Получите все материалы с наших тренингов — бесплатно
Что Такое Фандрайзинг, ❤️ Как Убедить Людей Жертвовать
Что Такое Фандрайзинг, ❤️ Как Убедить Людей Жертвовать
Что Такое Фандрайзинг, ❤️ Как Убедить Людей Жертвовать
⚡ Ответим в течение 30 минут — contact@leadstartup.ru
+7 495 150 42 63 — с 8:00 до 21:00 МСК
Катерина Сухих

Что такое фандрайзинг, как убедить людей жертвовать деньги, сколько зарабатывают фандрайзеры

31 отзыв, в среднем 5 из 5
Фандрайзинг — это схема, по которой некоммерческая организация (кратко НКО) может получить на свою работу денег. Сами по себе некоммерческие организации заработать не могут и они просят донатить и вот это пожертвование и есть фандрайзинг.

Что такое фандрайзинг?

Фандрайзинг — это схема, по которой некоммерческая организация (кратко НКО) может получить на свою работу денег. Сами по себе некоммерческие организации заработать не могут и они просят донатить и вот это пожертвование и есть фандрайзинг.

Получите нашу единую MIRO–доску с 100+ инструментами и доступ к Google–диску
Материалы тренингов LeadStartup

Каким бывает фандрайзинг

Когда жертвуют средства на какой–то проект или средства на текущие расходы. Когда приходят в качестве волонтеров. Когда человек просит вместо подарков на день рождения поддержать какую–то организацию или фонд.

Как работает фандрайзинг?

Первое, что нужно сделать, это понятно и убедительно донести до своей аудитории на что нужно донатить. Куда ваша организация потратит пожертвованные ей деньги. Важно обращаться не ко всем подряд, а к определенной аудитории.

Что такое фандрайзинг?

Фандрайзинг — это схема, по которой некоммерческая организация (кратко НКО) может получить на свою работу денег, волонтеров или какую–то еще помощью по созданию проекта, улучшение. чего–либо.

Сами по себе некоммерческие организации заработать не могут (на то они и некоммерческие). И вот представим, что есть такая организация, она делает разные полезные вещи. Например, Фонд Навального по борьбе с коррупцией. Он проводит расследования и рассказывает нам про дворцы и яхты чиновников. Полезное дело? Полезное. Чтобы организация и дальше могла эту работу проводить, ей нужны деньги. Члены НКО просят донатить, то есть жертвовать, им. Вот это пожертвование на благое дело для некоммерческой организации и есть фандрайзинг.

Фандрайзингом еще часто пользуются политики, волонтерские проекты, независимые СМИ (например, оштрафовали за честный текст оппозиционную газету и ей жертвуют на погашение штрафа).

фандрайзинг

Каким бывает фандрайзинг

Есть несколько вариантов фандрайзинга.

  • Когда жертвуют средства на какой–то проект или средства на текущие расходы (чтобы организация продолжала свою основную работу).
  • Когда приходят в качестве волонтеров (или предоставляют другие ресурсы) для реализации какого–то проекта некоммерческой организации. Например, поиск пропавших людей или проведение субботника в парке, или покупка мебели в дом престарелых.
  • Когда человек просит вместо подарков на день рождения поддержать (то бишь сделать денежное пожертвование) какую–то организацию или фонд. Это может быть и любое другое мероприятие, например, беговой или веломарафон, шахматный турнир. Тогда просят в качестве благодарности (или же вместо взноса) пожертвовать деньги в конкретную НКО.

Как работает фандрайзинг?

Представим, что вы НКО, которой нужны деньги. Как их получить?

  • Первое, что нужно сделать, это понятно и убедительно донести до своей аудитории на что нужно донатить. Куда ваша организация потратит пожертвованные ей деньги.
  • Важно обращаться не ко всем подряд, а к определенной аудитории, которая заинтересована в деятельности вашей некоммерческой организации. Например, ФБК жертвуют люди, которые находятся в оппозиции к текущей власти. Фонд помощи жертвам домашнего насилия обращается к женщинам с сильной позицией по этому вопросу.
  • По итогам сбора хорошо бы показать людям отчет (опубликовать таблицу с расчетами или снять видео), на что ушли деньги. Либо организации может быть достаточно просто осуществлять свою работу и тем самым доказывать полезность пожертвований.
  • Предложите людям оформить что–то вроде подписки. Например, каждый месяц с их счета будут списывать 500 рублей в пользу вашей НКО. Так вы сможете планировать что–то на месяцы вперед.

фандрайзинг

Кому можно жертвовать деньги по схеме фандрайзинга

Главное правило — это должна быть некоммерческая организация, она сама не зарабатывает (если и что–то зарабатывает, то этого отчаянно не хватает на ее нужды).

Понятно, что чаще всего фандрайзинг — это социальная история, разные фонды и благотворительные организации, которые помогают пожилым людям, детям, тем, кто попал в сложную ситуацию, кому нужна помощь здесь и сейчас.

Кроме того, жертвовать деньги по такой схеме можно:

  • организациям из сферы культуры: библиотекам, памятникам и историческим местам, музеям, театрам;
  • научным исследованиям, проектам и разработкам, мероприятиям, связанным с наукой;
  • бизнесу, но социально–значимому, например, столовой для бездомных;
  • спортивным командам или даже отдельным спортсменам, на спортивные школы и мероприятия.

фандрайзинг

Фандрайзинг в США на миллиарды долларов

Это для России фандрайзинг еще явление новое и непонятное (с чего бы это я должен давать им деньги?). А вот в Америке — это вполне себе работающая история. Да и само это понятие появилось именно там и дословно означает «найти деньги».

