LeadStartup
Получите бесплатно — все материалы с наших курсов
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Mikhail Ryazhenka
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Значение неформального лидера в коллективе и его влияние на бизнес. Как неформальные лидеры могут способствовать успеху компании и улучшению работы команды.

Неформальный лидер задает тон всему коллективу, у него нет фактической власти, но благодаря его психологическим и личностным качествам есть неформальная. Люди слушают, что они говорят и следят за тем, как они себя ведут.

Кто такой неформальный лидер

Человек в коллективе, у которого нет фактической власти, но благодаря его психологическим и личностным качествам есть неформальная.

Как выявить неформального лидера в коллективе

Неформальный лидер в коллективе выявляется с помощью социометрического теста.

Как стать неформальным лидером (v2)

Неформальное лидерство требует определенных личностных качеств. Поэтому основным пунктом будет работа над собой и постоянное самосовершенствование.

Роль неформального лидера в коллективе

Большую часть своей жизни мы проводим на работе. Мы общаемся с коллегами, поведение которых иногда расходится с нашими представлениями о жизни и загоняет в тупик. Считается, что самый сложный тип общения в коллективе – это общение среди равных сотрудников. Так или иначе приходится соблюдать определенные правила поведения и норм общения.

Конечно, почти у всех компаний есть свой фактический лидер, т.е. человек, обладающий властью, способный решать проблемы и организовывать рабочий процесс. Однако, часто коллектив (иногда даже не подозревая этого) может искать лидерские черты и в других людях. Людях, которые в компании стоят с ними на одной иерархической ступени. Их еще называют неформальными лидерами.

Неформальные лидеры обладают большой властью и могут оказывать огромное влияние на других работников. Если такие люди будут работать на благо интересов организации, то они смогут выступать ударной силой компании.

Рассмотрим подробнее понятия формального и неформального лидерства.

Формальное и неформальное лидерство

Возможно, вы еще в школе могли сталкиваться с каким–то из типов неформального лидерства. Сорвать урок, сплотить одноклассников против кого–то одного или же внести предложение по какому–то вопросу. Все это – поведение лидера.

Во взрослой жизни все обстоит почти также. Неформальные лидеры в большинстве случаев участники коллектива.

Появление неформального лидера в коллективе очень важный момент. Неформальный лидер может помогать организовывать все те процессы, которыми занимается формальный лидер и сплотить компанию, а может внести разлад в ряды сотрудников.

Причины появления неформальных лидеров

Невозможно сказать наверняка кто станет неформальным лидером в коллективе. В каждом конкретном случае факторы будут отличаться. Но есть некоторые общие черты: коммуникабельность, инициативность, интеллектуальное развитие, определенные психологические качества и хорошие ораторские способности. Все эти пункты указывают на то, что человек может быть неформальным лидером. Этот тип лидерства чаще всего появляется стихийно и основывается на компетентности, личных симпатиях и ряде других психологических свойств (например, умении находить выход из сложных ситуаций). Роль неформального лидера определяется на основе негласного признания командой его авторитета. Главная задача менеджера – быстро определить, будет ли сотрудничество компании с таким человеком приносить пользу организации или лучше от него избавиться.

Как выявить неформального лидера в коллективе (v2)

Самой эффективной и популярной методикой выявления неформального лидера в коллективе является социометрический тест, разработанный Дж. Морено. Он определяет позицию каждого работника в группе и типы межличностных связей. Цель тестирования – совершенствование межгрупповых отношений. С его помощью можно изучить типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, оценить социально–психологическую совместимость членов определенной организации, выявить социометрические позиции персонала и обнаружить внутригрупповые подсистемы.

Конечно, это тестирование не предполагает, что вы выявите неформального лидера просто так. Нужно уметь также перегруппировывать людей, чтобы снижалось возможное напряжение в коллективе, возникшее из–за какой–то несовместимости.

Как проходит тестирование?

