Обучение запуску новых Digital–продуктов каждую субботу в Академии LeadStartup
  • Полное расписание и программы всех тренингов
  • Все материалы c тренингов, фотографии и презентации
  • Доступ к Google–диску компании LeadStartup
  • Карта компетенций, дорожная карта развития

Design Thinking

Дизайн-мышление - это навык изменять реальность, интегрируя человеческие потребности, доступные технические ресурсы и естественные ограничения бизнеса

Опубликовано
Design Thinking Дизайн мышление Agile Запуск нового продукта Инновации

В чем суть дизайн-мышления?

Дизайн-мышление предлагает антропоцентричный и человечный способ создавать идеи и продукты. То, что делается с применением дизайн-мышления, имеет не только функциональный, но и эмоциональный компонент.

Это интегрированный подход на стыке рациональной аналитики и эмоционального творчества.

Цель дизайн-мышления - создать продукты и услуги, совершенствующие жизнь людей, прорывы, нарушающие правила, меняющие ситуацию и картину мира. Классические инструменты рынка здесь не подходят - недостаточно спросить клиента, чего он хочет, ведь он может не знать.

Раньше роль дизайна была только тактической - позволяла улучшить то, что уже имелось. Это дизайн-делание - реализация конкретного функционала. Дизайн-мышление может предложить, однако, стратегический подход - с самого начала создавать продукты и проекты, быть источником порождения идей.

Дизайн-мышление проактивно. Решения не находятся где-то и не ждут, пока их откроют; решения заключены в том творчестве, которое реализует команда, в креативности этой команды. Для такой работы необходим творческий поиск.

Креативный процесс в дизайн-мышлении

Дизайн-мышление - процесс исследовательский. Это поиск, а не планирование.

Есть три "пространства" инноваций, в которых задействуется дизайн-мышление, где осуществляется поиск:

  • Вдохновение - проблема или возможность, которая мотивирует на поиск решения;
  • Порождение идей - генерация, разработка и опробование идей;
  • Реализация - путь, ведущий из проектной комнаты на рынок.

Один процесс может "перетекать" в другой, это нормально и полезно; часто на пересечении этих пространств рождаются максимально полезные инновации.

Поддержание креативной энергии осуществляется за счёт специальных инструментов, обеспечивающих:

  • Ясность задачи. Мы выясняем конкретный пункт назначения, куда движется продукт, и к какому результату мы хотим прийти;
  • Направленность. Мы работаем над конкретными целями и задачами, требующими решения, фокусируемся на том, что важно;
  • Ограничения. Мы не работаем над всем подряд, формулируем ограничения максимально подробно; слишком сильные ограничения, однако, ограничивают свободу и не дают дизайн-мышлению развернуться. Важен баланс: ясные цели, при этом свобода в из достижении;

Внимательность к обратной связи

Дизайн-мышление по-особому подходит к обратной связи и отзывам.

Отзывы должны вдохновлять на переосмысление или совершенствование первоначальных предположений, вместо следования первоначальному плану.

Такой подход - это не перезагрузка системы, а совершенствование; это не перестройка, а гибкая подстройка. В этом смысле дизайн-мышление работает в духе agile-подхода.

Принятие ограничений

Первая стадия проектирования заключается в поиске важных ограничений и определении системы их оценки.

Три пересекающихся критерия успешных идей:

  • Осуществимость. Это возможно в реальности? Есть ли для этого ресурсы, техническая возможность?
  • Рентабельность. А это действительно то, что окупает себя? Является ли это устойчивой бизнес-моделью?
  • Желаемость. Это нужно людям? Это ценно, важно, значимо?

Если продукт или проект собирается выйти на рынок, дизайн-мышление помогает организовать креативный процесс таким образом, чтобы создать продукт "на грани" каждого из этих трёх критериев.

Отсутствие любого из них может столкнуть инновацию с трудностями. Дизайн-мышление помогает этого избежать.

Экспериментальный подход

При реализации дизайн-мышления в разработке выпускается прототип продукта, который потом совершенствуется.

Здесь работает следующий принцип: "Чем раньше ошибешься - тем лучше". Лучше столкнуться с реальностью самом начале, чем потом, после затраты огромных усилий и денег.

Поощряются ошибки, если они были сделаны с экспериментальными целями. Один из экспериментов обязательно выстреливает, выводя бизнес на совершенно новый уровень.

Открытость, свободомыслие, и люди

Для дизайн-мышления основой всего является человек. Важно как слаженное групповое взаимодействие (особенно - при реализации сложного и инновационного продукта), так и индивидуальная работа каждого.

Цель дизайн-мышления - повысить эффективность команды и конкретных людей, создав для них отличное пространство.

Поощряется свободомыслие, атмосфера открытости и доверия, драйва и адреналина. Дизайн-мышление работает не на принуждении, а на страсти; не на регламентах, а на креативном поиске. Главное - результат.

Технология и корпортативная культура

В конечном счёте применять дизайн-мышление можно по-разному.

Это может реализация конкретных техник и инструментов этого подхода с целью решить конкретные задачи. Также это может быть трансформация всего бизнеса в принципе - такой подход особенно хорошо проявляет себя для компаний, в которой основным ресурсом является человеческая креативность и интеллектуальность.

Когда стоит внедрять дизайн-мышление?

Дизайн-мышление сегодня является необходимостью для таких проектов и продуктов, где постоянно происходят инновации, изменения, где требуется постоянный приток новых идей и творческих решений.

Необходимо дизайн-мышление и там, где происходит вывод нового продукта на рынок, или реализуется новый уникальный проект.

Продукт, в котором зайдействовано дизайн-мышление, всегда превосходит конкурентов, которые систематично копируют друг друга; дизайн-мышление позволяет быть "впереди" и задавать тренды, получать высокую прибыль в короткие сроки за счёт инновационности продукта, занимать и удерживать передовые позиции на рынке.

Обучение запуску новых Digital–продуктов каждую субботу в Академии LeadStartup
  • Полное расписание и программы всех тренингов
  • Все материалы c тренингов, фотографии и презентации
  • Доступ к Google–диску компании LeadStartup
  • Карта компетенций, дорожная карта развития