Модель состоит из пяти ключевых вопросов. Каждый вопрос в английском варианте произношения начинается с W — отсюда и название модели.
Вот эти пять ключевых вопросов, которые помогают сделать эффективную сегментацию клиентов:
Что? (What?) – какой продукт или услугу мы предлагаем.
Кто? (Who?) – для кого наш продукт или услуга, кто наша целевая аудитория.
Почему? (Why?) – почему клиенту стоит купить этот продукт или услугу, какую ценность он от этого получает, какую потребность или боль это закрывает, какие цели и задачи решаются.
Когда? (When?) – когда продукт или услуга будут нужны клиенту, при каких условиях, в каком контексте, какое событие приводит к покупке.
Где? (Where?) – где происходит покупка, какие точки контакта с клиентом задействуются, какие каналы сбыта вы используете.
Используя эти пять вопросов вы можете эффективно разделить основные клиентские сегменты в вашем бизнесе.
Каждый из вопросов, как видите, затрагивает какую–то важную часть бизнес процесса: товар, потребителя, его мотивацию, момент или событие покупки, ваши каналы сбыта.
Иногда к этим вопросам добавляется вопрос «Как?» (How?) — как мы будем осуществлять продажу этому клиентскому сегменту. Тогда модель принимает вид «5W + 1Н». Однако, вопрос «Как» является скорее результатом ответа на предыдущие: именно на основе этих пяти вопросов вы сможете разделить аудиторию на сегменты и понять, как вы можете продавать ваши продукты каждому из них (или каким сегментам вы точно не сможете ничего продать, и их можно просто игнорировать).
Вообще модель 5W используется не только в бизнесе. Эти же вопросы используют, например, журналисты — при написании своих текстов или создании репортажей. При написании этой статьи, которую вы сейчас читаете, я также задаюсь этими пятью вопросами, чтобы лучше понять — что для вас будет более полезно и ценно.
В результате проведения первичного анализа у вас может появиться табличка, вроде такой:
Кто–то также использует mindmap. В принципе, тоже допустимо (лучше чем ничего), однако в таком случае появляется очень существенный минус: вы не можете увидеть конкретный сегмент, чтобы проследить ответы на все вопросы конкретно для него.
Мы рекомендуем пользоваться таким методом (через mindmap) только на начальных этапах. После этого лучше все свести в таблице, чтобы увидеть клиентские сегменты и полностью описать их — ответив на все 5 вопросов.
На самом деле, здесь — возможный минимум. Лучше, чтобы она была более подробной. Чем больше вы зафиксируете — тем лучше поймете свои клиентские сегменты, и сможете лучше предлагать им ваши продукты и лучшие персонализировать взаимодействие и маркетинг.
Ниже мы рассмотрим, зачем и когда необходимо использовать эту модель сегментации, и разберем каждый пункт более подробно, чтобы вы могли использовать этот инструмент для своего бизнеса.