Тестирование проводится групповым методом и не требует больших временных затрат. Важно, чтобы опрос персонала был анонимным и заочным. Чаще всего задаются четыре основных вопроса, которые предполагают выбор кого либо из коллег для осуществления совместной формальной и неформальной деятельности. Этот опрос еще называется социометрическая карточка.

Выявление неформального лидера просто необходимо в условиях современных социальных норм. Не нужно бояться, если вы обнаружили, что в вашей компании есть один или несколько неформальных лидеров. Лучше попытайтесь сделать его своим другом. Проанализируйте личность, компетенцию, авторитет и воспользуйтесь этим для повышения эффективности работы компании.

Типы неформальных лидеров

Выделяют 2 основных типа:

  • конструктивный – влияют на компанию и работу коллектива положительно. Они инициируют обмен информацией и генерируют идеи, организовывают рабочий процесс и помогают адаптации новых сотрудников. Именно они участвуют в создании корпоративной культуры.

  • деструктивный – используют свое влияние, чтобы саботировать решения руководства. Нередко они подрывают авторитет руководителя и ставят под сомнение его распоряжения. Снижают эффективность работы и мотивацию сотрудников, создают конфликтные ситуации, а уходя могут увести за собой часть коллектива.

Конструктивных лидеров надо поощрять и мотивировать, т.к. существование положительного неформального лидера – большая удача для организации.

Деструктивная группа, наоборот, не дает коллективу функционировать правильно. Поэтому правильной тактикой для руководителя будет остановить процесс получения неформальным лидером последователей. Сделать это можно путем перераспределения функций, увеличением объема работы или вовсе переводом в другой отдел. Но есть и более рискованный шаг. Можно проявить к его мнению особое внимание и попытаться приблизить к руководству, т.е. сделать его партнером, чтобы у него появилась возможность взглянуть на все со стороны руководства.

Типы неформальных лидеров в зависимости от стиля их общения:

  1. Новатор

Творческий и эмоциональный человек. Его идеи оригинальны, но если он не находит поддержки или сталкивается с критикой, то быстро опускает руки. Вы можете советоваться с ними, когда компании нужен новый оригинальный подход к какому–либо вопросу. Они с радостью вольются в какой–то ваш пилотный проект.

2. Координатор

Организованный человек, который готов четко спланировать все рабочие процессы. Обычно может аргументированно ответить на любой вопрос, связанный с рабочей деятельностью, из–за чего пользуется авторитетом. Они привносят в коллектив жизненно важные модели поведения или навыки, и другие, к тому же, обращают на это внимание. Ему можно поручить организаторскую работу или вообще возложить на него часть контролирующих обязанностей.

3. Серый кардинал

Не пытается «сместить» начальство, но знает всю основную информацию о настоящей рабочей деятельности (дедлайны, разногласия, проблематика). Руководитель может узнавать у него полезную информацию, необходимую для анализа социальных отношений в коллективе.

4. Революционер

Этот тип неформального лидера может внести разногласия в коллектив, т.к. он четко отслеживает проблемы и высказывает недовольства, но редко предлагает способы решения. Но это не значит, что такие люди абсолютно бесполезны в коллективе, т.к. они могут стать значимыми общественными деятелями.

5. Весельчак

С ними обычно не скучно, поэтому коллектив легко идет за такими лидерами. Они помогают работникам легче воспринимать монотонную или сложную работу. Они также являются центрами коммуникации: знают многих людей внутри коллектива и свободно с ними общаются. Поэтому они зачастую могут служить связующими звеньями для людей, которые без них никак бы не смогли бы поделиться идеями или информацией друг с другом.

6. Кризис–менеджер

Ситуативный лидер, особо никак не проявляющий себя в условиях обычной работы, но в критических ситуациях – быстро ориентируется и принимает решения.

Стратегия общения с неформальным лидером

Сложно сформулировать одну общую четкую стратегию работы с неформальными лидерами, т.к. каждый случай уникален и имеет свою специфику. Однако можно вывести общие правила привлечения неформального лидера на сторону руководства:

  • Политика кнута и пряника не сработает в случае с неформальным лидерством. Потому что, например, увольнение такого человека может быть принято коллективом резко негативно. Повышение тоже должно происходить в «удачный» момент, когда есть уверенность в его лояльности компании.

