Что такое Ground Rules?
Основные или базовые правила. Это могут быть правила поведения на тренинге, проведения рабочих встреч в IT–команде, правила командной работы на удаленке.
Зачем IT-командам Ground Rules?
Для них это инструмент, который помогает устранить негативное поведение, мягко напомнить о взаимных ожиданиях.
Что делать с нарушителями Ground Rules?
Единичные промахи можно оставить без внимания. При повторении — повторно изложить основные правила. Если сотрудник команды нарушает правила несколько раз подряд, надо объявить перерыв в собрании (если это происходит прямо на встрече) и поговорить с нарушителем наедине.
Ground Rules
Ground rules переводится как основные или базовые правила. Это могут быть правила поведения на тренинге, проведения рабочих встреч в IT–команде, командной работы на удаленке.
Чаще всего про Ground rules говорят именно в контексте тренингов и организации работы в IT–командах.
Ground rules на тренинге
В начале тренингов участники вместе с тренером пишут правила поведения, которым хорошо бы следовать. Это такие базовые правила комфорта для участников,чтобы все получили отдачу от мероприятия и не бесили друг друга.
Какие это могут быть Ground rules:
Не опаздывать
Отключить телефоны
Соблюдать конфиденциальность (что сказано на тренинге, то там и остается)
Говорить по одному
Давать всем обратную связь
Активно участвовать в работе.
Знакомо?
Эти правила пишут на листе, который потом приклеивают где–то в углу и все про него забывают. Вспомнят только если кто–то начнет говорить по телефону во время тренинга. Тогда будет повод мягко пожурить: «Эй, помнишь, ты соглашался с этими правилами? Выключай телефон.»
Чтобы Ground rules лучше работали, тренеры придумали размечать табличку по дням тренинга. В конце каждого просят участников пробежаться по списку. Обсуждают, какие правила соблюдались, а какие — нет. Опоздания были? Галочка красная. Перебивали друг друга? Нет. Галочка зеленая.
Это работает как манипуляция: участники хотят, чтобы правила выполнялись, если из–за одного все получают «двойку» — это грустно. Поэтому все стараются не подводить остальных. И если кто вынужденно нарушает, то извиняется перед другими участниками.
Ground rules для удаленной команды
IT–команды, за редким исключением, не привыкли удаленно работать. А раз уж нам всем суждено жить в эпоху вынужденного социального дистанцирования, то надо обсуждать, как дальше работать вместе.
Как часто устраивать онлайн–митинги? Кому в какое время удобно? Как сказать, если недоволен коллегой? Как сообщать о срочных вопросах, которые требуют немедленного решения? Как родители могут сказать команде, что им нужно отлучиться, чтобы помочь своим детям?
Удаленные команды в Америке прописывают Ground rules, чтобы отвечать на такие вопросы. Это помогает им не скатиться в хаос.
Как разработать Ground rules для удаленной команды:
Рассказать, зачем это нужно, что будет, если правила не составить.
Попросить каждого участника команды предложить 1-2 базовых правила. Важных для него.
Обсудить правила участников. Принять только те, с которыми все согласны. Например, есть правило: отвечать на емэйлы в течение одного дня. Но разработчика письма отвлекают, ему проще выделить один день и разгрести всю почту за час. Правило не принимается.
Принятые правила фиксируют и размещают виртуально во время встреч.
Правила могут родиться на ретроспективе, когда уже выявили проблему, обсудили и придумали решение.
Ground rules команды воспринимают как инструмент, который помогает устранить негативное поведение, мягко напомнить о взаимных ожиданиях.
Примеры Ground rules для IT-команд
Ground rules не должны быть карательными или ограничивающими. В идеале они должны отражать характер и стиль работы команды.
Например, это могут быть такие правила:
Начинать и заканчивать собрания вовремя
Ограничить созвоны 45 минутами
Обсуждать проблему, а не цель
Не проводите совещания по пятницам после 12 дня
Предупредить руководителя за 48 часов до того, как планируете взять отгул
Избегать «волейбола» с электронной почтой: звонить если письмо трижды посылали туда–сюда без решения проблемы
Высказал жалобу — предлагай два решения.
