Цифровизация и/или цифровая трансформация
Как отличить цифровую трансформацию от цифровизации Цифровая трансформация — это не оцифровка процессов и даже не диджитализация сервисов.
Исследование KDMA показало, что за последние два года российский бизнес осознал важность цифровой трансформации. Если в 2018 году только 33% представителей компаний называли ее необходимым для бизнеса процессом, то в 2020-м их число выросло почти вдвое — до 64%. В трансформацию и связанные с ней инициативы вкладываются огромные средства — от 3% до 10% выручки.
Однако, несмотря на растущую необходимость, запустить процесс и получить от него выгоду удается далеко не всем. Одно из объяснений — подходы бизнеса к этому вопросу. Треть опрошенных видят цифровую трансформацию как новое название автоматизации, непонятный или искусственно созданный термин. Кроме того, это определение часто приравнивают к цифровизации или даже оцифровке процессов.
Эти явления могут казаться схожими или даже идентичными на первый взгляд, однако между ними есть существенная разница в масштабе и глубине изменений:
оцифровка — это перевод процессов в digital–формат;
цифровизация — следующий уровень изменений. Здесь переведенные в digital–формат данные и процессы уже можно использовать для упрощения и оптимизации операций;
цифровая трансформация — более глубокий и масштабный процесс. Это комплексное преобразование предприятия с использованием цифровых решений и технологий. Его цель — выход на новые рынки, создание новых каналов продаж и решений, которые генерируют новую чистую выручку и приводят к увеличению стоимости компании.
На этом этапе бизнес может создавать и запускать решения, интегрирующие все оцифрованные данные и приложения. Более того, трансформация открывает возможность для создания и реализации принципиально новых стратегий, которые приносят больше выгоды бизнесу и пользы клиентам.
Цифровизация бизнеса
В бизнесе «оцифровка» способствует оптимизации и повышению точности работы и предполагает переход компаний на электронные платформы.
Выделяют 3 этапа такой трансформации:
Автоматизация.
Сама цифровизация.
На последней стадии изменяется вся система управления бизнесом, начиная с методов производства и заканчивая экономической стратегией предприятия.
Преимущества цифровизации бизнеса:
легкость контроля за остатками на складах;
персонализация для разных категорий клиентов;
простота и удобство при осуществлении сделок;
широкие возможности для аналитики;
отлаженность маркетинга.
Диджитализация бизнеса делает его более конкурентоспособным, современным и надежным.
Цифровизация экономики
Основной сферой, где применяют цифровизацию в России является экономика, которая сегодня постепенно становится «цифровой». То есть все данные обрабатываются цифровыми способами.
Проявлениями цифровой экономики являются:
онлайн–услуги;
торговля через интернет;
электронные платежи;
реклама в интернете;
электронный документооборот и т.д
Трансформация в цифровую экономику позволяет гражданам получать доступ к услугам и товарам быстрее и проще.
Цифровизация в различных сферах деятельности
Цифровые технологии окружают людей повсюду: в домах и квартирах, государственных учреждениях, на предприятиях, заводах, в больницах, в школах и университетах, в магазинах. Они используются для создания дополнительной и виртуальной реальности, при машинном обучении, в робототехнике, для 3D–печати, в области искусственного интеллекта, здравоохранения, научных исследований, сельского хозяйства. Такие изменения жизни общества помогают представить, насколько процесс цифровизации охватил мир. Какие же важнейшие сферы жизни общества затрагивает цифровые технологии?
Что это простыми словами
Цифровые технологии это все, что связано с электронными вычислениями и преобразованием данных: гаджеты, электронные устройства, технологии, программы. По сравнению с аналоговыми, цифровые технологии лучше подходят для хранения и передачи больших массивов данных, обеспечивают высокую скорость вычислений. При этом информация передается максимально точно, без искажений.
На сегодняшний день, развитие общества невозможно представить без внедрения самых передовых технологий. Цифровизация стала обязательным условием развития экономики, бизнеса, здравоохранения, образования, науки. Цифровые технологии способствуют повышению конкурентоспособности и благосостояния общества.
Цифровизация образования
Цифровизация системы образования предполагает оснащение учебных заведений современными цифровыми технологиями, которые призваны повысить доступность обучения и обучающих материалов для всех. Также, возможно, в будущем будет сделан упор на онлайн–образовании, когда ученики при желании смогут получать знания не выходя из дома.
Преимущества цифровизации образования заключаются в снижении затрат на содержание, устранении бумажной волокиты, в высокой доступности для людей из отдаленных населенных пунктах и т.п. Диджитализация сделает образование более доступным, полным и экономичным.
Цифровизация здравоохранения
В здравоохранении цифровизация идет по нескольким направлениям. Самое популярное сейчас – создание гаджетов, позволяющих дистанционно мониторить состояние здоровья человека. Кроме того, использование специальных алгоритмов позволит:
быстрее ставить диагноз;
снизить количество врачебных ошибок;
ускорить разработку новых лекарственных препаратов.
Будущее и современные тенденции цифровизации
Цифровизация — неотъемлемая часть нашей жизни, и, согласно оценкам экспертов в разных странах, тренд на новые цифровые форматы продолжает усиливаться. Ближайшие 5-10 лет — переломный период цифровизации и цифровой трансформации, когда digital–технологии охватывают даже те сферы, где всегда господствовали аналоговые. Государственные, финансовые, медицинские услуги переходят в онлайн–формат, появляются первые прототипы электронных паспортов и цифровые платежные системы без привязки к физическим валютам и банкам. Синергия цифровых технологий поможет объединить офлайн и онлайн, делая все устройства и сервисы взаимосвязанными между собой. Искусственный интеллект и большие данные помогают принимать более обоснованные решения, а VR и AR — проводить сложные операции, путешествовать и учиться в любой точке. Такое будущее выглядит очень комфортным, но не для всех. Например, футуролог Герд Леонгард призывает обратить внимание на тотальную цифровизацию и ее возможные последствия. Например, полная замена реального общения цифровым или утрата человечности при принятии глобальных решений, которые мы все больше доверяем ИИ.
