Что такое Value / Effort matrix и Lean Prioritization?
Техники приоритизации и сортировки задач в порядке их важности в разработке продуктов.
Почему важно приоритизировать задачи?
На стадии планирования важно использовать техники, которые улучшат метрики продукта и привлекут новых пользователей, увеличат деньги, которые продукт приносит.
Какие цели у расстановки приоритетов? (v2)
Определить, какие задачи делать в первую очередь, а какие отложить на конец; Научиться планировать эффективную "дорожную карту", определить границы работы.
Value / Effort matrix
Без сортировки задач в порядке их важности в разработке продуктов никак не обойтись. А чтобы все заинтересованные лица и участники команды не передрались из–за того, какую задачу выполнять первой, были разработаны разные техники приоритизации. В этом тексте мы подробно рассмотрим технику Lean Prioritization и матрицу Effort / Value.
Почему важно приоритизировать задачи? (v2)
Для начала стоит разобраться, зачем в принципе что–то приоритизировать и тратить на это время?
Начнем с того, что управление продуктом можно разделить на три больших раздела:
User research или исследование пользователей
Planning или по–русски планирование
Execution — исполнение всего, что запланировали.
И вот как раз на стадии планирования «лепится» образ будущего продукта. И здесь хорошо бы не полагаться на вдохновение, а использовать техники, которые улучшат метрики продукта и привлекут новых пользователей, увеличат деньги, которые продукт приносит.
На этом этапе очень легко оступиться и потратить время команды и деньги компании на разработку фич (функций, частей) продукта, которые окажутся никому не нужны. Как метко заметил Джошуа Портер, UX директор в HubSpot, «Заблуждается тот, кто считает, что новая добавленная фича сразу заставит людей захотеть использовать весь продукт».
Какие цели у расстановки приоритетов?
Расстановка приоритетов помогает:
определить, какие задачи делать в первую очередь, а какие отложить на конец;
научиться планировать эффективную "дорожную карту", определить границы работы и различать потребности пользователей и ваши личные желания или «хотелки» заказчиков.
По сути, расстановка приоритетов — это такая балансировка между созданием ценности для пользователей и почти всегда ограниченными ресурсами бизнеса.
Кому подходит Lean prioritization и Value/Effort matrix
Бережливый подход к расстановке приоритетов выбирают, когда идей или задач для разработки слишком много, и непонятно, какие нужно делать прямо сейчас, а какие можно отложить на самый конец.
Также эту матрицу используют стартапы при разработке продуктов, создании MVP (минимально жизнеспособного продукта).
Как работает техника Lean prioritization и Value / Effort matrix
Нужно нарисовать на доске матрицу расстановки приоритетов — Value/Effort Matrix размером 2×2 (или использовать готовые инструменты, например, Hygger). В матрице должно быть две шкалы Value (ценность) и Effort (усилия). Рисунок может выглядеть как большой знак плюс:
Здесь Value — это значимость или ценность вашего функционала с точки зрения бизнеса, оцениваем в условных единицах или деньгах. Брать за ценность можно любой параметр, который нужно оптимизировать, напримеру, рост пользователей или уменьшение оттока людей. Чтобы определить ценность задачи, стоит смотреть на разные показатели:
Привлечение (acquisition) — это задача поможет привлечь новых клиентов в продукт?
Активация (activation) — как скоро пользователи ощутят ценность новой функции?
Охват (reach) — скольких клиентов охватит новая функция?
Доход (revenue) — как эта функция поможет продукту зарабатывать?
Удержание (retention) — поможет ли эта функция удерживать или возвращать клиентов в продукт? Сделает ли она их активнее?
Виральность (virality) — пользователи станут приглашать больше друзей/коллег в продукт? То есть, как функция повлияет на виральность?
Шкала Effort — это ресурсы, которые вам нужно будет потратить, чтобы выполнить задачу. Измерять можно в часах, человеко–часах или через сравнительную оценку требований друг к другу.
Нужно нарисовать на доске матрицу расстановки приоритетов — Value/Effort Matrix размером 2×2 (или использовать готовые инструменты, например, Hygger). В матрице должно быть две шкалы Value (ценность) и Effort (усилия). Рисунок может выглядеть как большой знак плюс:
Здесь Value — это значимость или ценность вашего функционала с точки зрения бизнеса, оцениваем в условных единицах или деньгах. Брать за ценность можно любой параметр, который нужно оптимизировать, напримеру, рост пользователей или уменьшение оттока людей. Чтобы определить ценность задачи, стоит смотреть на разные показатели:
Привлечение (acquisition) — это задача поможет привлечь новых клиентов в продукт?
Активация (activation) — как скоро пользователи ощутят ценность новой функции?
Охват (reach) — скольких клиентов охватит новая функция?
Доход (revenue) — как эта функция поможет продукту зарабатывать?
Удержание (retention) — поможет ли эта функция удерживать или возвращать клиентов в продукт? Сделает ли она их активнее?
Виральность (virality) — пользователи станут приглашать больше друзей/коллег в продукт? То есть, как функция повлияет на виральность?
