Что такое ЦОС?
Цифровая образовательная среда (ЦОС) — это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.
На каких принципах строится ЦОС?
Единство, открытость, доступность, конкурентность, ответственность, полезность
Что нужно сделать в образовании для продуктивного и эффективного применения цифровых технологий?
Держатся минимализма при создании системы, снижать бюрократические затраты, поддерживать постоянный рост трафика участников
Цифровая образовательная среда: понятие и ключевые элементы
Скоростной 4G интернет, нанотехнологии, электромобили, роботы, и в конце концов — цифровая образовательная среда. Наша жизнь с каждым днём становится все более современной в плане технологий. Образовательный процесс теперь не такой как прежде. И это имеется в виду с положительной точки зрения. Инновации привнесли много нового и действительно полезного в сферу обучения и было бы неправильно с нашей стороны не поговорить о ЦОС. Так что, добро пожаловать на экскурсию по цифровой образовательной среде;)
Цифровая образовательная среда (ЦОС) — это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Короче говоря, ЦОС — это единая информационная система, которая объединяет всех участников образовательного процесса как в режиме онлайн, так и в оффлайн.
Цифровая среда включает в себя 3 основных элемента:
Непосредственно сам комплекс ресурсов (письменные и электронные);
Информационные и коммуникационные технологии (ПК, телефоны, электронные доски и др.);
Педагогические технологии (т.е. компетенции учителей в сфере образовательных технологий).
Главная идея ЦОС — обеспечить безопасный доступ и высокое качество обучения в образовательной среде. По подсчетам Министерства Просвещения, предполагается, что уже в 2024 году внедрение ЦОС произойдет в 75 субъектах России. А это значит, что диджитал–пространство будет модернизироваться, а качество цифрового образования расти.
Но важно не путать дистанционное обучение и ЦОС, так как цифровая образовательная среда — это более обширное понятие и может включать не только дистанционное обучение, но и обучение в реальной жизни с помощью интерактивных технологий или, к примеру, современных гаджетов.
Цели ЦОС
Цифровая образовательная среда многогранна, и по этой же причине она преследует различные цели в зависимости от того, с чьей стороны мы её оцениваем.
Для учеников:
расширение возможностей в образовании;
доступ к самым современным ресурсам в кратчайший срок;
исчезание рамок для получения образования (теперь возможно получить образование пройдя обучение онлайн в другой точке мира).
Для преподавателей:
снижение нагрузок засчет автоматизации процессов;
повышение удобства мониторинга;
формирование новых условий для мотивации и новых возможностей.
Для учреждений:
повышение эффективности использования ресурсов;
расширение предложений в рамках образовательной среды;
снижение бюрократической нагрузки;
одинаковая коммуникация со всеми участниками процесса.
Для региона:
удобный мониторинг образовательных процессов;
оптимизация образовательных ресурсов;
повышение возможностей региона в рамках образовательной среды;
а также снижение бюрократической нагрузки.
Для государства:
рост образовательного разнообразия в стране;
повышение удовлетворенности населения в обучении;
повышение эффективности образовательных ресурсов;
снижение образовательной миграции (нет надобности ехать куда–либо, когда вся нужная информация есть в сети).
Вышеприведенные цели можно также считать и преимуществами ЦОС, так как многие из них уже успешно применены на практике и дают положительные результаты по сей день.
На каких принципах строится ЦОС
6 принципов ЦОС — 6 причин, быть уверенными в том, что цифровая образовательная среда — это на сегодняшний день лучшее, что могло случится с привычным в нашем понимании образованием.
Единство
Единая система, которая способна объединять разные цифровые технологии и задачи;
Открытость
ЦОС всегда открыт для изменений и расширений;
Доступность
Море ресурсов и различных элементов, позволяющих быть активным участником образовательной среды;
Конкурентность
ЦОС в любой момент может сменится на более эффективную модель современного образования, всё честно и открыто;
Ответственность
Каждый субъект ответственен за задачи в своей информационной зоне;
Полезность
Создание новых возможностей, автоматизация, снижение трудозатрат и др.