  • Если общаться с неформальным лидером как с экспертом, то можно получить актуальные сведения о проблемах в коллективе. Это поможет исправить какие–то ошибки и более эффективно управлять персоналом.

  • Нельзя принимать все решения относительно персонала только на основе мнения неформального лидера. Это может привести к тому, что он поставит под сомнение авторитет формального руководителя, т.к. сложится впечатление, что инициатором всех решений является именно неформальный лидер.

  • Последнее слово на совещаниях должно всегда оставаться за руководителем. Если дать всем высказаться, а потом озвучить свое решение, то каждый сотрудник убедится в том, что его мнение ценно для руководителя, можно будет оценить позицию неформального лидера и учесть интересы коллектива.

  • Важно всегда поддерживать лояльность неформального лидера. Иначе он может решить, что им пренебрегают и начать действовать согласно этому убеждению.

На самом деле, конечно неформальным и формальным лидером иногда может быть один и тот же человек. Но когда руководитель не совмещает в себе эти функции и качества – необходимы рекомендации по работе и управлению неформальными лидерами. Ведь, как правило, неформальный лидер возникает тогда, когда руководитель упускает какие–то функции. Например: недостаточная мотивация персонала, контакты с сотрудниками, т.е. проблемы коммуникации с персоналом. Для людей это равнозначно отсутствию лидера, поэтому возникает потребность в неформальном.

Как стать неформальным лидером

  • Работайте над своей репутацией

Постарайтесь показать людям, что вы заслуживаете доверия. Ведь если вы заслуживаете доверия, то вас стоит слушать.

Как это сделать? Будьте искренними и готовыми учиться. Сосредоточьтесь на решении проблем и не забывайте проявлять креативность. Это повысит вашу репутацию и компетентность как неформального лидера.

  • Оцените свои лидерские качества и варианты как их можно улучшить

Выясните какие у вас сильные стороны и какие области они затрагивают. Составьте список качеств, которые вы бы улучшили и выберите два–три для развития в первую очередь.

  • Заводите друзей

Не игнорируйте людей в своем коллективе, которые находятся не в вашей возрастной категории или занимаются совсем другими проектами. Подружитесь со всеми! Это отличный способ понять какой лидер нужен вашей компании. Неформальные лидеры не сосредотачивают все свое внимание только на высшем и низшем руководстве. Они уделяют время социальной деятельности, чтобы узнать какой вклад в работу вносит каждый.

  • Будьте скромнее

Успех делает некоторых людей очень самодовольными. Поэтому важно помнить, что успешные неформальные лидеры должны сосредоточиться на работе, которую необходимо выполнить, а не только демонстрировать свои таланты. Будьте скромнее, когда обсуждаете свой прогресс в проектах или результаты проведенной работы. Поймите, что вы командный игрок, который заботится об общем благе, а не только о своих личных достижениях.

  • обдумайте свои перспективы

Подумайте где бы вы хотели себя видеть в ближайшее время или через 5 лет. Запишите свои краткосрочные и долгосрочные цели.

  • Не прекращайте учиться

Важно каждый день узнавать что–то новое. Учитесь у своих коллег, руководителей, менеджеров и на собственном опыте. Таким образом, вы всегда можете совершенствоваться, расти как специалист и, конечно, как личность.

Почему важна роль неформального лидера?

Сегодня мы находимся на том этапе развития общества, когда человеческие взаимоотношения играют огромную роль в устройстве любой организации. Они дают реальную выгоду, которая сразу же отражается на результатах работы. Именно поэтому руководителю просто необходимо внимательно следить за тем, как меняются настроения в коллективе. Не менее важно и своевременно реагировать на появление неформальных лидеров, т.к. их таланты и деловые качества могут быть очень полезны в работе.