Техника Lean приоритизации работает на основе матрицы 2х2. Но что это такое?
Матрица 2х2 – это инструмент, который используется, чтобы помочь командам эффективно принимать решения, определять, что может провоцировать риски и на чем лучше сосредоточить свои усилия, чтобы избежать этих рисков.
Бэклог продукта, если его не поддерживать, может превратиться в огромный запутанный список задач, на распутывание которого может уйти драгоценное время. Расставлять приоритеты становится все сложнее, если график уже нарушен, а масштаб невыполненной работы превышает количество выполненной.
Матрица 2х2 достаточно проста в использовании и позволяет быстро увидеть относительную ценность продукта в сравнении с усилиями, затраченными на реализацию.
Теперь, понимая пользу такого подхода, давайте рассмотрим процесс создания матрицы. Вот ее стандартный пример:
Нарисуйте большой знак «+» и разместите его на видном месте в офисе. На вертикальной оси нужно отметить «High value» (высокая ценность) и «Low value» (низкая ценность), а на горизонтальной: «Low effort» (минимальные усилия) и «High effort» (большие усилия). Таким образом, вы получите 4 поля, которые отображают соотношение ценности и усилий для конкретной задачи. Сами задачи записываются на карточки, которые потом клеятся в подходящее поле матрицы.
Давайте попробуем охарактеризовать каждое из получившихся полей. У них нет конкретных названий, поэтому придется воспользоваться описанием местоположения.
Левое верхнее
Задачи этого поля представляют максимальную ценность для клиента и требуют минимальных усилий компании. Это первостепенные задачи, которые получают высокий уровень приоритетности.
2. Правое верхнее
Задачи, которые находятся в рамках этого поля тоже имеют высокую ценность, но требуют значительных усилий команды. Такие задачи лучше разбивать на более мелкие. Но не забывайте их тоже сопоставлять с другими задачами из матрицы.
3. Левое нижнее
Задачи несут меньшую ценность для клиентов, но достаточно просты в реализации. Лучшее время для их реализации – в перерывах между работой над более крупными задачами.
4. Правое нижнее
Несмотря на то, что они по прежнему представляют некоторую ценность для клиентов, им не следует уделять первоочередное внимание. К тому же такие задачи, вероятно, потребуют значительных усилий. Поэтому их уровень приоритетности лучше отнести к «низкому».
При рассмотрении относительной ценности каждой задачи или функции необходимо учитывать несколько моментов:
Охват – т.е. целевая аудитория. На какое количество клиентов повлияет реализация какой–то конкретной задачи. Так, например, какое–то нововведение, затрагивающее небольшое количество клиентов, будет иметь меньшую ценность, чем нововведение, которое влияет на всю вашу клиентскую базу.
Клиенты. Учтите, что вашим клиентом не всегда может быть кто–то, кто просто платит за ваш продукт и использует его. Иногда заказчиком может выступать и ваш коллега или вообще какое–то бизнес–подразделение вашей компании.
Доход. Важно разобраться, как полученный результат будет влиять на ваш доход.
Оцените, поможет ли это нововведение привлечь больше клиентов. Рассмотрите целесообразность.
Эффективность. Поможет ли эта функция повысить эффективность жизненного цикла клиента.
Имидж. Как ваш конечный продукт будет отображать саму компанию и влиять на имидж в целом.
Вот несколько советов, которые помогут разобраться со всеми этими условиями:
Работайте в команде. Наличие разнообразных точек зрения на ценность продукта упростит процесс размещения задач в рамках матрицы.
Скорость. Не стоит сильно заморачиваться над оформлением матрицы, так как она не должна быть идеальной визуально. Помните, что главное – это качество.
Меньше эмоциональных оценок. Каждую конкретную задачу лучше оценивать в сравнении с другими.