Что такое календарь Нико-Нико?
Календарь «Нико–Нико» позволяет отслеживать эмоциональное состояние команды или отдельно взятого сотрудника на протяжении определенного периода времени. Инструмент представлен в виде графика или диаграммы, на которой отражается настроение коллектива в течение дня, недели или месяца.
Календарь Нико–Нико был создан японским разработчиком Такаси Фуджисава в 2011 году и получил свое название от японского слова "никонико", которое означает "улыбка".
Принцип работы календаря «Нико–Нико».
Каждый член команды ежедневно оценивает свое эмоциональное состояние, и затем эти данные вносит соответствующую отметку на календарь. Обычно оценка представлена в виде смайлика с соответствующей эмоцией: улыбка, нейтральное выражение лица или грусть. Когда данные заполнены, они агрегируются и визуализируются в виде графика. Благодаря ему удается увидеть общую тенденцию изменения эмоционального состояния команды со временем.
Календарь «Нико–Нико» является полезным инструментом для управления эмоциональным состоянием команды. Это необходимо для того, чтобы понимать, каким образом настроение может влиять на продуктивность сотрудников и отражаться на качестве продукта. Рассмотрим несколько способов использования календаря в работе организации или команды.
1. Определение трендов.
Благодаря анализу данных календаря менеджмент организации может определять тенденции настроения в коллективе. Таким образом они могут понять причины роста или снижения продуктивности, как всей команды, так и отдельных ее участников. На основе этих данных руководство может принять меры для улучшения рабочей атмосферы.
2. Управление стрессом.
Ещё одним способом применения данного метода является возможность отслеживать уровень стресса сотрудников. Это позволяет руководителям находить причины возникновения напряжения. На основе этого они могут предложить различные пути решения и оказать дополнительную поддержку сотрудников.
3. Улучшение коммуникации.
Благодаря календарю «Нико–Нико» удается стимулировать открытую коммуникацию в команде. Каждый сотрудник имеет возможность обсуждать с коллегами свое эмоциональное состояние, а также определять различные факторы, влияющие на него. Таким образом между членами команды выстраивается лучшее взаимопонимание и доверительные отношения.
Пример:
Компания внесла изменения в организационную структуру, что вызвало стресс и неуверенность среди сотрудников. Чтобы решить эту проблему, руководство приняло решение внедрить календарь «Нико–Нико» для отслеживания настроения команды. На основе этих данных менеджмент будет принимать дальнейшие меры для улучшения ситуации. Руководство может организовать дополнительные тренинги по управлению изменениями, а также провести собрание, на котором провести открытое обсуждение для выявления проблем и поиска решений.
Эмоциональное состояние каждого отдельного сотрудника может иметь большое влияние на всю команду. В некоторых случаях это приводит к открытым конфликтам и снижению продуктивности.
Чтобы отслеживать эмоциональное состояние команды, менеджеры компании могут использовать календарь «Нико–Нико». Благодаря этому инструменту удается визуализировать настроение сотрудников, следить за его динамикой и предпринимать соответствующие действия.
Как правильно заполнить календарь «Нико-Нико?
Чтобы календарь Нико–Нико был по–настоящему эффективным инструментом по управлению командой, важно уделить внимание его заполнению. Это влияет на качество анализа данных и на точность графика или диаграммы.
Чтобы руководство могло сделать верные выводы об эмоциональном состоянии сотрудников компании, важно регулярно заполнять календарь «Нико–Нико». Каждый день сотрудники должны выбирать маркер, который соответствует их настроению, и ставить его в нужную ячейку. Отмечать свое настроение необходимо в конце каждого рабочего дня, чтобы зафиксировать эмоциональное состояние. Эти данные и лягут в основу дальнейшего анализа и построения графика или диаграммы.
При определении настроения важную роль играют категории задач, с которыми предстоит работать сотруднику. Каждая из них может вызывать разные эмоции и по–разному влиять на настроение. Например, если задача сложная, то это может повысить уровень тревожности, снизить настроение и негативно отразиться на продуктивности сотрудника.
Рассмотрим, на какие категории можно разделить задачи, чтобы отразить их влияние на настроение в календаре «Нико–Нико»:
1. Рутинные задачи.
К такому типу относятся часто повторяющиеся задачи, не требующие особого творчества или принятия решений. Мозг воспринимает их как скучные, поэтому у людей не возникает большого эмоционального подъема при их исполнении. В некоторых случаях это даже может снизить продуктивность, если рутинных задач в течение дня слишком много. Например, частая проверка почты, созвоны, заполнение отчетов и прочее.
2. Важные задачи.
Сюда относятся задачи с высоким уровнем приоритетности, поскольку они являются ключевыми для достижения целей команды или организации. В этом случае сотрудникам приходится приложить больше усилий и концентрации, что повышает ощущение уровня ответственности. В свою очередь это может привести к росту тревожности и напряжения, а также снижению мотивации, потому что человек устал или не верит в свои силы. Примером таких задач может служить выполнение проекта с ограниченными сроками. В этом случае команде приходится приложить немало усилий, чтобы не допустить ошибок и сдать работу в срок.
3. Креативные задачи.
Тип задач, который подразумевает применение творческого подхода и инноваций к работе. В этом случае члены команды могут заниматься разработкой новых идей или создавать оригинальное решение проблемы. Примером может служить разработка дизайн–проекта помещения или создание стратегии PR–кампании для организации.
Пример:
Представим, что ИТ–команда взялась за разработку нового продукта.
