
Цифровая образовательная среда ✍️: понятие и ключевые элементы

Что такое ЦОС?
Цифровая образовательная среда (ЦОС) — это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.

На каких принципах строится ЦОС?
Единство, открытость, доступность, конкурентность, ответственность, полезность

Что нужно сделать в образовании для продуктивного и эффективного применения цифровых технологий?
Держатся минимализма при создании системы, снижать бюрократические затраты, поддерживать постоянный рост трафика участников

Цифровая образовательная среда: понятие и ключевые элементы

Скоростной 4G интернет, нанотехнологии, электромобили, роботы, и в конце концов — цифровая образовательная среда. Наша жизнь с каждым днём становится все более современной в плане технологий. Образовательный процесс теперь не такой как прежде. И это имеется в виду с положительной точки зрения. Инновации привнесли много нового и действительно полезного в сферу обучения и было бы неправильно с нашей стороны не поговорить о ЦОС. Так что, добро пожаловать на экскурсию по цифровой образовательной среде;)
Цифровая образовательная среда (ЦОС) — это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Короче говоря, ЦОС — это единая информационная система, которая объединяет всех участников образовательного процесса как в режиме онлайн, так и в оффлайн.
Цифровая среда включает в себя 3 основных элемента:
- Непосредственно сам комплекс ресурсов (письменные и электронные);
- Информационные и коммуникационные технологии (ПК, телефоны, электронные доски и др.);
- Педагогические технологии (т.е. компетенции учителей в сфере образовательных технологий).
Главная идея ЦОС — обеспечить безопасный доступ и высокое качество обучения в образовательной среде. По подсчетам Министерства Просвещения, предполагается, что уже в 2024 году внедрение ЦОС произойдет в 75 субъектах России. А это значит, что диджитал–пространство будет модернизироваться, а качество цифрового образования расти.
Но важно не путать дистанционное обучение и ЦОС, так как цифровая образовательная среда — это более обширное понятие и может включать не только дистанционное обучение, но и обучение в реальной жизни с помощью интерактивных технологий или, к примеру, современных гаджетов.

Цели ЦОС
Цифровая образовательная среда многогранна, и по этой же причине она преследует различные цели в зависимости от того, с чьей стороны мы её оцениваем.
Для учеников:
- расширение возможностей в образовании;
- доступ к самым современным ресурсам в кратчайший срок;
- исчезание рамок для получения образования (теперь возможно получить образование пройдя обучение онлайн в другой точке мира).
Для преподавателей:
- снижение нагрузок засчет автоматизации процессов;
- повышение удобства мониторинга;
- формирование новых условий для мотивации и новых возможностей.
Для учреждений:
- повышение эффективности использования ресурсов;
- расширение предложений в рамках образовательной среды;
- снижение бюрократической нагрузки;
- одинаковая коммуникация со всеми участниками процесса.
Для региона:
- удобный мониторинг образовательных процессов;
- оптимизация образовательных ресурсов;
- повышение возможностей региона в рамках образовательной среды;
- а также снижение бюрократической нагрузки.
Для государства:
- рост образовательного разнообразия в стране;
- повышение удовлетворенности населения в обучении;
- повышение эффективности образовательных ресурсов;
- снижение образовательной миграции (нет надобности ехать куда–либо, когда вся нужная информация есть в сети).
Вышеприведенные цели можно также считать и преимуществами ЦОС, так как многие из них уже успешно применены на практике и дают положительные результаты по сей день.

На каких принципах строится ЦОС
6 принципов ЦОС — 6 причин, быть уверенными в том, что цифровая образовательная среда — это на сегодняшний день лучшее, что могло случится с привычным в нашем понимании образованием.

- Единство
Единая система, которая способна объединять разные цифровые технологии и задачи;
- Открытость
ЦОС всегда открыт для изменений и расширений;
- Доступность
Море ресурсов и различных элементов, позволяющих быть активным участником образовательной среды;
- Конкурентность
ЦОС в любой момент может сменится на более эффективную модель современного образования, всё честно и открыто;
- Ответственность
Каждый субъект ответственен за задачи в своей информационной зоне;
- Полезность
Создание новых возможностей, автоматизация, снижение трудозатрат и др.
Что нужно сделать в образовании для продуктивного и эффективного применения цифровых технологий?
Конечно, нет ничего совершенного и всегда есть куда расти, поэтому ЦОС стабильно нуждается, как минимум, в трёх вещах:
- Цифровая образовательная среда предполагает движение в сторону открытой экосистемы (когда для работы в системе не требуются особенные инструменты, всё просто и понятно). Минимализм в этом случае не просто приветствуется, а именно необходим.
- Для успешной работы ЦОС незаменимо снижение бюрократических затрат. Хоть она и частично решает эту проблему, но в тоже время искусственный интеллект пока еще не полностью заменяет человеческий, поэтому бюрократия имеет место быть. Нужно стремиться к разгрузке и полной автоматизации.
- Ну и, конечно же, ключевым звеном для успешной деятельности ЦОС является поддержка постоянного роста трафика использования цифровых технологий участниками процесса.