Ground rules не являются незыблемыми. Их всегда можно изменить или откорректировать
Но это и не правила для галочки. Весь их смысл в том, чтобы помогать команде эффективно сотрудничать: не ссориться, не забивать на созвоны, не растягивать встречи на весь день, не обсуждать на них ерунду.
Если правила не работают или состав команды изменился, Ground rules следует пересмотреть и обновить. Но даже без этого командам хорошо бы один/два раза в год пересматривать правила, чтобы убедиться, что они по–прежнему им подходят.
А без правил нельзя?
Можно. Но если ничего не обсуждать заранее, есть риск, что вы столкнетесь с кучей препятствий в процессе работы. Вспыхивают мини–конфликты, которые надо разбирать каждый по отдельности. Без офиса это становится в сто раз сложнее, и тормозит работу.
Не думайте, что команда, которая хорошо сотрудничает в офисе, автоматически будет хорошо работать на удаленке. Вопросы, которые лично можно было разрулить за 10 минут, в удаленном формате можно решать неделями.
Что делать если Ground rules нарушают
Единичные промахи можно оставить без внимания.
При повторении — повторно изложить основные правила.
Если сотрудник команды нарушает правила несколько раз подряд, надо объявить перерыв в собрании (если это происходит прямо на встрече) и поговорить с нарушителем наедине.
Это происходит, пока вы позволяете
Собака не будет слушаться, пока вы позволяете ей это делать. Ребенок кусается, пока вы позволяете это.
Также и с работой в командах.
Компания Lucid Meetings разработала онлайн–платформу для управления совещаниями разработчиков. Однажды они задумались, как повысить вовлеченность во время командных собраний. Спросили у зарегистрировавшихся людей, какую проблему они бы хотели решить.
Одни спросили, как справиться с человеком, который не перестает говорить и мешает остальным вставить слово.
Другие — спрашивали о том, как заставить людей приходить вовремя или вообще приходить.
Но как именно вы должны "не терпеть" в этих случаях? Например, когда Иван продолжает и продолжает говорить о своем любимом проекте. Выгнать его?
В таких ситуациях выручают Ground rules. Они дают возможность всем управлять Иваном, включая его самого! Когда команда установит правило, что каждый участник встречи будет говорить кратко и по делу, то все смогут поддерживать друг друга в этом.
Ground rules дают инструмент, который все члены команды могут использовать.
Вернемся к примеру, люди, которые занимают больше положенного времени на собрании, могут и не осознавать, какое влияние они оказывают на других. Им может казаться, что никто больше не хочет говорить, и они сами должны вести разговор. Правило помогут им вовремя остановиться.
Ground rules команды разработки (когда все плохо)
Тимлид на Habr поделился своим опытом по организации рабочего процесса в IT–команде. Краткое предисловие: европейский проект, коммуникации с заказчиком на английском, процессы в проекте не отлажены (дедлайны, переработки, непонятно, кто за что отвечает, заказчик негодуэ, в команде текучка).
Тимлид приходит в проект, по соглашению с СЕО берет на себя всю ответственность по нему. Первым делом он установил такие Ground rules в команде (сокращенно, полная версия на Хабре):
Все задачи создаем в Jira
Каждую задачу описываем детально
Все задачи маркируем: для бэкенда или для фронтенда
Выполненная задача сразу переводится в статус ревью кода (создаем пулл реквест на коллегу)
Исполнитель задачи, после выполнения, трекает свое время
Если на этапе тестирования заказчик находит баги, он возвращает задачу на доработку. Ей присваивается статус: «возвращена на доработку»
Разработчики тестируют свой код сами, в том числе как пользователь сайта. Не допускается слияние ветки с основной, если не известно, что код работает
Приоритеты всем задачам расставляет заказчик или тимлид
Каждый день в 12.00 проводим митинг между всеми членами команды
На митинге все рассказывают, что сделали вчера, что планируют сегодня
Каждый разработчик должен коммуницировать с заказчиком
Все диаграммы/блок–схемы/логику сохраняем в Конфлюенсе или Жире. Там же заказчик в комментариях подтверждает правильность реализации.