Рынок совершенной конкуренции основан на копировании.
Такая ситуация возникает в результате процесса глобализации, когда уже существующая технология или существующий продукт масштабируется в горизонтальной перспективе — то есть таких продуктов становится больше, как и занимающихся соответствующим бизнесом компаний.
Когда вы находитесь в условиях совершенной конкуренции — цены диктует рынок. Находясь на рынке высокой конкуренции вы не можете устанавливать свою цену, потому что ваш продукт является копией. Если вы значительно измените цену, клиент купит просто у кого–то другого.
В результате такого процесса продукт или услуга становятся более дешевыми, а клиент — более избирательным и привередливым.
Начинается настоящая борьба.
Многие классические продуктовые подходы и практики направлены на то, чтобы снижать количество издержек («потерь»), чтобы совершенствовать и оптимизировать поток поставки ценности.
Вот каким решениям обычно следуют компании, которые работают в таких условиях:
- Снизить стоимость продукта или услуги. Потому что чем дешевле продукт, тем более вероятно, что клиент выберет нас на фоне конкурентов. Здесь клиент именно выбирает, поэтому это рациональная стратегия.
- Снизить издержки производства / поставки продукта. В сущности, это также попытка повлиять на стоимость продукта, или начать получать хоть какую–то чистую прибыль в условиях высокой конкуренции.
Часто лучшим решением в условиях высокой конкуренции бывает пытаться совершенствовать продукт. Это инновации, касающихся характеристик продукта, а не его сущности.
Так, например, высокотехнологичные компании пытаются раз за разом делать компьютеры, смартфоны и другую подобную технику все более мощной.
Хотя в сущности они остаются на этом же рынке, и самый простой смартфон отличается от самого дорогого только своей производительностью, но не своими ключевыми характеристиками: на обоих можно звонить, хранить и обмениваться данными.
Появление новых функций может быть конкурентным преимуществом некоторое время — до тех пор, пока его не скопируют другие компании.
Хотя это решение, которому следуют лучшие из компаний, работающих на рынке с высокой конкуренцией, возможно, лучшей стратегией будет поиск «голубого океана» и создание инноваций, которые действительно полностью отстроят вас от конкурентов и позволят занять монопольную позицию.
Бизнес, основанный на копировании и работающих в высококонкурентной среде, может быть очень успешным. Компания Яндекс — возможно, довольно хороший пример. Эта компания успешно копирует лучшие продукты и практики, и совершенствует их. Это позволяет им расти очень быстро даже на очень конкурентных рынках. Хорошо копировать — тоже большое искусство.
Однако, таких примеров единицы. Подавляющее большинство компаний, которые лезут в алый океан — проигрывают. Нахождение на таком рынке всегда является риском и требует непрерывной работы по совершенствованию процессов, иначе конкуренты с более оптимизированными и рациональными практиками быстро займут ваше место.