Преимущества и недостатки цифровизации
Цифровизация общества воспринимаются, как и многие современные тенденции, неоднозначно.
Главными преимуществами «цифры» являются простота и точность получения услуг и товаров, автоматизация рабочих процессов, сведение к минимуму влияния человеческого фактора.
Цифровизация помогает избавиться от обилия бумажной документации, благодаря хранению данных в электронном формате.
Цифовизация способствует более выгодному ведению бизнес–процессов, экономии на рабочей силе, возможностям анализа и прогноза. Первоначальные издержки на внедрение технологий быстро окупаются, если правильно ими пользоваться. Сложно недооценить ее преимущества в области образования, медицины, сельского хозяйства, научных разработок.
Однако имеются и недостатки диджитализации. Благодаря внедрению технологий, в скором времени многие люди могут остаться без работы: таксисты, учителя, продавцы–кассиры, служащие банков и государственных учреждений.
Также беспокойство вызывает такой фактор риска как попадание людей в цифровое рабство. Речь не только о зависимости от гаджетов. Когда вся информация о человеке будет храниться в одном месте в электронной форме, ее хищение может быть проще и потенциально опаснее.
То же самое касается коммерческой информации предприятий. Путем подключения к сети злоумышленники могут выкрасть данные с помощью вредоносных программ. Для защиты информации потребуются дополнительные меры безопасности, что сопряжено с лишними расходами.
Техническая неграмотность людей – тоже недостаток. Не все готовы изучать новые технологии, чтобы обеспечить их максимальную эффективность. В целом, эта сфера уязвима перед человеческой небрежностью. Наконец, электронная форма хранения данных ставит их под риск потери ввиду технических сбоев оборудования. Со всеми этими проблемами призваны справляться блокчейн–технологии, в которые в последние несколько лет вливаются миллионные инвестиции.
Так же одним из главных недостатков — высокая энергоемкость и негативное воздействие на климат.
Сейчас на долю дата–центров приходится около 0,3% мировых выбросов углерода. Они потребляют около 200 ТВтч в год — это больше, чем годовое потребление энергии в развивающихся странах. Однако к 2030 году этот показатель может вырасти до 20% от всего мирового спроса, что приведет к существенному увеличению выбросов.
Цифровизация в условиях пандемии
Одним из ключевых драйверов становятся изменившиеся потребности отраслей и населения на фоне распространения COVID-19. Например, за несколько месяцев пандемии совершён прорыв в уровне цифровизации внутренних процессов и продуктовых линеек в разных секторах экономики, который сопоставим с аналогичными изменениями за предыдущие 3-4 года.
С другой стороны, пандемия создала золотую жилу для злоумышленников, поскольку страх или любопытство людей к вспышке вируса делает их более восприимчивыми к психологическим манипуляциям, что позволяет проводить кибератаки с помощью социальной инженерии.
Однако киберпреступная деятельность, связанная с COVID-19, не ограничивается физическими лицами, пытающимися получить финансовую выгоду. Во время этого кризиса в области искусственного интеллекта в последнее время произошли многообещающие события.
Эта сложная ситуация побуждает энтузиастов технологий становиться более творческими и инновационными. В последние недели появились многообещающие и захватывающие идеи, например, как ИИ может помочь в разработке лекарства или вакцины от коронавируса.
Несмотря на оптимизм и технологические возможности, подобные времена показывают, что нам нужны инклюзивные дебаты об искусственном интеллекте. Ясно одно: растущая интеграция ИИ в политические, социальные и культурные процессы бросит вызов статус–кво. Но мы должны формировать будущее ИИ в соответствии с нашими потребностями и целями.
С этой целью нам необходимо решить все насущные вопросы, связанные с ИИ сегодня. Как общество, мы должны прийти к соглашению — не только во времена кризиса — по какому пути мы хотим идти и как ИИ как технология может нам «послужить». Это одна из тем, которые в настоящее время больше всего интересуют нас в лаборатории искусственного интеллекта и общества.
Историк Юваль Ноа Харари недавно заявил в статье Financial Times, что «многие краткосрочные чрезвычайные меры станут неотъемлемой частью жизни. Такова природа чрезвычайных ситуаций. Они ускоряют исторические процессы». Инновации снизу вверх, которые можно наблюдать почти во всех зараженных регионах, поразительны.
Платформы, продукты и услуги с поддержкой цифровых технологий разрабатываются и выводятся на рынок в рекордно короткие сроки, чтобы облегчить боль наиболее уязвимых из нас. Это включает в себя локальные информационные приложения о вирусах, одноранговые сервисы для покупки продуктов или удаленную работу в классе для младших школьников.
По своей природе значительное количество этих нововведений, таких как помощь нуждающемуся человеку, затрагивают фундаментальные принципы человеческого общества. Если верить Харари, по крайней мере некоторые из них останутся здесь. Затем новаторы должны решить, как следует поддерживать цифровую социальную пользу в условиях противоречия между монетизацией деловой активности и социальной миссией, с которой они начинали.