В чем суть хорошего бизнес-плана сегодня?
Сегодня хороший бизнес–план — это это короткий документ (на 5-6 страниц текста) или презентация (на 20 слайдов), который передает суть вашей бизнес–идеи.
Из чего должен состоять бизнес-план?
Основная часть. Портрет компании. Что и кому продавать. Ваше преимущество. Анализ рынка. Портрет целевой аудитории. Анализ конкурентов. Маркетинг и продажи. Финплан.
Кому нужен бизнес-план?
Прежде всего вам. Бизнес–план нужен самому предпринимателю. По статистике те, у кого есть бизнес–план в два раза чаще доходят до запуска проекта, чем те, кто не писал его.
Бизнес–план
Вы приходите к другу и говорите: «Есть идея на миллион». И он почти готов вписаться в проект деньгами и руками. Но в последний момент задает вопрос: «А вдруг не пойдет?». Чтобы убедить его (и даже себя), вам нужен бизнес–план. С «блэкджеком» и расчетами.
Сегодня хороший бизнес–план — это не талмуд на сто страниц с маркетинговым анализом и детальным описанием товаров. Это короткий документ (на 5-6 страниц текста) или лучше презентация (на 20 слайдов), которая передает суть вашей бизнес–идеи. Его цель:
- доказать другим, что ваша идея обоснована
- что деньги придут не из воздуха
- вы по этапам понимаете, как развивать проект
- примерно посчитали, сколько денег нужно вложить на старте
- прикинули, когда и сколько можно на этом заработать.
Важно, чтобы тот, кто читает бизнес–план, мог, не вникая в детали, понять: это крутая бизнес идея, и у вас все получится.
Вам точно нужен бизнес–план?
Начинать путь в предпринимательстве лучше не с документов и разрешений. Для начала стоит просто попробовать. Например, вас привлекает идея открыть смузи–бар в спальном районе.
- Для начала можно узнать спрос и просто написать объявления и расклеить их по району: свежие смузи на завтрак и обед. Доставка на дом.
- Начните делать напитки дома.
- Предложите их своим соседям, работникам ближайших парикмахерских, магазинов и торговых центров.
- Расскажите о смузе на форуме района, в соцсетях и пабликах.
- Предложите выставить ваши смузи на продажу магазинам у дома и кофейням. Платите им процент от продажи.
- Найдите первых поставщиков фруктов, овощей, бутылок, стаканчиков и прочих расходников.
Так вы узнаете спрос, поймете, кто ваш клиент, какие вкусы популярны, найдете первых поставщиков. Будете более предметно представлять, как функционирует этот бизнес, какая у него сезонность, какая маржа одного стаканчика смузи.
Напишите предпринимателям из других городов, которые владеют смузи–баром. Найти их можно в инстаграме. Расскажите, что хотите войти в этот бизнес, задайте вопросы о точке для открытия, аренде, налогах и разрешениях, сезонности и дополнительных товарах.
Если бизнес локальный — это точно сработает, потому что вы не будете конкурировать друг с другом.
Что должно быть в бизнес–плане
- Основная часть. Что за компанию вы создаете, где она будет находиться. Что и кому продавать. Почему вы хотите открыть именно этот бизнес. Опишите опыт владельца. Каких сотрудников нужно будет нанять в первую очередь. Откуда возьмете деньги для старта и когда рассчитываете выйти на окупаемость.
- Ваше преимущество. Чем будете отличаться от конкурентов (если их пока нет, то какие есть заменители вашего продукта и почему выбирать должны вас).
- Анализ рынка. Определить свою целевую аудиторию. Выписать, какие боли закрывает ваш товар, какие страхи останавливают перед покупкой. Опишите идеального клиента. Здесь же проанализируйте конкурентов. Выделите их сильные и слабые стороны. Изучите их ценовую политику, с какой аудиторией они работают.
- Маркетинг и продажи. Как будете продавать, сколько денег потратите на рекламу, на какие каналы распространения сделаете ставку. Сколько вам будет стоить один клиент. Каков его жизненный цикл (сколько раз он может купить у вас). Сделать первые расчеты вам поможет юнит–экономика.
- Финплан. Определитесь, сколько нужно потратить на старте, на что пойдут эти деньги. На чем можно сэкономить. Что приносит компании больше всего денег.
Пример бизнес–плана
Допустим, вы решили заработать на фуд–траках. Что писать в бизнес–плане?
Основная часть с описанием: фуд–траки — это яркие грузовики, где готовят и продают еду на вынос. Они мобильны — могут перемещаться в нужное место. Например, летом работают на набережной, а зимой — на главной городской площади. Соответственно оплачивать нужно только аренду места, а не помещения. Для работы, как правило, нужно четыре человека — два кассира и два повара, трудятся посменно.
Изучите, какие разрешения нужны для работы. Здесь же опишите примерный диапазон цен на аренду в самых проходимых местах города. Меню блюд и напитков, которые будете готовить.
