LeadStartup
Виктория
Виктория
Продакт–менеджер
Цифровая экосистема
10 минут чтения

Разберитесь, что такое цифровая экосистема, какие её ключевые элементы и как она влияет на бизнес и технологии.

Цифровая экосистема — это совокупность взаимосвязанных цифровых технологий, инфраструктуры и платформ, которые обеспечивают устойчивое функционирование бизнеса в цифровую эру
Проведем корпоративное обучение для вашей компании
Пишите на почту b2b@leadstartup.ru — ответим в течении 30 минут

Что такое цифровая экосистема в бизнесе?

Цифровой экосистемой бизнеса принято считать комплекс технологий, а также процессов и участников, позволяющий эффективно выстраивать взаимодействие между ними. Имеются в виду не только внутренние взаимодействия в команде, но также коммуникации с клиентами и другими заинтересованными лицами.

В такую экосистему входят все цифровые инструменты, способные оптимизировать бизнес–процессы и добиться эффективных результатов. То есть сюда можно отнести не только, например, CRM, но и программное обеспечение для роботизации производственных процессов.

Компоненты цифровой экосистемы

В каждой организации будет формироваться своя цифровая экосистема. На это влияет в первую очередь специфика деятельности компании, а также ее текущие возможности. Однако, несмотря на различия, можно выделить несколько ключевых компонентов, которые будут встречаться чаще всего:

Первый – система управления.

Это ядро, вокруг которого будут собираться остальные элементы экосистемы. Важно, чтобы этот инструмент был максимально гибким. То есть у компании должна быть возможность его кастомизировать и масштабировать в соответствии с текущими задачами. Кроме того, такой тип программного обеспечения (ПО) должен поддерживать интеграцию с другими инструментами.

Ключевыми задачами программы менеджмента являются: управление процессами и ресурсами. То есть она помогает организовать процесс, сделать его более простым, логичным и понятным. Это позволяет сократить количество возможных рисков и уменьшить размер издержек.

Второй – базы данных.

Кто владеет информацией, тот владеет миром. Эта фраза действительно имеет ценность. Накопление, обработка и хранение данных является одной из составляющих успеха бизнеса. Сюда можно отнести информацию обо всех входящих и исходящих денежных потоках, описание товаров и услуг, клиентская база и так далее. Все эти аспекты позволяют проводить качественный анализ процессов и полученных результатов. На основе этого принимаются решения об улучшениях и осуществляется управление рисками.

Третий – средства коммуникации.

Любой тип бизнеса ежедневно взаимодействует с клиентами и потребителями как напрямую, так и косвенно. Средства связи используются для создания клиентского сервиса и получения обратной связи по продукту или услуге. Сюда относятся все виды чатов, ботов, мессенджеров и социальных сетей. Благодаря им компания выстраивает долгосрочные и доверительные отношения со своей аудиторией. Высокий уровень вовлечения и лояльности позволяет постоянно расширять воронку продаж и иметь стабильную прибыль.

Четвертый – средства связи с партнерами и прочими заинтересованными лицами.

Да, с ними также можно коммуницировать через те же средства связи, что и с целевой аудиторией, но сам тон разговора будет отличаться. Обычно для этого используются CRM, которые содержат в себе информацию по всем взаимодействиям за все время сотрудничества.

Пятый – технологический стек.

Этот компонент включает в себя все технологические средства и инструменты для построения и обеспечения поддержки цифровой экосистемы. Например, это могут быть аппаратные решения или система безопасности для сохранения данных о клиентах, партнерах и бизнес–процессах. Сюда же можно отнести облачные решения, используемые для масштабизации ПО по менеджменту.

Шестой – глобальная среда и законодательство также играют важную роль.

Сюда относятся все законодательные акты и стандарты, которые регулируют деятельность компании, ее отношения с заинтересованными лицами и прочие аспекты бизнес–процессов.

В эту же категорию можно отнести ответственные лица за отдельно взятые процессы. Это могут быть как финансовый директор и бухгалтеры, так и директор по цифровой безопасности предприятия.

Цифровая экосистема – это подвижный механизм, который должен адаптироваться под различные обстоятельства в случае глобальных изменений на рынке или в бизнес–среде. Это позволит компании иметь эффективные процессы и добиваться результатов в соответствии со своими ожиданиями.

На что обратить внимание при создании цифровой экосистемы?

Существует несколько ключевых аспектов, которые нужно учитывать при создании цифровой экосистемы бизнеса.

Интеграция технологий

При выборе ПО для экосистемы нужно смотреть не только на то, какие задачи решает инструмент, но также на его возможность интеграции с другими технологиями. В противном случае придется искать дополнительные способы связи между компонентами, либо вообще частично выполнять задачи вручную. Это неэффективно и требует дополнительных расходов.