К рутинным задачам можно отнести ежедневные созвоны и написание отчетов о проделанной работе. К важным задачам можно отнести определение требований заказчика или разработку ключевого функционала продукта. Креативными задачами можно назвать разработку дизайна интерфейса или поиск решения проблемы, которая возникла в процессе разработки.
Календарь «Нико–Нико» может быть полезным для любого типа управления командами. Он дает представление о том, в каком эмоциональном состоянии находится команда. Отсюда руководство может сделать выводы о том, как это влияет на продуктивность сотрудников, и разработать такой план работы, чтобы настроение специалистов было стабильным. Например, они могут распределять рутинные задачи в течение дня и чередовать их с творческими задачами.
Какие задачи можно отслеживать с помощью календаря «Нико–Нико»?
Календарь «Нико–Нико» позволяет не просто отслеживать настроение сотрудников, но и анализировать различные задачи и события, которые происходят в команде или организации. Инструмент дает возможность эффективно планировать и управлять временем, оценивать сложность задачи и прогресс их выполнения.
Рассмотрим, какой тип задач можно отслеживать с помощью календаря «Нико–Нико».
1. Прогресс проектов.
Благодаря календарю «Нико–Нико» можно отслеживать прогресс выполнения задач в рамках проектов. Причем можно контролировать этот процесс, как по отношению ко всей команде, так и по отношению к отдельно взятому сотруднику. Оценивать прогресс выполнения задач можно ежедневно или за отдельные промежутки времени. Например, сравнить свои достижения в конце каждого спринта по отношению ко всему циклу разработки продукта.
Пример:
Команда разработки занимается созданием нового сайта. Тестировщик ежедневно отмечает выполненные задачи и оценивает свой прогресс по отношению ко всему процессу разработки. Таким образом и он, и его руководство может видеть общую картину выполнения работ. На основе этих данных они могут проводить анализ ситуации, решать возникающие проблемы и строить прогнозы на будущее.
2. Статус задачи.
Функционал календаря позволяет отслеживать статус выполнения задач. В начале работы задача имеет статус «ожидает», затем, когда ее взяли в разработку, она поменяет статус на «в процессе» и т.д. Таким образом команда может ориентироваться и искать слабые зоны проекта. Может оказаться, что несколько сотрудников выполняют одну и ту же работу, либо она оказалась слишком сложной и трудоемкой, чем это предполагалось ранее.
Пример:
PR–отдел компании использует календарь «Нико–Нико» для отслеживания прогресса выполнения различных задач в рамках PR–кампании. За каждой задачей закреплен свой менеджер, который меняет ее статус в процессе работы. Из категории «в процессе» она попадает в категорию «завершено». Таким образом удается отслеживать не только личный прогресс сотрудника, но и то, насколько далеко команда продвинулась в рамках PR–кампании.
3. Отчеты о продуктивности.
Кроме того, календарь «Нико–Нико» используется для создания отчетов о продуктивности команды в рамках проекта. Можно выстроить взаимосвязь между настроением сотрудника и его продуктивностью, что отразится на графике или диаграмме. Таким образом можно определять слабые зоны, которые требуют оптимизации, или выделять достижения отдельно взятых сотрудников.
Пример:
HR–отдел использует календарь «Нико–Нико», чтобы отслеживать успехи процесса обучения сотрудников. Ежедневно каждый специалист оценивает свой прогресс в освоении новых навыков. После этого HR–менеджеры проводят анализ и предпринимают необходимые действия. Некоторых сотрудников могут дополнительно премировать за большие успехи, а для других — организовать дополнительные занятия или консультации, чтобы повысить их уровень обучения.
Какие инструменты существуют для управления календарем «Нико–Нико»?
Календарь «Нико–Нико» уже сам по себе является эффективным инструментом управления, который имеет необходимый функционал для управления командой. В некоторых случаях его можно интегрировать с другими системами, чтобы проводить тщательный сбор и анализ данных о сотрудниках и процессах организации.
Рассмотрим, какие инструменты используются для управления календарем «Нико–Нико».
1. Электронный календарь.
Календарь «Нико–Нико» может быть реализован, как физическом виде, так и в электронной версии в виде электронного приложения или онлайн–сервиса. Это удобно тем, что каждый участник команды, независимо от своего расположения и статуса, имеет доступ к календарю и может вносить в него свое настроение каждый день. Например, электронный вариант будет удобно использовать в компаниях, где сотрудники работают на удаленном доступе. или находятся в разных подразделениях, которые удалены географически.
2. Эмодзи.
Эмодзи являются отличным атрибутом для выражения эмоций сотрудников. Каждая команда может использовать свои виды и наборы иконок, чтобы в полной мере отразить весь спектр настроения. Таким образом менеджеры проекта или руководители компании смогут произвести наиболее точный анализ эмоций, чтобы предпринять необходимые действия.
3. Цветовая кодировка.
Кроме того, чтобы показатель настроения был ещё более надёжным и точным, каждая эмоциональная иконка может быть определенного цвета. Это усиливает визуальное восприятие и упрощает понимание общей картины настроения команды или организации.
Пример:
Команда разработчиков работает над созданием программного обеспечения для космической сферы. Ежедневно члены команды вносят свое настроение в календарь «Нико–Нико».
На определенном этапе разработки руководство обнаруживает, что в течение нескольких дней у нескольких разработчиков было стабильно плохое настроение, что отразилось на их продуктивности. После проведения опроса сотрудников, выяснилось, что они работали над сложным функционалом ПО, в то время, как сервер работал с перебоями, что мешало разработке.
Руководство приняло решение перейти на более стабильный сервер, чтобы не возникало препятствий в процессе работы. После внесения изменений настроение разработчиков улучшилось, потому что была решена проблема, которая влияла на их продуктивность.