Каждый месяц многие жители США получают по почте чеки, где им предлагают по схеме фандрайзинга пожертвовать деньги сенатору из своего штата, политической партии, которую человек поддерживает, ближайшей церковной общине или каким–нибудь фондам.

Американцы жертвуют много. Например, в 2018-м году они впервые перепрыгнули планку в $400 миллиардов за год. Если посмотреть, на что жертвуют, то получится такой расклад:

  • половина денег идет на благотворительность — примерно $280 миллиардов;
  • следом идут религиозные организации — в районе $127 миллиардов;
  • в различные фонды уходит еще $66 миллиардов.

Еще в Америке проходит крупная конференция по фандрайзингу. На ней собирается больше трех тысяч человек со всего мира. И это при том, что участие платное: от $300 до $1900. Среди тем прошлого года: вовлечение нового поколения в волонтерский фандрайзинг и работа с крупными частными донорами, креатив и увеличение сборов на 40%, этика фандрайзинга.

Необычные идеи для фандрайзинга

В Америке есть интересные способы собирать деньги для фондов и нуждающихся в компаниях. Если какие–то из этих идей реализовать в России, то количество жертвователей может серьезно вырасти.

  • Распродажа ненужных вещей. Например, все сотрудники компании получают письмо, что в такие–то дни надо принести что–то из своего хлама на продажу, а доход с продажи пойдет на пожертвование в такой–то фонд. Вещи размещают на стеллажах в коридоре. Люди идут на работу или домой и по пути могут бросить несколько долларов в корзину для пожертвование, и взамен взять себе книгу за $1 или комнатный цветок.
  • Продажа еды. Кто–то берет на себя роль организаторов и печет пончики или просто закупает булочки в кондитерской. Стол с едой ставят в том же коридоре или другом проходном месте офиса и пишут «Возьми пончик за $2 помоги пострадавшим от урагана».
  • Еще один крутой способ получить пожертвования — это отмена дресс–кода. Людям предлагают на день перестать носить офисную одежду, например, за $3. Или за $35 — на месяц. И приходить на работу в чем нравится. Собранные деньги идут на пожертвования.

фандрайзинг

Кто такой фандрайзер

У некоммерческой организации не всегда есть время и навыки, чтобы привлекать деньги. Тогда она обращается к специально обученным товарищам — фандрайзерам.

Эти специалисты помогают увеличить денежный поток, делают его более–менее регулярным. Им же придется отчитываться перед жертвователями, куда пошли деньги. Фандрайзеры имеют хороший знания и опыт в маркетинге, иногда они еще и неплохие психологи.

За свою работу фандрайзеры получают вознаграждение. В Америке даже было несколько серьезных скандалов, связанных с тем, что фандрайзеры работали за процент от пожертвования. Многие неплохо на этом обогатились. В России от этого принципа сразу отказались.

У нас в стране работу фандрайзеров регулирует некоммерческая организация «Ассоциация фандрайзеров». Она появилась 7 лет назад и разработала стандарты этики фандрайзинга.

Фандрайзера называют сегодня профессией будущего. Говорят, что в дальнейшем эти специалисты будут чертовски востребованы. Правда, пока вакансий по этому направлению немного. На HeadHunter всего 30 предложений по работе фандрайзером по всей России. Причем 15 из них — в Москве. Заработная плата составляет от 40 до 110 тысяч рублей.

Какие компетенции должны быть у фандрайзера:

  • Должен быть общительным и дипломатичным.
  • Разбираться в людях, чтобы понимать, что им предложить. Например, дому престарелых нужна мебель. Можно преподнести жертвователям это как грустную историю о пенсионерах, которые прожили тяжелую жизнь, а можно показать улыбающихся бабушек и дедушек и рассказать что–то доброе и веселое об их жизнь в этом доме.
  • Быть креативным и широко мыслить. Придумывать разные форматы мероприятий и сотрудничества. А еще уметь благодарить жертвователей, чтобы они продолжали помогать и проникались работой организации, которую поддерживают.
  • Разбираться в финансовой отчетности. Уметь объяснить на что пошли или пойдут деньги, рассказывать, как обеспечена прозрачность расходов и доходов.

Фандрайзинг и краудфандинг: в чем разница?

И в том, и в другом случае средства собирают добровольно. Разберемся в чем отличия.

  • Краудфандинг — сбор средств у всех, кто готов их дать (а не обращение к конкретной аудитории как в фандрайзинге). Обычно через специальные краудфандинговые платформы. Этот способ чаще всего используют стартапы (а не НКО, как в фандрайзинге). Например, когда–то знаменитые надувные биваны собирали стартовый капитал по этой схеме. Авторы книг, музыканты, художники тоже используют краудфандиг. Всем, кто поддерживает такие проекты обещают или готовое изделие или какой–то подарок/сувенир. В фандрайзинге никакой награды обычно не предполагается, взамен жертвователи получают благодарность, чувство причастности к доброму делу.
  • Краудфандинг не предполагает отчетности за деньги тех, кто их пожертвовал. Стартап может прогореть, например. В фандрайзинге отчетность и прозрачность — это обязательная история.
  • Краудфандинг предполагает разовую поддержку. На платформах проект указывает денежную сумму, которую надо собрать для реализации, и срок, до которого пожертвования принимают. В фандрайзинге крайне важна постоянная, регулярная помощь жертвователей.
Получите единый доступ ко всем нашим 21 курсам, 8 тренингам, 4 профессиям и 126 воркшопам — с сертификацией