Шкала Effort — это ресурсы, которые вам нужно будет потратить, чтобы выполнить задачу. Измерять можно в часах, человеко–часах или через сравнительную оценку требований друг к другу.
Кейс Lean Prioritization в Hygger
Hygger — это система управления проектами. Многие называют ее улучшенной версией Jira и Trello.
Как же в компании расставляют приоритеты?
Ставят цели на 2 месяца.
Формулируют и собирают идеи, которые могут улучшить метрики.
Проводят непрерывную Lean Prioritization (бережливую приоритизацию идей).
Проводят скоринг фичей — то есть приоритезируют список задач.
Детализируют функционал, который нужно сделать, и расставляют по нему очередность.
Разберем все более детально.
Цели
У компании есть цель номер один: увеличить количество компаний, которые покупают платную подписку после двухнедельного триала.
И цель номер два: отстроиться от конкурентов — других платформ по управлению проектами. Таких на рынке порядка 500.
Главная метрика — конверсия в покупку, после триала (trial-to-paid)
Остальные метрики:
Конверсия из трафика в зарегистрированных пользователей
Aha Moment (активация), когда пользователь понимает, в чем ценность продукта. Задача увеличить число тех, кто понял. Например, в FB Aha Moment — это просмотр ленты без повторов в течение длительного времени. И на это влияет число друзей — чем их больше, тем дольше лента не кончается. Соответственно тем больше времени пользователь проведет в соцсети и больше рекламы можно ему показать.
Удержание — retention 1 day. Первое впечатление пользователя от продукта.
Сбор идей
Для своего продукта в компании используют:
A/B тесты
UX тестирование
Опросы пользователей.
Инструменты для организации поддержки пользователей (Zendesk.com).
Запись на видео сессий пользователей в продукте (инструменты AppSee.com для мобильных устройств)
Ежемесячно отслеживают индекс потребительской лояльности. Задают вопрос: «Насколько вероятно, что вы порекомендуете нас друзьям или коллегам?». Используют для этого инструменты: Satismeter.com.
Следят за продуктовой аналитикой (Amplitude.com), формулируют на основе этих данных новые гипотезы.
Анализируют конкурентов (используют для этого Feedly.com)
Смотрят интервью конкурентов, аналитиков и специалистов (Rev.com)
Изучают обзоры на Appannie.com
Организация идей
Проводят рефайнмент бэклога. Организуют задачи в нем по компонентам, сфере применения, отмечают то, что стратегически важно в данный момент, отмечают клиентские запросы с фичами.
Проводят Lean–приоритизацию
Проводят оценку идей с помощью Value/Effort матрицы. Она выглядит так:
Берут в работу Quick Wins. Это фичи, которые дают пользователям наибольшую ценность. Но при этом запилить их можно достаточно быстро без лишних затрат ресурсов.
Затем берут в работу Big Bets. Это те фичи, которые реализовать непросто, но именно они могут принести большую ценность продукту.
Следом идут Maybes. Это задачи и функции, которые можно легко реализовать, но и большой ценности для продукта они не имеют. Может быть сделаем, а может и перенесем на потом.
Последними идут Time Sinks. Фичи, которым в данный момент не нужен высокий приоритет, да и в принципе пока можно не обращать на них слишком много внимания.
При этом Value, то есть ценность, получают функции, которые улучшают конверсию покупки, после триала, помогают привлечь в продукт новых активных пользователей и удержать старых. И те, которые отстраивают от конкурентов, добавляют продукту ценности в глазах пользователей.
Planning Poker
Это техника для оценки задач, инструмент планирования. Суть метода в том, что проводится он с помощью карт и в чем–то напоминает покер. Карты могут быть реальные или в онлайн–формате.
В Hygger на этот этап доходят те идеи или фичи, которые победили в Lean Prioritization (Quick Wins). Сам процесс организуют так:
собирается вся команда во главе с менеджером проектов.
Ведущий берет идею, члены команды ее обсуждают между собой. Пытаются прийти к общему знаменателю.
Затем каждый член команды оценивает идею по шкале Фибоначчи и кладет карту рубашкой вверх.
Когда все карты на столе, ведущий их вскрывает.
Те, кто поставили max и min высказываются и объясняют свое решение.
Затем вся команда обсуждает эти решения и пытается договориться.
В конце концов все приходят к общему знаменателю и берут на обсуждение следующую идею.
Результаты Lean Prioritization
Чего же удалось добиться компании, благодаря такой технике приоритизации?
Стали принимать решения не на основе интуиции и чутья, а через наглядные критерии оценки и аналитику.
Избавились от жесткого влияния авторитетного руководителя по решению всех вопросов.
Стали планомерно и осознанно двигаться в нужном направлении. Развиваться по стратегии компании.
Стали доставлять клиентам больше ценности своим продуктом. И начали делать это быстрее.
Команда понимает, зачем пилит тот или иной функционал здесь и сейчас, почему именно эту идею взяли в разработку.