Рынок совершенной конкуренции основан на копировании.
Такая ситуация возникает в результате процесса глобализации, когда уже существующая технология или существующий продукт масштабируется в горизонтальной перспективе — то есть таких продуктов становится больше, как и занимающихся соответствующим бизнесом компаний.
Когда вы находитесь в условиях совершенной конкуренции — цены диктует рынок. Находясь на рынке высокой конкуренции вы не можете устанавливать свою цену, потому что ваш продукт является копией. Если вы значительно измените цену, клиент купит просто у кого–то другого.
В результате такого процесса продукт или услуга становятся более дешевыми, а клиент — более избирательным и привередливым.
Начинается настоящая борьба.
Многие классические продуктовые подходы и практики направлены на то, чтобы снижать количество издержек («потерь»), чтобы совершенствовать и оптимизировать поток поставки ценности.
Вот каким решениям обычно следуют компании, которые работают в таких условиях:
Снизить стоимость продукта или услуги. Потому что чем дешевле продукт, тем более вероятно, что клиент выберет нас на фоне конкурентов. Здесь клиент именно выбирает, поэтому это рациональная стратегия.
Снизить издержки производства / поставки продукта. В сущности, это также попытка повлиять на стоимость продукта, или начать получать хоть какую–то чистую прибыль в условиях высокой конкуренции.
Часто лучшим решением в условиях высокой конкуренции бывает пытаться совершенствовать продукт. Это инновации, касающихся характеристик продукта, а не его сущности.
Так, например, высокотехнологичные компании пытаются раз за разом делать компьютеры, смартфоны и другую подобную технику все более мощной.
Хотя в сущности они остаются на этом же рынке, и самый простой смартфон отличается от самого дорогого только своей производительностью, но не своими ключевыми характеристиками: на обоих можно звонить, хранить и обмениваться данными.
Появление новых функций может быть конкурентным преимуществом некоторое время — до тех пор, пока его не скопируют другие компании.
Хотя это решение, которому следуют лучшие из компаний, работающих на рынке с высокой конкуренцией, возможно, лучшей стратегией будет поиск «голубого океана» и создание инноваций, которые действительно полностью отстроят вас от конкурентов и позволят занять монопольную позицию.
Бизнес, основанный на копировании и работающих в высококонкурентной среде, может быть очень успешным. Компания Яндекс — возможно, довольно хороший пример. Эта компания успешно копирует лучшие продукты и практики, и совершенствует их. Это позволяет им расти очень быстро даже на очень конкурентных рынках. Хорошо копировать — тоже большое искусство.
Однако, таких примеров единицы. Подавляющее большинство компаний, которые лезут в алый океан — проигрывают. Нахождение на таком рынке всегда является риском и требует непрерывной работы по совершенствованию процессов, иначе конкуренты с более оптимизированными и рациональными практиками быстро займут ваше место.