Что такое фичи?
Это полезные функции или особенности приложения, сайта или программы.
Какими должны быть фичи?
Привлекать пользователей в продукт, вырабатывать у них привычку им пользоваться, влиять на метрики, улучшать пользовательский опыт.
Примеры крутых фичей
Сторис в Инст, голосовые чаты в телеграм, закладки в видеоплеерах
Что такое фичи
Фича — это полезная функция или особенность продукта.
- В играх фичи — это сюжетные ходы, необычное поведение персонажей, неожиданный поворот в диалогах.
- В программах и приложения фичи связаны с новшествами в интерфейсе.
- Фичами на сайте может стать добавление фильтров, слайдеров, фотогалереи.
Зачем нужны фичи?
Чтобы продукт работал, привлекал пользователей и приносил деньги.
- Есть базовые требования к продуктам, то, к чему пользователи привыкли: кнопка отмены, закладка в электронной книге, возврат к тому месту, где закончил смотреть фильм на платформе. Базовые фичи надо закрыть в первую очередь или люди не станут пользоваться продуктом.
- Продукт надо регулярно улучшать и развивать. Для этого в него добавляют новые функции — вау–фичи. Пользователи их не ждут, но если ничего не добавлять, они уйдут к конкурентам или забудут про продукт, он им наскучит.
С первым пунктом все понятно: пользователи сами скажут, если их продукт не соответствует базовым требованиям: Где эта кнопка? Как это делается? Почему у вас этого нет?
С дополнительным функционалом сложнее. Команды ищут идеи, докручивают, придумывают, что может пользователям понравиться,а что их расстроит, как привлечь новую аудиторию, что подтолкнет продукт вверх и заставит о нем говорить. Чтобы придумать такие фичи, команда разработки изучает метрики, анализирует, каким пользователям функционал больше зайдет, смотрит, что уже есть на рынке и как это можно внедрить в свой продукт.
Примеры вау–фичей:
- IGTV в Инсте
- Видео–шоты в приложении для гитаристов Ultimate Guitar
- Система рейтингов во Вконтакте
- Голосовые чаты в каналах в Телеграм.
Какими должны быть фичи? (v2)
- Привлекать пользователей в продукт.
- Вырабатывать у них привычку им пользоваться — как лайки и комментарии в соцсетях, возможность добавлять свой контент и следить за реакциями и просмотрами.
- Фичи должны влиять на метрики: внедрили — увидели рост числа возвращений, увеличение показателей активации, повысили монетизацию продукта. Если ничего не произошло, значит, фича так себе.
- Фича должна улучшать пользовательский опыт, влиять на UX продукта, делать его удобнее, полезнее.
Фичи внедряют постепенно. Раскатывают, например, на пользователей в Австралии. Следят за метриками. Если все ок, раскатывают на другую страну.
Модель Kano
Это метод, которые приоритезирует хотелки пользователей, команды, инвесторов продукта.
Смысл в том, что фичи разделяют на категории в зависимости от того, как они влияют на пользователей. Оценивают здесь степень удовлетворенности продуктом.
Что это за категории фичей:
- Базовые — про них мы уже говорили выше. Без них продукт не стартанет. Например, фичи: корзина, личный кабинет, выбор оплаты в приложении интернет–магазина.
- Технические — то, что отличает от конкурента: объем памяти, скорость загрузки, кастомизация. Трекинг шагов в фитнес–приложении, например.
- Вау или киллер–фичи — что отличает продукт, делает его особенным. Но быстро копируется другими. Например, сторис или проморолик с товаром в приложении интернет–магазина.
Вау-фичи на примере сторис
Вау–фичи все друг у друга «воруют». На примере формата сторис:
- Формат коротких исчезающих постов — это фича приложения Snapchat. Функцию назвали «Моя история».
- Через три года истории появились в инстаграме. И стали там популярнее, чем в оригинале. Инсту сторис помогли удержать аудиторию, которая устала от идеальных фотографий в ленте и стеснялись публиковать «неинстаграмные» снимки и видео.
- Затем истории добавили в сам ФБ.
- Фичу подхватил Ютуб, Скайп и Вайбер.
- Следом формат внедрили во Вконтакте и Одноклассниках.
Наступил момент, когда истории начали вставлять в каждое приложение. Даже в те, где в них особо нет смысла: типа Linkedin и AirBnb. Особенно прорвало всех, когда фичу запустил Twitter. Там ее назвали Fleets.

Неудачные фичи
- Помощник Скрепка в Ворд.
- Запуск видео со звуком в соцсетях, инстаграме, на любом сайте
- Кнопка Like в Pinterest, потому что все думали, что она сохраняет в подборку.
Как узнать, нужна ли фича?
Самое простое — спросить пользователей. Например, функция уже есть. Вы ее убираете подальше, в какую–нибудь вкладку «дополнительно». И смотрите на реакцию. Заметят пропажу или нет.
Если пользователи забросают техподдержку требованиями вернуть кнопку, это повод спросить: зачем она им, почему без нее стало плохо, а там и расспросить о других функциях, что добавить/убрать.
Такой эксперимент стоит проводить на группах пользователей, а не на всех сразу. Например, тестировать только на «старичках» или, наоборот» на новеньких.
Какой путь проходит фича?
Путь фичи на примере Яндекс. Музыка. В других продуктах может быть немного иначе.
- Идея. С этого все начинается.
- Задача. Что надо сделать, чтобы новая функция заработала в продукте.
- Разработка.
- Проверка кода и исправление ошибок.
- Тестирование фичи.
- Merge — объединить все процессы разработки в одну фичу.
- Провести тесты.
- Выкатить на экспериментальную группу пользователей.

Как измерить эффективность новых фичей?
Тестируйте фичу на 10-50% пользователей, а не на всех сразу так меньше рисков. После запуска отслеживайте метрики:
- Daily Active Users — активные пользователи за день.
- Retention — возвращаемость пользователей, привыкли они к продукту или нет.
- Churn Rate — показатели удержания и оттока пользователей.
Тут важно настроить весь процесс так, чтобы сразу получать отчет, кто и как пользовался фичей. Для этого надо настроить кастомные события.
- Привлекать пользователей в продукт.
- Вырабатывать у них привычку им пользоваться — как лайки и комментарии в соцсетях, возможность добавлять свой контент и следить за реакциями и просмотрами.
- Фичи должны влиять на метрики: внедрили — увидели рост числа возвращений, увеличение показателей активации, повысили монетизацию продукта. Если ничего не произошло, значит, фича так себе.
- Фича должна улучшать пользовательский опыт, влиять на UX продукта, делать его удобнее, полезнее.
- Привлекать пользователей в продукт.
- Вырабатывать у них привычку им пользоваться — как лайки и комментарии в соцсетях, возможность добавлять свой контент и следить за реакциями и просмотрами.
- Фичи должны влиять на метрики: внедрили — увидели рост числа возвращений, увеличение показателей активации, повысили монетизацию продукта. Если ничего не произошло, значит, фича так себе.
- Фича должна улучшать пользовательский опыт, влиять на UX продукта, делать его удобнее, полезнее.