Получите бесплатно — все материалы с наших курсов и тренингов
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Полное руководство по созданию и использованию Customer Persona в маркетинге. Как правильно разработать и применять персоны для улучшения стратегий продаж.

Полное руководство по созданию и использованию Customer Persona в маркетинге. Как правильно разработать и применять персоны для улучшения стратегий продаж.

10 апреля, 2024 г.
22 отзыва, в среднем 5 из 5
Customer person — он же метод персон — используют в дизайне продуктов, систем и мобильных приложений. Его цель — с помощью исследования «набросать» обобщенный, но реалистичный портрет группы ваших пользователей.
Нравится
3
Редактировать
Дополнить

Customer Persona: определение

Customer persona — он же метод персон — используют в дизайне продуктов, систем и мобильных приложений. Его цель — с помощью исследования «набросать» обобщенный, но реалистичный портрет группы ваших пользователей.

Нравится Customer Persona: определение
2
Комментарий Customer Persona: определение
0
Редактировать Customer Persona: определение
Редактировать
Mikhail Ряженка
Founder, Executive Partner

В чем профит от персон?

В том, что команда начинает создавать продукт для людей, а не для безликой массы. У них возникает эмпатия к вымышленным персонажам, Мариям или Джонам. И для них они хотят создать удобный, понятный и полезный продукт.

Нравится В чем профит от персон?
7
Комментарий В чем профит от персон?
0
Редактировать В чем профит от персон?
Редактировать
Mikhail Ряженка
Founder, Executive Partner

Когда нужен метод персон?

Еще до того как начали писать код и делать прототип. Когда знаете своих пользователей, но пришло время копнуть глубже. Когда что–то пошло не так: «Люди начали умнеть, милорд. Они перестали потреблять наш контент».

Нравится Когда нужен метод персон?
3
Комментарий Когда нужен метод персон?
0
Редактировать Когда нужен метод персон?
Редактировать
Mikhail Ряженка
Founder, Executive Partner

Customer Persona что это?

Customer persona — он же метод персон — используют в дизайне продуктов, систем и мобильных приложений. Его цель — с помощью исследования «набросать» обобщенный, но реалистичный портрет группы пользователей. Тех, для которых создаете дизайн сайта, продумываете архитектуру и функционал проекта.

Нравится Customer Persona что это?
4
Комментарий Customer Persona что это?
0
Редактировать Customer Persona что это?
Редактировать
Mikhail Ряженка
Founder, Executive Partner

Персона — это реальный человек?

И да, и нет. Персона — это собирательный образ живого человека. В нем собраны типичные черты вашего потенциального пользователя. Персон может быть несколько: 3-5. Одна из них будет доминировать. Например, та, что приносит больше всего денег.

Нравится Персона — это реальный человек?
8
Комментарий Персона — это реальный человек?
0
Редактировать Персона — это реальный человек?
Редактировать
Mikhail Ряженка
Founder, Executive Partner

В чем профит от Customer Person?

В том, что команда начинает создавать продукт для людей, а не для безликой массы. У них возникает эмпатия к вымышленным персонажам, Мариям или Джонам. И для них они хотят создать удобный, понятный и полезный продукт.

Поэтому важно давать персоне имя и прикреплять к профайлу с информацией фотографию. Отлично, если это будет фото и имя реального клиента. Но если это невозможно, старайтесь, чтобы все было максимально реалистично. И фото было взято не со стоков. Если это афроамериканец, то его вряд ли стоит называть Владимир.

Обсуждать персон тоже лучше в команде в формате брейншторма.

Нравится В чем профит от Customer Person?
4
Комментарий В чем профит от Customer Person?
0
Редактировать В чем профит от Customer Person?
Редактировать
Mikhail Ряженка
Founder, Executive Partner

Как смоделировать персон?

  • Провести глубинные интервью

  • Провести опросы для разных групп пользователей

  • Проанализировать все данные

  • Обсудить персонажей в команде.

Сам процесс заполнения карточки персоны похож на создание профиля в ФБе для вашей бабушки.

