Нефункциональные требования описывают эксплуатационные качества к продукту. Например, ваш продукт собирает какие–либо данные пользователей и работает на территории ЕС. Значит, он должен по закону соответствовать правилам GDPR — Общий регламент по защите данных.
Технические ограничения. Операционные системы и их версии, сетевые особенности, браузеры и их версии, устройства и другие аппаратные требования. Например, разработка должна вестись на определенной платформе, пользователь входит по отпечаткам пальцев.
Комплаенс требования. Процессы и стандарты, принятые в компании или стране. Продукт должен им следовать и разрабатываться в соответствии с ними.
Производительность и масштабируемость. Насколько быстро продукт реагирует на определенные действия пользователей при определенной рабочей нагрузке. Например, сколько пользователь должен ждать, чтобы прошла регистрация в личном кабинете, был обработан платеж с банковской карты. Требования к производительности могут описывать фоновые процессы, которые пользователь не видит. Например, резервное копирование. Масштабируемость оценивает самые высокие рабочие нагрузки, при которых система все еще будет справляться.
Надежность, доступность, ремонтопригодность. Как часто в системе происходят критические сбои. Как быстро их можно устранить. Пример требований к доступности: сайт должен быть доступна для пользователей из США 98% времени каждый месяц в рабочие часы.
Безопасность. Как система и ее данные защищены от атак или несанкционированного доступа. Но здесь есть одна загвоздка. Львиная доля нефункциональных требований безопасности может быть переведена в конкретные функциональные требования.
Локализация. Соответствие системы особенностям страны, в которой ее будут использовать: местные языки, законы, валюты, культура, орфография и так далее. Чем больше продукт вписывается в контекст, тем больший успех он должен иметь у местной целевой аудитории. Чтобы документально подтвердить это требование, вы должны опираться на предварительное исследование рынка. Пример требования к локализации: формат даты должен быть следующим: месяц.число.год.
Удобство использования. Удобно ли людям пользоваться продуктом. Nielsen Norman Group предлагают оценивать юзабилити (usability, удобство использования) по пяти параметрам:
- Обучаемость. Насколько быстро пользователи могут выполнить целевые действия, как только увидят интерфейс?
- Эффективность. Как быстро пользователи могут достичь своих целей в продукте?
- Запоминаемость. Могут ли пользователи вернуться к интерфейсу через некоторое время и сразу же начать работать с ним?
- Ошибки. Как часто пользователи допускают ошибки при использовании продукта?
- Удовлетворенность. Приятен ли дизайн в использовании?
Как скорость загрузки влияет на отказы пользователей. Чем дольше загружается, тем чаще люди закрывают продукт