Дорожная карта стартапа
Определение гипотез ценности. Определение валюты ценности. Конкурентный анализ. Разработка ценностных предложений. Финансовый план стартапа — Юнит–экономика. Customer Development.
Разработка ценностных предложений
Сделать собственные ценностные предложения, на основе ценностных предложений конкурентов. Собственное ценностное предложение должно сузить целевую аудиторию и должно быть как минимум в 5 раз лучше решения конкурента, предназначенное для более широкого рынка.
Customer Development
Шаг 1: Определение гипотез ценности
Необходимо сформулировать гипотезу ценности: что получит и/или удержит человек, который воспользуется продуктом. Ценность обязательно должна иметь ответ на вопрос: для кого? — Нужно сформулировать, также, примерный профиль клиенского сегмента.
Пример:
Управленцы, которые хотят поднять маржинальность своего eCommerce–проекта, получат и/или удержат рост конверсии в первую покупку.
Менеджеры, которые забыли сделать презентацию для внутреннего отчета через 3 дня, получат и/или удержат сохранение репутации и образ профессионала в глазах руководства.
Владельцы контакт–цетра получат и/или удержат сокращение затрат на контакт–центр.
Владельцы контакт–центра и бизнеса и тех кто что–то продает получат и/или удержат снижение % потерянных лидов.
Владельцы магазина получит и/или удержит более лояльное отношение к магазину покупателей.
Владельцы магазина получат и/или удержит повышение среднего чека.
Владельцы магазина получат и/или удержат сокращение воронки продаж.
Комментарии:
Гипотеза ценности не содержит ответ на вопрос «За счет чего?». Она описывает только то что человек получит и/или удержит.
Шаг 2: Определение валюты ценности
Определить валюту, в которой человек измеряет ценность.
Пример:
Количество денег
Доля рынка или уровень капитализации компании
Количество свободного времени
Интенсивность чувства счастья
Интенсивность чувства голода
Степень авторитетности в глазах коллег и тд
Сэкономленное время
Здоровье, отсутствие негативных последствий, качество жизни
Комментарии:
На данном этапе достаточно общего видения. Точную валюту скажут люди на глубинных интервью при Customer Development.
Шаг 3: Конкурентный анализ
Найти рекламу продуктов конкурентов, которые уже реализуют гипотезу ценности для клиентов, через масштабируемые каналы дистрибьюции: yandex, google, facebook, instagram.
Описать ценностные предложения конкурентов по шаблону:
Сайт продукта
Для кого супер–максимально ценно (как вода для человека, который заблудился в пустыне). Ультраспецифично.
Почему для них это так ценно и важно?
Какая стоимость
Какая выгода в валюте гипотезы ценности
В чем уникальность
Какие сделать шаги до результата
А также приложить скриншот баннера рекламы или объявления в контексте.
Пример:
Intercom.com
Владельцы кроссплатформенных digital–продуктов, с большим количеством пользователей.
Единая система для разных платформ выстаивает персонализированный клиентский опыт, повышающий вовлечение пользователей и прибыль, при отличном качестве и гораздо более дешевых костах, чем собственная разработка.
От 20 рублей за пользователя в месяц
За счет ультрасегментации есть возможность показывать от. +40 руб. ARPU.
Единственный сервис, где соединена коммуникация с множеством каналов и платформ, при наличии возможности сегментировать аудиторию исходя из их поведения.
Для Mass B2C: Установить виджет → Настроить рекламные компании с сегментацией по событиям → Запустить персонализированные компании, которые дают лучший результат чем типовая для всех массовая рассылка.
Комментарии:
Важно понимать: гипотеза ценности не содержит информации о способе реализации. Это значит что конкурентами являются все компании, которые в любом виде реализуют гипотезу ценности для клиентов. К примеру, конкурентами Netflix являются не только сервисы просмотра видео по типу YouTube, но и компьютерные игры, а также простой сон, так как он тоже решает задачу отдохнуть и дает выгоду расслабиться и набраться сил. Зачем это надо? Возможно рынок на самом деле гораздо более конкурентент, чем если мы будем считать что конкурентами являются только те продукты которые идентичны в реализации и бизнес–модели.
Максимум 10 конкурентов.
Шаг 4: Разработка ценностных предложений
Сделать собственные ценностные предложения, на основе ценностных предложений конкурентов. Собственное ценностное предложение должно сузить целевую аудиторию (работать с более специфичным рынком и решать более специфичные задачи) и должно быть для более специфичного рынка, и, хотя бы по внутреннему убеждению, должно быть как минимум в 5 раз лучше решения конкурента, предназначенное для более широкого рынка.
Пример:
MyBestProduct.com
Владельцы кроссплатформенных digital–продуктов, с большим количеством пользователей. (повторяю конкурента) + (добавляю специфичности), работающие по подписной модели на локальном рынке, с наличием оффлайн взаимодействия, при чеке от 300 000 рублей.
Прибыль на клиента является самой главной метрикой, определяющая маржинальность продукта. В особенности это касается подписных моделей, где все силы бросаются на удержание, а отток самое страшное зло.
800 рублей за пользователя в месяц.
Увеличение повторных продаж на +0.5 APC вместе с выстраиванием рефферального привлечения, дает + 10% к росту маржинальной прибыли.
Системная работа с послепродажным взаимодействием с клиентом, нацеленная на создание крайне позитивного эмоционального опыта взаимодействия с компанией.
Выполнить интеграцию контактов с CRM → Выстроить процесс создания горячих поклонников и рефферальной сети → Запустить отправку оффлайн и онлайн сообщений и подарков для создания потрясающего клиентского опыта.
Комментарии:
Для всех задач уже есть решения и товары–заменители. Атака конкурентов в лоб, разрабатывая похожий продукт «но лучше», потребует влития огромного количества маркетингового бюджета. Безопасней и эффективней захватить часть рынка конкурента, образовав так называемую локальную монополию. В этом смысле чем более конкретна и специфична будет образ клиента, его потребности и решения — тем лучше.
На данном этапе ценностное предложение обязано четко отвечать на вопрос «Как?». То есть иметь ответ на вопрос за счет чего человек получит обещаемую ценность.
Шаг 5: Финансовый план стартапа — Юнит–экономика
Необходимо рассчитать юнит–экономику для того чтобы получить ответ на вопросы:
При какой стоимости привлечения клиента (CAC) мы выходим на точку безубыточности.
При какой стоимости привлечения клиента (CAC) мы получаем 100% ROMI.
Сколько мы должны заработать на одном пользователе чтобы выйти на точку безубыточности.
Сколько мы должны заработать на одном пользователе чтобы выйти на 100% ROMI.
Какой маркетинговый бюджет требуется на проверку сходимости экономики.
Шаг 6: Customer Development
Необходимо провести интервью с клиентами, которые уже пользуются разработанным продуктом или похожими продуктами, если прототипа еще нет. Минимальное время для интервью: 30 минут. В процессе интервью необходимо глубоко погрузиться в мир клиента для ответа на 2 фундаментальных вопроса:
Правила проведения интервью описаны в книге «Спроси Маму», с которой необходимо обязательно ознакомиться до проведения первых интервью.
Комментарии:
Очень важно записывать именно прямую речь клиента.
Документ по шагу 5 содержит примеры вопросов, задаваемых на интервью. Не обязательно стремиться получить ответы на все вопросы, на самом деле, все интервью можно посвятить глубокому исследованию всего единственного вопроса.