28 июня, 2022 г.
55 отзывов, в среднем 5 из 5

Что такое фичи, удачные и неудачные примеры, как узнать, нужна ли фича

Зачем нужны фичи, какие бывают, как создать +примеры фичей
  1. Что такое фичи?
  2. Какими должны быть фичи?
  3. Примеры крутых фичей
  4. Что такое фичи
  5. Зачем нужны фичи?
  6. Какими должны быть фичи?
  7. Модель Kano
  8. Вау-фичи на примере сторис
  9. Неудачные фичи
  10. Как узнать, нужна ли фича?
  11. Какой путь проходит фича?
  12. Как измерить эффективность новых фичей?

Что такое фичи?

Это полезные функции или особенности приложения, сайта или программы.

Какими должны быть фичи?

Привлекать пользователей в продукт, вырабатывать у них привычку им пользоваться, влиять на метрики, улучшать пользовательский опыт.

Примеры крутых фичей

Сторис в Инстаграм, голосовые чаты в телеграм, закладки в видеоплеерах

Что такое фичи

Фича — это  полезная  функция или особенность продукта.

  • В играх фичи — это сюжетные ходы, необычное поведение персонажей, неожиданный поворот в диалогах.
  • В программах и приложения фичи связаны с новшествами в интерфейсе.
  • Фичами на сайте может стать добавление фильтров, слайдеров, фотогалереи.

Зачем нужны фичи?

Чтобы продукт работал, привлекал пользователей и приносил деньги.

  1. Есть базовые требования к продуктам, то, к чему пользователи привыкли: кнопка отмены, закладка в электронной книге, возврат к тому месту, где закончил смотреть фильм на платформе. Базовые фичи надо закрыть в первую очередь или люди не станут пользоваться продуктом.
  2. Продукт надо регулярно улучшать и развивать. Для этого в него добавляют новые функции — вау–фичи. Пользователи их не ждут, но если ничего не добавлять, они уйдут к конкурентам или забудут про продукт, он им наскучит.

С первым пунктом все понятно: пользователи сами скажут, если их продукт не соответствует базовым требованиям: Где эта кнопка? Как это делается? Почему у вас этого нет?

С дополнительным функционалом сложнее. Команды ищут идеи, докручивают, придумывают, что может пользователям понравиться,а что их расстроит, как привлечь новую аудиторию, что подтолкнет продукт вверх и заставит о нем говорить. Чтобы придумать такие фичи, команда разработки изучает метрики, анализирует,  каким пользователям функционал больше зайдет, смотрит, что уже есть на рынке и как это можно внедрить в свой продукт.

Примеры вау–фичей:

  • IGTV в Инстаграме
  • Видео–шоты в приложении для гитаристов Ultimate Guitar
  • Система рейтингов во Вконтакте
  • Голосовые чаты в каналах в Телеграм.

Какими должны быть фичи?

  • Привлекать пользователей в продукт.
  • Вырабатывать у них привычку им пользоваться — как лайки и комментарии в соцсетях, возможность добавлять свой контент и следить за реакциями и просмотрами.
  • Фичи должны влиять на метрики: внедрили — увидели рост числа возвращений, увеличение показателей активации, повысили монетизацию продукта. Если ничего не произошло, значит, фича так себе.
  • Фича должна улучшать пользовательский опыт, влиять на UX продукта, делать его удобнее, полезнее.

Фичи внедряют постепенно. Раскатывают, например, на пользователей в Австралии. Следят за метриками. Если все ок, раскатывают на другую страну.

Модель Kano

Это метод, которые приоритезирует хотелки пользователей, команды, инвесторов продукта.

Смысл в том, что фичи разделяют на категории в зависимости от того, как они влияют на  пользователей. Оценивают здесь степень удовлетворенности продуктом.