Управление данными

Процесс работы с информацией должен быть простым и доступным. Поэтому важно выбирать программы с интуитивно понятным интерфейсом, чтобы не тратить слишком много времени на обучение персонала и сократить некоторые риски из–за человеческого фактора.

Также стоит обратить внимание, чтобы инструмент управления данными был безопасным и соответствовал требованиям законодательства. Это позволит максимально защитить конфиденциальную информацию. Для дополнительной защиты стоит определить круг лиц, которые имеют доступ к данным, и ограничивать их действия в зависимости от степени ответственности.

Обеспечение взаимодействия с клиентами

В цифровую экосистему должны входить многоуровневые каналы коммуникации для взаимодействия с разными сегментами целевой аудитории. В зависимости от того, на каком этапе воронки продаж находятся клиенты, коммуникация с ними будет происходить разными способами. Использование нескольких каналов позволит получать обратную связь и оперативно реагировать на запросы потребителей.

Как правило, для разных средств коммуникации используются разные стратегии, так как и ключевые задачи у них тоже отличаются.

Инновации и гибкость

Условия рынка постоянно меняются, также как и требования аудитории. Это значит, что экосистема также должна адаптироваться под новые условия, чтобы компания сохраняла или приумножила свой уровень конкурентоспособности. Поэтому стоит уделять внимание инновационным решениям, которые не устареют в долгосрочной перспективе, а наоборот будут развиваться.

Культурные аспекты

Корпоративная культура должна быть построена вокруг того, чтобы постоянно улучшать бизнес–процессы с целью достижения более эффективных результатов. Это значит, что команда не должна бояться изменений и внедрения новых инструментов, если того потребует ситуация. Использование инновационных решений на первый взгляд может оказаться трудным, но при должном обучении и высоком уровне вовлеченности это пойдет на пользу.

Создавая цифровую систему бизнеса, руководитель должен опираться не только на свой опыт и текущие тенденции рынка, но также прислушиваться к своим сотрудникам и целевой аудитории. Они тоже являются заинтересованными лицами, которые влияют на достижение конечной цели.

Популярные инструменты для цифровой экосистемы

Для каждого из компонентов цифровой экосистемы существуют собственные решения, которые позволяют эффективно решать бизнес–задачи. В зависимости от назначения, это может быть:

Автоматизация маркетинга

HubSpot – платформа, используемая для оптимизации взаимодействия с клиентами. Также помогает разрабатывать эффективные маркетинговые стратегии и в целом благоприятно влияет на общую продуктивность на пути достижения цели.

Отличительными особенностями инструмента являются:

– Интегрированная CRM–система для отслеживания и управления клиентами на протяжении всего жизненного цикла, которая обеспечивает централизованный доступ к данным.

– Имеет инструменты для контентного маркетинга. В том числе позволяет создавать и развивать блоги, лендинги, а также реализовывать тактику в рамках email–маркетинга. Благодаря этому улучшается видимость сайта. Кроме того, появляется возможность следить за эффективностью различных маркетинговых каналов.

– Платформа позволяет автоматизировать процессы с помощью workflows. Иначе говоря, некоторые действия могут выполняться автоматически при соблюдении определенных условий, что сокращает количество ошибок и экономит время для решения конкретных задач.

– Кроме того, инструмент имеет набор опций для управления продажами. Это упрощает работу менеджера по продажам при взаимодействии с потенциальными клиентами. Они могут эффективно организовывать сделки и следить за достигнутыми результатами, что упрощает выполнение плана KPI.

Также стоит отметить, что HubSpot является доступным инструментом для бизнеса любого масштаба.

Анализ данных и бизнес–аналитика

Tableau – инструмент визуализации, используемый в бизнес–аналитике. Позволяет обрабатывать большой объем данных, упрощать понимание информации и тем самым иметь объективные обоснования для принятия бизнес–решений.

Отличительными особенностями можно назвать:

– Способность обрабатывать данные из различных источников, будь то таблицы Excel или сложные базы данных SQL Server. За счет того, что пользователи могут подключаться в режиме реального времени, они получают актуальную информацию. Это позволяет оперативно принимать решения и предпринимать необходимые меры.

– Набор инструментов дает возможность создавать настраиваемые дашборды, что является особенно полезным при создании отчетов и проведении презентации результатов.

– Инструмент подходит для совместной работы. Участники процесса могут делиться своими отчетами и дашбордами через облачные сервисы или локальные серверы. Это делает коммуникацию более открытой и удобной, особенно, если требуется быстрое принятие решений.

– Также программа поддерживает возможность проведения предварительного анализа данных, то есть использования фильтров, группировки и агрегирования. Пользователи получают интерактивные отчеты, с помощью которых могут углубиться в изучение данных. Это позволяет выявлять скрытые тенденции и тренды.

