Получите бесплатно — все материалы с наших курсов и тренингов
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR

Цифровая образовательная среда ✍️: понятие и ключевые элементы

Обновление от 24 мая, 2023 г.
9 отзывов, в среднем 5 из 5

ЦИфровая образовательная среда (ЦОС) — это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.

Что такое ЦОС?

Цифровая образовательная среда (ЦОС) — это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.

На каких принципах строится ЦОС?

Единство, открытость, доступность, конкурентность, ответственность, полезность

Что нужно сделать в образовании для продуктивного и эффективного применения цифровых технологий?

Держатся минимализма при создании системы, снижать бюрократические затраты, поддерживать постоянный рост трафика участников

Цифровая образовательная среда: понятие и ключевые элементы

Скоростной 4G интернет, нанотехнологии, электромобили, роботы, и в конце концов — цифровая образовательная среда. Наша жизнь с каждым днём становится все более современной в плане технологий. Образовательный процесс теперь не такой как прежде. И это имеется в виду с положительной точки зрения. Инновации привнесли много нового и действительно полезного в сферу обучения и было бы неправильно с нашей стороны не поговорить о ЦОС. Так что, добро пожаловать на экскурсию по цифровой образовательной среде;)

Цифровая образовательная среда (ЦОС) — это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Короче говоря, ЦОС — это единая информационная система, которая объединяет всех участников образовательного процесса как в режиме онлайн, так и в оффлайн.

Цифровая среда включает в себя 3 основных элемента:

  • Непосредственно сам комплекс ресурсов (письменные и электронные);
  • Информационные и коммуникационные технологии (ПК, телефоны, электронные доски и др.);
  • Педагогические технологии (т.е. компетенции учителей в сфере образовательных технологий).

Главная идея ЦОС — обеспечить безопасный доступ и высокое качество обучения в образовательной среде. По подсчетам Министерства Просвещения, предполагается, что уже в 2024 году внедрение ЦОС произойдет в 75 субъектах России. А это значит, что диджитал–пространство будет модернизироваться, а качество цифрового образования расти.

Но важно не путать дистанционное обучение и ЦОС, так как цифровая образовательная среда — это более обширное понятие и может включать не только дистанционное обучение, но и обучение в реальной жизни с помощью интерактивных технологий или, к примеру, современных гаджетов.

Цели ЦОС

Цифровая образовательная среда многогранна, и по этой же причине она преследует различные цели в зависимости от того, с чьей стороны мы её оцениваем.

Для учеников:

  • расширение возможностей в образовании;
  • доступ к самым современным ресурсам в кратчайший срок;
  • исчезание рамок для получения образования (теперь возможно получить образование пройдя обучение онлайн в другой точке мира).

Для преподавателей:

  • снижение нагрузок засчет автоматизации процессов;
  • повышение удобства мониторинга;
  • формирование новых условий для мотивации и новых возможностей.

Для учреждений:

  • повышение эффективности использования ресурсов;
  • расширение предложений в рамках образовательной среды;
  • снижение бюрократической нагрузки;
  • одинаковая коммуникация со всеми участниками процесса.

Для региона:

  • удобный мониторинг образовательных процессов;
  • оптимизация образовательных ресурсов;
  • повышение возможностей региона в рамках образовательной среды;
  • а также снижение бюрократической нагрузки.

Для государства:

  • рост образовательного разнообразия в стране;
  • повышение удовлетворенности населения в обучении;
  • повышение эффективности образовательных ресурсов;
  • снижение образовательной миграции (нет надобности ехать куда–либо, когда вся нужная информация есть в сети).

Вышеприведенные цели можно также считать и преимуществами ЦОС, так как многие из них уже успешно применены на практике и дают положительные результаты по сей день.

На каких принципах строится ЦОС

6 принципов ЦОС — 6 причин, быть уверенными в том, что цифровая образовательная среда — это на сегодняшний день лучшее, что могло случится с привычным в нашем понимании образованием.

  • Единство

Единая система, которая способна объединять разные цифровые технологии и задачи;

  • Открытость

ЦОС всегда открыт для изменений и расширений;

  • Доступность

Море ресурсов и различных элементов, позволяющих быть активным участником образовательной среды;

  • Конкурентность

ЦОС в любой момент может сменится на более эффективную модель современного образования, всё честно и открыто;

  • Ответственность

Каждый субъект ответственен за задачи в своей информационной зоне;

  • Полезность

Создание новых возможностей, автоматизация, снижение трудозатрат и др.

Что нужно сделать в образовании для продуктивного и эффективного применения цифровых технологий?

Конечно, нет ничего совершенного и всегда есть куда расти, поэтому ЦОС стабильно нуждается, как минимум, в трёх вещах:

  • Цифровая образовательная среда предполагает движение в сторону открытой экосистемы (когда для работы в системе не требуются особенные инструменты, всё просто и понятно). Минимализм в этом случае не просто приветствуется, а именно необходим.
  • Для успешной работы ЦОС незаменимо снижение бюрократических затрат. Хоть она и частично решает эту проблему, но в тоже время искусственный интеллект пока еще не полностью заменяет человеческий, поэтому бюрократия имеет место быть. Нужно стремиться к разгрузке и полной автоматизации.
  • Ну и, конечно же, ключевым звеном для успешной деятельности ЦОС является поддержка постоянного роста трафика использования цифровых технологий участниками процесса.