компоненты на старте продукта, чтобы затем их систематизировать.

Нравится Комплексный подход к созданию дизайн–системы
6
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Минусы дизайн–системы

  • Дизайн–система – это дорогое удовольствие, не всем по карману.

  • Нужно иметь ресурсы, чтобы дизайн–систему поддерживать, развивать по мере эволюции продукта и обновлять.

  • Творческие и функциональные ограничения. Например, в библиотеке заложено, что может быть только две строчки текста. И не влезая в структуру компонента изменить ничего нельзя.

Нравится Минусы дизайн–системы
2
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Создание дизайн–системы: кейс Высшей школы экономики

У Высшей школы экономики много разных айти–продуктов: сайты, сервисы, соцсети, образовательная платформа. Для них нужна была единая дизайн–система:

  • чтобы все продукты были узнаваемыми

  • не теряли при этом свою эксклюзивность

  • можно было вносить в них правки, создавать новые продукты и все были бы узнаваемы, с едиными принципами в дизайне

  • чтобы можно было собирать продукты из компонентов дизайна, как из конструктора Лего.

Создавать дизайн–систему начали с анализа уже имеющихся продуктов, их компонентов.

Затем все эти компоненты начали распределять по частоте использования. Хотели понять, какие детали приоритетны, а какие совсем не нужны, потому что используются очень редко.

Подошли к следующему шагу — разработке различных блоков библиотеки компонентов в соответствии с приоритетность. Каждый элемент по сути выпускали отдельно, как продуктовую фичу.

Что в итоге получили:

  • Визуальный язык тот самый набор элементов и блоков, которые делают продукты одной компании узнаваемыми. Все иконки разработали в черном цвете, чтобы дизайнеры ВШЭ могли окрашивать их в любые цвета (это про творческую свободу).

  • Дизайн–токены — то есть модули, отступы, всякие закругления и цвета. Теперь у дизайнеров при работе будет выбор не из сотен тысяч цветов, а только из пары десятков одобренных вариантов. Плюс инструкция, где какой цвет и оттенок лучше применять.

  • Определили собственный шрифт для всех продуктов, длину строк, интервалы и отступы.

  • Создали инструкцию по использованию дизайн–системы для дизайнеров и разработчиков.

Нравится Создание дизайн–системы: кейс Высшей школы экономики
7
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner
© 2024 LeadStartup
Все права защищены.
Первый шаг к сотрудничеству — неформальный разговор
Ответим вам в течение 5 минут
  • Переквалифицируем на «CPO», «Продакта» или «Agile–коуча»
  • Помогаем перейти из «поджатых» компаний в компании с крутой культурой
  • Прокачиваем управленческие «хард–скиллы» до стандартов международных компаний enterprise–сегмента
  • Работаем индивидуально 1–на–1