
Что такое пивот
Это принципиальный разворот бизнес модели, когда вы начинаете работать совсем по–новому или используете другие ориентиры для бизнеса (например, другая целевая аудитория или другой продукт),

Зачем нужен пивот
Если ваша текущая бизнес модель является убыточной или недостаточно прибыльной, чтобы вы могли развиваться — вам нужен пивот.

Как сделать пивот
Проанализируйте свой бизнес и выявите узкие места, которые не позволяют вам расти и масштабироваться. Набросайте гипотезы о том, что вы можете делать иначе. Начните делать эксперименты, чтобы выяснить, куда вам нужно двигаться на самом деле.

PIVOT - контекст применимости
Можно. И даже нужно😉
Хотим начать с примера из реальной жизни. Случались ли в вашей жизни «крутые повороты»? Быть может это была новая для вас работа, новое хобби или же абсолютно новый круг общения?
Так вот. Со стартапами тоже самое. Зарождающийся бизнес — это своего рода отдельный живой организм, которому, порой, нужны резкие изменения для будущего роста. Эти изменения как раз и есть Pivot, о котором расскажем дальше.

Pivot — ключевое понятие в бизнесе
Пивот (от англ. pivot — вращаться) — смена курса деятельности стартапа, с целью «нащупать» новые возможности для развития.
Вы просто не представляете, сколько годных стартапов прекратили свою работу проигнорировав эту палочку–выручалочку. На наш взгляд, пивот — это незаменимая часть построения любого бизнеса. Редко кому удается с первого раза найти правильный вектор движения. Мы, конечно, верим в ваши силы, но всё таки рекомендуем познакомиться с этим понятием поближе.
Ведь, сами посудите, что лучше: окончательно прекратить развитие стартапа из–за возникших проблем (а без них не бывает) или же пойти новым путём? Вовремя понять, что пора пробовать что–то ещё — это залог успеха. Да, потраченные средства, силы и время имеют место, но поверьте, это не впустую. Переменам быть!
Даже Конфуций об этом говорил:


Когда нажимать «кнопку» Pivot?
Ну и, переходим к самому «страшному» этапу для стартаперов — обращаемся к пивоту. Выбираем подходящий для этого момент.
Слишком дорого
Да, продукт работает, и вроде как решает проблему клиента, казалось бы всё ок — но на привлечение и удержание пользователя уходит оочень много средств, а себестоимость продукта занижена. Необходима оптимизация расходов на площадки (например, вместо сайта создать приложение), пересмотр способов монетизации и механизма сбыта.
Стартап не решает проблему аудитории
Как правило, этот момент выясняется уже сразу после выпуска продукта — спроса нет. Здесь также нужно разбираться с целевой аудиторией и всерьез задуматься о спасательной кнопке «Пивот».
Привлечение «не сработало»
Тут можно сказать сразу, что скорее всего, вы не провели MVP (тестовая версия основного продукта) для тестирования гипотезы. Если сделали, то необходимо менять курс на другую ЦА.
Клиент не хочет платить
Даже, если все вышеперечисленное сработало, то не стоит расслабляться. Установленная стоимость не факт, что понравится аудитории. Здесь два варианта: снижение цены и сокращение функционала или поиск новой аудитории и расширение функционала.
Едем дальше 🚙

От 1 до 10: полный список моделей Pivot
Pivot — инструмент крайне многогранный. Поэтому стоит выбирать подходящую модель в зависимости от бизнес–модели и наличия в ней недочетов.
Фокусировка на ключевой функции продукта, которая дает лучшие результаты (это может быть услуга, опция и т.д.).
Изменение фокусировки на другую функцию продукта или разработка комплексного решения для разных аудиторий.
Изменение позиционирования продукта в случае, если продукт оказался интересным для другой аудитории.
Анализ проблемы, которую должен решить ваш стартап, насколько она значима и нуждается ли вообще в каком–либо решении.
Определение ключевого применения вашего продукта. Что важнее платформа или окупаемость применения?
Выбор из двух вариантов: «высокая маржа – малые объемы» и «низкая маржа – большие объемы».
Выяснить для себя — за что именно аудитория должна платить и будет ли это регулярно? Изучение дополнительных способов монетизации стартапа.
Выбор модели роста: виральная, «липкая» и платное привлечение новых потребителей.
Выбор каналов продвижения и анализ их работы.
Выбор новой технологии для продукта в целях улучшения эффективности и/или повышения цены.

Когда не нужно применять Pivot?
«Дураки учатся на своих ошибках, а умные — на чужих».

Успешный Pivot на примере нескольких брендов
Paypal начала существовать как компания по обслуживанию электронных аукционов, но в один момент осознала своё истинное предназначение и теперь осуществляет онлайн–переводы по всему миру.
Nokia
Помните те «неубиваемые» телефоны из 2000-х? Создатель Nokia начинал совсем не с этого. Изначально, компания занималась производством бумаги и резиновых галош, и только позже открыла производство техники, одним из которых был первый телефон Nokia 9210 весом 10 кг, заслуживший мировое признание.
Avon
Еще в 1880-х Avon был отнюдь не косметической компанией. В самом начале развития представители бренда предлагали своим клиентам книги. И только один из них решил дополнить предложение небольшими флакончикам духов, чтобы увеличить свои продажи. В итоге, оказалось, что женщин больше интересовали духи, и с этого момента начался путь компании к тому, какая она сейчас.

Важность и значимость PIVOT
Pivot — и друг и враг для некоторых одновременно. Он помогает вывести стартап на новый уровень, и в то же время, многие отказываются к нему обращаться, боясь сделать шаг назад. Но и на этот случай у нас припасена волшебная фраза:
На самом деле в пивоте нет ничего страшного. Наверняка, если бы этого метода не было, многие успешные на сегодняшний день компании не существовали и не радовали нас крутыми продуктами. Главное для стартапа — четко понимать, когда стоит пользоваться этим инструментом, а когда нет.