Нравится Как смоделировать персон?
6
Комментарий Как смоделировать персон?
0
Редактировать Как смоделировать персон?
Редактировать
Mikhail Ряженка
Founder, Executive Partner

Что важно знать о персоне?

  • Где живет

  • Возраст

  • Пол

  • Род занятий/образование

  • Чего ждет от продукта

  • Зачем будет им пользоваться

  • Как узнает о продукте

  • В каких соцсетях сидит

  • Какими устройствами/программами, приложениями пользуется

  • Какие проблемы (цели) решит для персоны ваш продукт

  • Как часто будет им пользоваться

  • К каким вашим конкурентам ходит

  • Спросите то, что именно вам важно знать для разработки продукта

Выделите главную персону. Она должна содержать черты ваших главных пользователей. Например, главная персона сайта с табулатурами (аккордами и нотами) для музыкантов — Джон 32-х лет, который живет в одном из штатов США (допустим, в Техасе). Слушает рок. На среднем уровне играет на гитаре и поет. Это его хобби. Заходит на сайт, когда хочет сыграть какую–то песню. Или использует аналогичное приложение для телефона.

Минимальный набор данных в карточке: имя, фото, место проживания, предыстория (какими продуктами/услугами пользовались раньше), цели (зачем им ваш продукт), мотивация (что побудит пользоваться вашим продуктом — что им это даст какие возможности), барьеры (что может мешать, нужно тестировать и искать узкие места, например, на стадии прототипа).

Нравится Что важно знать о персоне?
3
Комментарий Что важно знать о персоне?
0
Редактировать Что важно знать о персоне?
Редактировать
Mikhail Ряженка
Founder, Executive Partner

А можно нам просто придумать персон?

Очень мало шансов, что вы без исследований точно попадете в аудиторию. А если промахнетесь, то рискуете провалить проект и создать никому не нужный продукт. И слить деньги, конечно.

Нравится А можно нам просто придумать персон?
6
Комментарий А можно нам просто придумать персон?
0
Редактировать А можно нам просто придумать персон?
Редактировать
Mikhail Ряженка
Founder, Executive Partner

Когда нужен метод Customer Persona

  • На самом старте, еще до того как начали писать код и делать прототип. В идеале — совместить с продуктовым исследованием. Ну а как вы еще узнаете, какие фичи нужны людям?

  • Когда знаете своих пользователей, но пришло время копнуть глубже. Например, создаете приложение для автомобилистов. Продумываете в нем раздел с правилами ПДД. И понимаете, что часть ваших пользователей — уже опытные водители, а другие — только готовятся сдать на права. Как им всем угодить?

  • Когда что–то пошло не так: «Люди начали умнеть, милорд. Они перестали потреблять наш контент». Возьмем тот же пример сайта с табулатурами для музыкантов. На нем реализовали функцию шотов — короткие видео, где люди играют и поют песни. Статистика просмотров после запуска зашкаливала. Затем держалась на среднем уровне. Но потом резко пошла вниз. В чем проблема? Выяснить это помог метод персон. Аналитики совместно с дизайнером составили для главной персоны опрос. В итоге выяснили, что шоты стали больше записывать девушки, играющие на укулеле. Брутальным парням–рокерам смотреть такие видео стало неинтересно. Чтобы исправить статистику просмотров, запустили челлендж для рокеров и металлистов по записи шотов.

Нравится Когда нужен метод Customer Persona
3
Комментарий Когда нужен метод Customer Persona
0
Редактировать Когда нужен метод Customer Persona
Редактировать
Mikhail Ряженка
Founder, Executive Partner

Примеры customer person

Это реальные персоны, которых выделили методом качественного исследования для сайта компании по продаже красок для стен.

Персона: Джейн Эдвардс, 28 лет. Семейное положение: есть парень. Живет с ним в Манчестере. Работает менеджером по продажам в страховой компании. Не знает, какой краской хочет покрасить стены, много читает об этом статей в интернете и на сайте по продаже краски. В процессе чтения меняет свое мнение: то хочет желтый, то голубой.

Еще одна персона: Рита Хэйворд, 35 лет, ждет ребенка, живет в Иллинойсе. Работает PR–менеджером. Ищет краску для детской. Не может определиться.