Облачные решения

Microsoft Azure – облачное решение, используемое разработчиками и прочими организациями для разработки, развертывания и управления сервисами и приложениями через глобальную сеть центров обработки данных. Проще говоря, это связующий элемент между всеми компонентами цифровой экосистемы.

Отличительными особенностями инструмента являются:

– Поддержка множества инструментов, фреймворков и языков программирования, что упрощает работу разработчиков при создании приложений в разных операционных системах.

– Облачное решение предлагает большое количество услуг: от вычислений до машинного обучения. С его помощью пользователи могут, например, развертывать виртуальные машины или базы данных.

– Одним из важнейших приоритетов инструмента является безопасность. Платформа обладает встроенными средствами защиты данных, а также дает возможность управлять идентификацией и доступом. Кроме того, решение сертифицировано по многочисленным стандартам безопасности, что может стать одним из ключевых аспектов в принятии решений при выборе инструментов для некоторых компаний.

– Кроме того, платформа поддерживает гибридные решения. Таким образом, компания может использовать как локальные, так и облачные ресурсы. Наибольшее значение это имеет для бизнеса, который уже совершил инвестиции в локальную инфраструктуру.

Онлайн–продажи

Shopify – облачное решение для e-commerce, с помощью которого продавцы могут создавать свои интернет–магазины. Для того, чтобы управлять продажами, потребуются минимальные технические знания.

Отличительные особенности заключаются в следующем:

– Платформа предлагает широкий ассортимент тем и приложений для настройки внешнего вида магазина, а также для добавления всех необходимых функций управления онлайн–продажами. Кроме того, она поддерживает интеграцию с инструментами для управления email–маркетингом, базой клиентов и может автоматизировать маркетинговые процессы.

– Решение имеет простую панель администрирования, чтобы пользователи с разным опытом могли легко управлять продажами. Также она поддерживает различные платежные системы.

– Важным аспектом является возможность масштабируемости, что подходит и для малого, и для крупного бизнеса.

– Для отслеживания эффективности магазина предоставляются различные инструменты аналитики. Они помогают анализировать потребительское поведение, на основе чего принимаются более обоснованные управленческие решения в продажах.

Приятным бонусом является наличие сообщества Shopify, а также развитая система поддержки клиентов. Благодаря этому возникающие сложности решаются оперативно, что слабо сказывается на эффективности интернет–магазина.

Существуют и другие типы инструментов, которые входят в реестр компонентов цифровой экосистемы. Выбор конкретного зависит от целей бизнеса и его текущих возможностей.

Плюсы и минусы цифровой экосистемы

Понимание преимуществ и недостатков цифровой экосистемы позволит использовать этот подход к управлению бизнес–процессами более эффективно и избежать наступления некоторых рисков.

Плюсы

– Выполнение операций как внутри, так и за пределами бизнеса становится более эффективным. Этого удается достигать за счет автоматизации процессов и использования облачных решений. Они дают возможность компании быть гибкой и быстро адаптироваться под изменяющиеся условия среды.

– Продвинутые инструменты аналитики позволяют улучшить обработку, анализ и управление данными. Благодаря этому удается своевременно находить слабые места в системе и процессах и оптимизировать их. Кроме того, возможность получать всегда актуальные данные упрощает процесс принятия управленческих решений и делает его более эффективным.

– Цифровая экосистема позволяет стабилизировать процессы и сделать их более предсказуемыми. Поскольку все компоненты системы связаны между собой, то не придется тратить слишком много времени на выполнение задач. Централизованность действий позволяет избежать лишних движений и дублирования нагрузки.

Минусы

– На создание цифровой экосистемы требуется значительные инвестиции. В некоторых случаях приходится попробовать не один инструмент, прежде чем он станет частью системы. Для компаний с ограниченными возможностями это может стать отталкивающим фактором.

– Поскольку все компоненты взаимосвязаны между собой, это может быть не только преимуществом, но и недостатком. Если один из элементов системы будет атакован, то это может привести к повреждению остальных. Это, в свою очередь, опасно потерей бизнес–данных.

– Система требует обслуживания, поэтому придется позаботиться о том, чтобы в штате компании или на аутсорсе был человек, который об этом позаботится. Чем больше компонентов, тем сложнее экосистема, тем больше проблем с этим может возникнуть.

Чтобы собрать эффективный набор инструментов для управления бизнесом, не стоит жалеть времени на тестирование. После полевой проверки можно убедиться в том, что программное обеспечение помогает выполнять задачи, а также может интегрироваться с остальными решениями. Тогда это позволит оптимизировать процессы и добавлять ценности производимым услугам и продуктам.