
Что такое дашборд?
Dashboard — в буквальном переводе означает «приборная доска», другими словами, современный формат сбора и визуального представления массивов данных. Визуализация, анализ данных и динамический отчет — основные суперспособности дашборда.

Цели дашборда
Наглядность результатов анализа; Оперативное получение информации; Постоянное наблюдение за динамикой бизнес–процессов; Выстраивание иерархии данных и их сравнение; Выбор ключевых показателей и их контроль.

Как сделать свой дашборд?
Прежде чем приступать к созданию дашборда стоит изучить инструменты, которые вам в этом помогут: Tableau, Klipfolio, Cyfe и др. Затем создать каркас дашборда из Граббера, Парсера и пользовательского интерфейса. По итогу внести данные и использовать нужные инструменты.

Что такое Dashboard?
Обычная практика — с вечера поставить будильник, для того чтобы проснуться на следующий день вовремя на работу, измерить свою температуру с помощью градусника во время простуды или же ехать на машине, параллельно следя за скоростью на спидометре. Оказывается, дашборд буквально бок о бок с нами во всех привычных делах. Предлагаем подробнее рассмотреть этот инструмент с наглядными примерами и создать свой качественный дашборд всего в несколько этапов.
В начале мы уже слегка намекнули на то, что же такое Dashboard. Ну а четкое определение звучит таким образом:
Выглядеть он может по–разному, но вот один из примеров в Google Analytics:

То есть, мы видим аналитическую панель, на которой есть все интересующие нас показатели. Причем, естественно, перед тем, как начинать анализировать мы выстраиваем нужные нам параметры. И вуаля! У нас готовые данные, с помощью которых мы можем улучшать процессы в рамках проекта.
В бизнесе, дашборд — это незаменимый инструмент для аналитики. Благодаря нему можно сделать правильные выводы и принять решения, влияющие на жизнедеятельность компании. В данном случае под дашбордом может пониматься постоянный сбор данных в виде таблицы, схемы, графика или анимации с применением фильтров и сортировки в реальном времени. Главное отличие этого инструмента от привычной инфографики — это анализ данных с возможностью изменений.
Немного из истории… Первые признаки дашборда можно проследить еще в конце 10 века, когда неизвестный астроном создал график движения небесных тел. Но на этом человечество не остановилось. Еще до начала 17 века люди начали создавать карты и первые диаграммы, таким образом, сейчас, в 2021 году мы имеем уже высокоточную, интерактивную и динамическую визуализацию в виде дашборда.

3 типа дашбордов, его цели и визуальные элементы
Тип сбора данных выбирается в зависимости от того, что необходимо вам в первую очередь:
- Управление процессами
Если вы хотите собрать такую информацию, как число продаж или прибыль, то такой дашборд поможет понаблюдать за динамикой и сделать выводы (сократить убытки, оптимизировать работу, найти проблемные места и т.д.)
- Мониторинг кампаний
Контроль и изучение эффективности рекламных кампаний тоже невозможны без дашборда. Чтобы понять, достигли ли вы нужной цели, важно изучить все показатели.
- Отслеживание состояния
Мониторинг «состояния здоровья» — еще одна незаменимая вещь даже в бизнесе. В целом стоит изучить, всё ли идёт хорошо и какие пробелы стоит заполнить.
Цели дашборда
У любого бизнес–инструмента есть цель. Или даже несколько. У дашборда их, как минимум, пять:
- Наглядность результатов анализа;
- Оперативное получение информации;
- Постоянное наблюдение за динамикой бизнес–процессов;
- Выстраивание иерархии данных и их сравнение;
- Выбор ключевых показателей и их контроль.
Визуальные элементы дашборда
Что касается визуала — тут дело индивидуальное. Каждый аналитик или руководитель создает дашборд с учетом необходимых ему показателей. Это могут быть таблицы, диаграммы, стрелочные индикаторы, календари и многое другое. Вот несколько примеров:




Типы отчетов, которые можно делать в дашборде и кто им пользуется?
Отчеты в дашборде — это отдельная «песня». Информационная сводка может быть разной, в зависимости от специфики задач.
Аналитические отчеты — т.е. отчеты по выбранным показателям, и как итог, сводка по определенной ситуации и последующая корректировка.
Как часто предоставляются? — Регулярно
Оперативные отчеты — отчеты с изменчивой информацией.
Как часто предоставляются? — Постоянно
Стратегические отчеты — информационная база для долгосрочного управления.
Как часто предоставляются? — Периодически
Кто пользуется дашбордом?
Как мы и сказали выше, дашборд — это прежде всего инструмент аналитика и руководителя. Но смогут ли его использовать маркетологи, продажники и SEO–специалисты? Конечно! В целом вообще, хоть кто угодно, кому необходимо собрать и проанализировать информацию. Опять же, всё зависит от целей использования. Любое направление бизнеса нуждается в анализе для дальнейшего роста и поиска существующих проблем. Так что, рекомендуем его использовать всем.

Плюсы работы с дашбордом

Конечно, можно утверждать, что в этом мире нет ничего идеального. Но про дашборд так сказать очень сложно. Эта методика визуализации крайне эффективна, и вот почему:
- Минимализм и отсутствие графического мусора
Краткость — сестра таланта. Только самые важные элементы у вас перед глазами и ноль воды;
- Простота
Ясная картина процессов без сложных формул и миллионных столбцов;
- Постоянное сравнение
Благодаря сравнению показателей можно запросто выявить корень проблемы и оценить эффективность работы;
- Доступность
Все необходимые данные под рукой, главное вовремя отслеживать;
- Гибкость
Бизнес — дело непостоянное, как и процессы в нём. Дашборд позволяет изменять данные и демонстрировать актуальную информацию в режиме реального времени;
- Интерактивность
С помощью этой методики можно показывать данные за конкретный период времени или конкретного места в зависимости от поставленной задачи;
- Оптимизация работы
Теперь можно затрачивать меньше ресурсов (денежных, умственных, временных) на сбор, обработку и анализ данных.

Инструменты для создания дашборда или как сделать свой
Прежде чем приступать к созданию дашборда стоит изучить инструменты, которые вам в этом помогут.
Если у вас небольшой проект, то вполне подойдет всеми известный Excel для простой визуализации или же Google таблицы.
Но если вы уже заранее знаете, что вам нужно собрать очень много информации и создать сложные диаграммы для анализа с последующими отчетами, то тогда можно смело использовать следующие решения:
- Tableau
Американская компания, разработчик одноимённого программного обеспечения для интерактивной визуализации данных и бизнес–аналитики.

- Klipfolio
Сервис для создания дашбордов, разработанный одноименной канадской компанией–разработчиком программного обеспечения Klipfolio Inc. Klipfolio Inc

- Cyfe
Универсальное приложение для мониторинга и анализа данных, разбросанных по всем онлайн–сервисам

- Leftronic
Инструмент для дашборда виджетного типа. Обладает поддержкой CustomDataAP, что позволяет загружать данные пользователя


- Dimension
Облачная аналитическая платформа для управления бизнесом


Теперь, когда мы выбрали подходящий по удобству сервис для будущего отчета, создаём «каркас» дашборда из трёх основных элементов:
- Граббер (собираем данные);
- Парсер (обрабатываем и группируем полученный материал);
- Пользовательский интерфейс (создаём итоговую визуализацию, отчеты и статистику).
Но прежде чем собирать данные, важно понимать где их найти и для кого они нужны. Поэтому сначала отвечаем для себя на несколько вопросов:
Кто будет принимать отчет? — Директор, маркетолог, веб.мастер и др.
Какие именно данные ему будут нужны?
Где хранится нужная информация?
Как часто нужно обновлять информацию?
Каким образом будет проводится работа с дашбордом? — На телефоне или компьютере...Можно ли будет применить дашборд в презентации?
После подготовки остается приступить работе с сервисом — вносим данные, выбираем нужные виджеты с инструментами и, в конечном итоге, анализируем.
Несколько слов в завершении….
На самом деле, использование дашборда не требует больших усилий, поэтому его созданием могут заниматься не только лишь профи в сфере аналитики, а любые заинтересованные лица. Это универсальная и полезная штука, которая однозначно нужна любому бизнесу, независимо от его размеров. И мы очень надеемся, что в своей работе вы уже активно его используете или, как минимум, начинаете с ним работать;)