Третий персонаж: мать–одиночка Рэйчел Грин, 43 года. Живет в Нью–Джерси. Хочет освежить ремонт. Все решения принимает сама, рассчитывать не на кого.

Что дали разработчикам эти персоны? Они смогли понять их проблему и разработали функционал, который помогал определиться с выбором.

На сайте красок женщинам стали предлагать перейти по ссылке, где они могут раскрасить виртуальные комнаты и определиться с выбором.

Такое решение позволило увеличить трафик на сайт на 60%. Средняя продолжительность сеанса пользователей на сайте с краской увеличилась в несколько раз и составляет теперь 14 минут.

Нравится Примеры customer person
7
Комментарий Примеры customer person
0
Редактировать Примеры customer person
Редактировать
Mikhail Ряженка
Founder, Executive Partner

Customer persona для дизайнера

Главное преимущество метода персон в том, что они создают для дизайнера и всей команды общий контекст. Понятно, для кого делаем и что этому персонажу нужно, чего не хватает. Все усилия фокусируются на достижении цели персоны.

Имена и характеристики персонажей запоминаются. На встречах не надо перечислять все атрибуты, желания, поведенческие характеристики для принятия проектных решений. Нужно всего–то назвать имя. И все в команде поймут.

Дизайнер не тратит время на проектирование и создание ненужных функций. Всем не угодить. И он сосредоточен только на целях персоны.

Нравится Customer persona для дизайнера
8
Комментарий Customer persona для дизайнера
0
Редактировать Customer persona для дизайнера
Редактировать
Mikhail Ряженка
Founder, Executive Partner

Шаблоны для метода персон

Зачем изобретать велосипед, если есть готовые решения.

Так, для оформления и презентации персон удобно использовать сервисы:

  • UXPressia

  • Make My Persona

  • Xtensio

Создавать карточку персоны можно с помощью готовых блоков в программе Figma. Взять здесь. Чтобы сохранить в свои черновики, нужно открыть выпадающий список рядом с названием файла и выбрать «Duplicate to your Drafts».

Нравится Шаблоны для метода персон
5
Комментарий Шаблоны для метода персон
0
Редактировать Шаблоны для метода персон
Редактировать
Mikhail Ряженка
Founder, Executive Partner

Почему customer persona не работает

Вы все смоделировали, но метод персон не работает. И такое тоже бывает. Давайте разберемся почему.

  • Вы ошиблись во время исследования и персоны получились абстрактные. Они ничуть не помогают в работе. Вернитесь на шаг назад и попробуйте уточнить вопросы.

  • Вы все сделали правильно, но пользователи повели себя иначе, чем вы предполагали. Тут в дело вступает теория вероятности. Изучите, что пошло не так и используйте эти данные для корректировки персонажей.

  • Руководство не поддержало: «мы 20 лет на рынке и отлично знаем своих клиентов». Тут может быть полезно рассматривать метод персон как некое структурирование уже имеющихся знаний. Да, мы знаем клиентов, но у компании новые цели и стратегия, не потеряем ли мы покупателей на этом пути?

  • Команда проекта не принимала участия в моделировании персонажей. Проще говоря, их ей навязали. Если Ux–дизайнеры, маркетологи и программисты не верят в персон, не симпатизируют им, то не будет и эмпатии. Они не станут искренне заботиться об этих вымышленных людях, создавая продукт. Чтобы исправить это, предложите команде поучаствовать в исследовании (Например, продумать опросы) или хотя бы выдвините персонажей на обсуждение.

  • Вы не поняли, как использовать персонажей для своих проектов. Все исследовали и смоделировали. Сделали карточки персонажей с фото и именами. И… забыли про них. Нужен специалист, который объяснит ценность персонажей, даст команде идеи, как использовать полученные знания о персонах, расскажет кейсы из схожих проектов.

Нравится Почему customer persona не работает
3
Комментарий Почему customer persona не работает
0
Редактировать Почему customer persona не работает
Редактировать
Mikhail Ряженка
Founder, Executive Partner