Что нужно сделать в образовании для продуктивного и эффективного применения цифровых технологий?
Конечно, нет ничего совершенного и всегда есть куда расти, поэтому ЦОС стабильно нуждается, как минимум, в трёх вещах:
Цифровая образовательная среда предполагает движение в сторону открытой экосистемы (когда для работы в системе не требуются особенные инструменты, всё просто и понятно). Минимализм в этом случае не просто приветствуется, а именно необходим.
Для успешной работы ЦОС незаменимо снижение бюрократических затрат. Хоть она и частично решает эту проблему, но в тоже время искусственный интеллект пока еще не полностью заменяет человеческий, поэтому бюрократия имеет место быть. Нужно стремиться к разгрузке и полной автоматизации.
Ну и, конечно же, ключевым звеном для успешной деятельности ЦОС является поддержка постоянного роста трафика использования цифровых технологий участниками процесса.
Помогут ли курсы найти работу в IT?
У многих из нас есть когнитивное искажение о том, что пройдя обучение, получив базовые скиллы и сертификат, можно идти устраиваться на новую роль в IT и сделать это просто, потому что "я уже знаю".
В чем подвох — обучение хард–скиллам и трудоустройство — это 2 разных трека. Вести которые можно как параллельно, так и отдельно.
То есть если вы хотите трудоустроиться на, например, продакта в IT, то вместо обучения базовым продуктовым компетенциям на курсе и получения сертификата вы можете оценить весь свой предыдущий опыт, сформулировать ценности, которые вы будете продавать и транслировать, упаковать это в хорошо написанное CV, продумать презентацию этого опыта, и идти трудоустраиваться.
И в этом случае важно с самого начала определить для себя цели, которых вы хотите достигнуть. Самые частые случаи недоувлетворенности результатами обучения — когда обучение не закрывает ваши цели.
Ниже интересные примеры из нашей практики:
1) Про непонимание своей цели
Недавно общались с потенциальным студентом. Его цель, которую он хотел закрыть, звучала так: "Научиться проводить кастдевы и разговаривать на одном языке с девопсами." С помощью техники 5 Why через какое–то время сформулировали настоящую цель — уcтроиться на определенную позицию на удаленку на Х денег. И именно это та цель, которую надо было закрыть. И факты обучения кастдеву и погружения в девопс для достижения этой цели не играли никакой роли.
2) Про непонимание ценности обучающего продукта
Из еще одной консультации получил фидбек на одну правда крутую компанию в нашей сфере: "Я у них отучился, полное говно, никакого результата, зря выкинул деньги. Продактом так и не трудоустроился."
Звучит логично, но есть одно НО — это было интенсивное обучение хардкорной продуктовой аналитике.
Это был дип–дайв в харды. Это и не подавалось как решение карьерных задач.
3) Про сертификаты
Частый фидбек по результатам консультаций либо пресейлов — "Да, я всё пониманию, но я сейчас сначала доучусь на курсе Х, получу сертификат, обновлю резюме, и тогда начну искать работу!"
Короткое саммари от нашей команды:
- Обучение хард–скиллам и трудоустройство — это разные треки! Одно не заменяет другое.
- Выбирайте обучение под свои цели, и не обманывайте себя, что если вы научитесь лучше кастдевить, то сразу устроитесь на продакта.
- Сертификаты нужны разве что как артефакт. Чаще всего всем на них плевать.
- Бизнесовый / менеджерский опыт успешно конвертится в трудоустройство в IT. Вам не обязательно проработать Х лет на такой же позиции, чтобы вас взяли на работу в IT компанию.
Если ваша цель — это трудоустройство, то вам нужно обучение, которое напрямую закрывает ваши карьерные цели. Например, как у нас 🙂
Крутое полезное видео на эту тему: Помогут ли курсы найти нормальную работу айтишнику?
Приходите к нам на профессии, если хотите, чтобы мы вас за руку довели до трудоустройства на Продакта / Скрам Мастера / Руководителя IT–проектов / CPO.
Но самое главное — четко и честно сформулируйте свои цели, в том числе для себя. Это маст.