Что это за категории фичей:

  • Базовые — про них мы уже говорили выше. Без них продукт не стартанет. Например, фичи: корзина, личный кабинет, выбор оплаты в приложении интернет–магазина.
  • Технические — то, что отличает от конкурента: объем памяти, скорость загрузки, кастомизация. Трекинг шагов в фитнес–приложении, например.
  • Вау или киллер–фичи — что отличает продукт, делает его особенным. Но быстро копируется другими. Например, сторис или проморолик с товаром в приложении интернет–магазина.

Вау-фичи на примере сторис

Вау–фичи все друг у друга «воруют». На примере формата сторис:

  • Формат коротких исчезающих постов — это фича приложения Snapchat. Функцию назвали «Моя история».
  • Через три года истории появились в инстаграме. И стали там популярнее, чем в оригинале. Инстаграму сторис помогли удержать аудиторию, которая устала от идеальных фотографий в ленте и стеснялись публиковать «неинстаграмные» снимки и видео.
  • Затем истории добавили в сам Фейсбук.
  • Фичу подхватил Ютуб, Скайп и Вайбер.
  • Следом формат внедрили во Вконтакте и Одноклассниках.

Наступил момент, когда истории начали вставлять в каждое приложение. Даже в те, где в них особо нет смысла: типа Linkedin и AirBnb. Особенно прорвало всех, когда фичу  запустил Twitter. Там ее назвали  Fleets.

Неудачные фичи

  • Помощник Скрепка в Ворд.
  • Запуск видео со звуком в соцсетях, инстаграме, на любом сайте
  • Кнопка Like в Pinterest, потому что все думали, что она сохраняет в подборку.

Как узнать, нужна ли фича?

Самое простое — спросить пользователей. Например, функция уже есть. Вы ее  убираете подальше, в какую–нибудь вкладку «дополнительно». И смотрите на реакцию. Заметят пропажу или нет.

Если пользователи забросают техподдержку требованиями вернуть кнопку, это повод спросить: зачем она им, почему без нее стало плохо, а там и расспросить о других функциях, что добавить/убрать.

Такой эксперимент стоит проводить  на группах пользователей, а не на всех сразу. Например, тестировать только на «старичках» или, наоборот» на новеньких.

Какой путь проходит фича?

Путь фичи на примере Яндекс. Музыка. В других продуктах может быть немного иначе.

  1. Идея. С этого все начинается.
  2. Задача. Что надо сделать, чтобы новая функция заработала в продукте.
  3. Разработка.
  4. Проверка кода и исправление ошибок.
  5. Тестирование фичи.
  6. Merge — объединить все процессы разработки в одну фичу.
  7. Провести тесты.
  8. Выкатить на экспериментальную группу пользователей.

Как измерить эффективность новых фичей?

Тестируйте фичу на 10-50% пользователей, а не на всех сразу так меньше рисков. После запуска отслеживайте метрики:

  • Daily Active Users — активные пользователи за день.
  • Retention — возвращаемость пользователей, привыкли они к продукту или нет.
  • Churn Rate — показатели удержания и оттока пользователей.

Тут важно настроить весь процесс так, чтобы сразу получать отчет, кто и как пользовался фичей. Для этого надо настроить кастомные события.

  • Привлекать пользователей в продукт.
  • Вырабатывать у них привычку им пользоваться — как лайки и комментарии в соцсетях, возможность добавлять свой контент и следить за реакциями и просмотрами.
  • Фичи должны влиять на метрики: внедрили — увидели рост числа возвращений, увеличение показателей активации, повысили монетизацию продукта. Если ничего не произошло, значит, фича так себе.
  • Фича должна улучшать пользовательский опыт, влиять на UX продукта, делать его удобнее, полезнее.
  • Привлекать пользователей в продукт.
  • Вырабатывать у них привычку им пользоваться — как лайки и комментарии в соцсетях, возможность добавлять свой контент и следить за реакциями и просмотрами.
  • Фичи должны влиять на метрики: внедрили — увидели рост числа возвращений, увеличение показателей активации, повысили монетизацию продукта. Если ничего не произошло, значит, фича так себе.
  • Фича должна улучшать пользовательский опыт, влиять на UX продукта, делать его удобнее, полезнее.