Где возьмете фуд–трак: купите или арендуете? Это будет автомобиль (стоит от 3 млн рублей) или прицеп (от 650 тысяч рублей)? Включите сюда же расходы на оборудование (фритюр, холодильник, морозильник кофе–машина и так далее). Не забудьте про брендирование.
Составьте таблицу с основными показателями для вашей площадки: инвестиции на старте, точка безубыточности по вашим расчетам, срок окупаемости, средняя прибыль в месяц.
Ваше преимущество: главный конкурент — кафе, сетевые заведения (Mcdonald's, KFC) и стационарные киоски. Чем будете от них отличаться?
Опишите варианты дополнительного заработка. Например, на выездном обслуживании: корпоративы, фуд–фестивали, мероприятия на природе, ресторанные дни.
Анализ рынка: опишите, кто ваш основной клиент. Это будет во–многом зависеть от места расположения фуд–трака. В парке — семьи с детьми, сотрудники ближайших офисов, кто совмещает прогулку с обедом. На стадионе — спортивные болельщики. Что вы можете им предложить? Как будете ориентироваться на их вкусы, потребности? Как будете меняться меню и концепт заведения зимой и летом?
Маркетинг и продажи: лучшая реклама фуд–трака — яркой дизайнерское оформление. В парке, например, можно оборудовать рядом с ним детскую зону (горки, качели, столики с игрушками).
Рядом с местом установки будет не лишним разместить баннер с рекламой и указателем, рекламные штендеры.
Не забывайте про соцсети. Многие узнают о вас именно оттуда. Продумайте спецпредложения (например, кофе за 10 рублей или второй хот–дог — бесплатно). Заложите это в бюджет на открытие. Сделайте долгоиграющие акции и купоны, чтобы клиенты к вам возвращались. Добавьте в меню необычные позиции, которых нет нигде в городе (сырный чай, мороженное для селфи), чтобы заработало «сарафанное радио».
Финплан: рассчитайте рентабельность с учетом всех расходов: инвестиции на открытие (по пунктам и указанием стоимости за каждый), ежемесячные затраты (зарплата, аренда, электричество, реклама, закупка товара, налоги и так далее).
Здесь же опишите возможные риски и как вы будете с ними бороться: резкое снижение числа клиентов — смена площадки аренды (летом были в парке, зимой переехали ближе к торговому центру). Сломалось оборудование — гарантия от производителя/заложить затраты на обслуживание и ремонт в финплан).
Важно, что все цифры вы должны брать не с потолка. Нужно уметь объяснить каждую.
Кредит дадут за бизнес–план?
Многие начинающие предприниматели уверены, что крутой бизнес–план можно использовать для получения кредита в банке. Но нет. Сам по себе бизнес–план не обеспечивает займ.
При кредитовании бизнеса банк смотрит:
- на наличие у заемщика крепкого залога
- выгрузку по счету за последние полтора — два года. То есть текущую финансовую устойчивость предприятия.
К примеру, есть уже действующий бизнес по производству мебели. Владелец хочет производить новые товары, закупить оборудование, выйти на новые рынки. Ему нужны деньги на развитие и пополнение оборотных средств в сумме 10 млн рублей. Для получения кредита предпринимателю будет достаточно предоставить в банк информацию о залоговом имуществе на сумму не меньше 30 млн рублей и подтвердить уровень доходов.
А вот бизнес–план банки запрашивают в крайне редких случаях. В основном, когда кредит берут на инвестиционные цели.
Бизнес–план для инвестора?
Увы, но и для инвестора классический бизнес–план не будет решающим фактором для направления инвестиций в проект. Для него лучше подготовить (заказать у профессионалов) инвестиционную презентацию проекта.
В ней стоит отразить:
- основные предложения
- оценить эффекты от сотрудничества (почему это может быть интересно инвестору)
- потенциал бизнеса (здесь можно сопоставить с подобными бизнесами и провести аналитику)
- есть ли у проекта слаженная команда
- приносит ли проект прибыль на данном этапе, каких показателей удалось достичь без привлечения инвестора.
Кому тогда нужен бизнес–план?
Прежде всего, бизнес–план нужен самому предпринимателю. По статистике те, у кого есть бизнес–план в два раза чаще доходят до запуска проекта, чем те, кто не писал его. Потому что они уже начинают что–то делать, исследовать, прогнозировать, анализировать.
Бизнес–план нужно писать с настроем, что он позволит:
- проверить собственные гипотезы
- увидеть лучшие пути для развития проекта
- копнуть поглубже: а хватит ли мне ресурсов?
- проанализировать конкурентов
- увидеть возможности для привлечения финансирования в проект (показать друзьям/знакомым, вдруг они захотят поддержать идею).
С бизнес–планом предприниматель сможет здраво оценить свои силы. Поймет, достойна ли идея того, чтобы вложить в нее свои деньги и время, готов ли он взять кредит под этот проект.