Получите бесплатно — все материалы с наших курсов и тренингов
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Понимание и применение анализа рынка сверху-вниз и снизу-вверх. Как проводить эффективный анализ рынка с реальными примерами для лучшего понимания.

Понимание и применение анализа рынка сверху-вниз и снизу-вверх. Как проводить эффективный анализ рынка с реальными примерами для лучшего понимания.

10 апреля, 2024 г.
17 отзывов, в среднем 5 из 5
Что такое анализ рынка сверху и снизу, как его провести + примеры
Нравится
3
Редактировать
Дополнить

Что такое анализ рынка сверху и снизу?

Это метод расчета объема рынка, который помогает понять сколько можно продать и сколько можно заработать

Нравится Что такое анализ рынка сверху и снизу?
4
Комментарий Что такое анализ рынка сверху и снизу?
0
Редактировать Что такое анализ рынка сверху и снизу?
Редактировать
Mikhail Ряженка
Founder, Executive Partner

Что надо узнать перед анализом рынка?

Где считаем покупателей: город, регион или вся страна. Время за которое считаем. Кого берем в расчет — кто целевая аудитория продукта. В чем измерять объем рынка: в деньгах или в количестве покупателей.

Нравится Что надо узнать перед анализом рынка?
3
Комментарий Что надо узнать перед анализом рынка?
0
Редактировать Что надо узнать перед анализом рынка?
Редактировать
Mikhail Ряженка
Founder, Executive Partner

Чем отличается анализ рынка сверху-вниз от анализа рынка снизу-вверх?

По методу снизу–вверх удобно считать объем рынка за год и больше. Методу сверху–вниз учитывает данные о конкурентах.

Нравится Чем отличается анализ рынка сверху-вниз от анализа рынка снизу-вверх?
5
Комментарий Чем отличается анализ рынка сверху-вниз от анализа рынка снизу-вверх?
0
Редактировать Чем отличается анализ рынка сверху-вниз от анализа рынка снизу-вверх?
Редактировать
Mikhail Ряженка
Founder, Executive Partner

Анализ рынка сверху и снизу

Тексты про анализ рынка пишут маркетологи для маркетологов: сложно и непонятно. Поэтому кажется, что самому провести анализ невозможно. Но есть простые формулы, по которым можно рассчитать объем рынка без знаний в маркетинге. Это нужно, чтобы понять, начинать бизнес в какой–то сфере или нет.

На примере продуктов с нормой потребления проще всего показать, как считать объем рынка. Потому что эти нормативы легко загуглить

Нравится Анализ рынка сверху и снизу
5
Комментарий Анализ рынка сверху и снизу
0
Редактировать Анализ рынка сверху и снизу
Редактировать
Mikhail Ряженка
Founder, Executive Partner

Что такое объем рынка

Объем или емкость рынка — это то, сколько продуктов или услуг он может потребить. Например, в год один человек съедает в среднем 39 килограмм сахара. В Калининграде живет 493 тысячи человек. Значит за год они все потребляют больше 19 тысяч килограмм сахара. Это и будет потенциальный объем рынка сахара в Калининграде.

Что такое потенциальный объем рынка? Это максимальное количество сахара, которое могут съесть калининградцы. Здесь мы допускаем, что каждый человек будет в этом году есть много сахара.

По факту могут съесть и меньше. Или купят его не у местных производителей, а закажут из Москвы. Фактический объем рынка покажет цифры в текущей ситуации: сколько именно в этом году съели сахара в Калининграде и сколько купили у местных производителей.

Если вы тоже решили продавать сахар, то нужно рассчитать допустимый объем рынка. На какое количество покупателей из общего числа мы можем рассчитывать. С учетом своих объемов производства, характеристик сахара и его цены.

Объем рынка измеряется в двух позициях:

  • Сколько можно продать

  • Сколько можно заработать.

Нравится Что такое объем рынка
5
Комментарий Что такое объем рынка
0
Редактировать Что такое объем рынка
Редактировать
Mikhail Ряженка
Founder, Executive Partner

Три вида объема рынка

Мы выяснили, что есть три вида объема рынка:

  • Потенциальный

  • Фактический

  • Допустимый.

Считать нужно все. И расчет всегда будет приблизительным. Но даже примерных цифр может хватить, чтобы понять, открывать ли бизнес. На какое количество покупателей при лучшем раскладе вы можете рассчитывать.

Нравится Три вида объема рынка
5
Комментарий Три вида объема рынка
0
Редактировать Три вида объема рынка
Редактировать
Mikhail Ряженка
Founder, Executive Partner

Что надо узнать перед анализом рынка

Чтобы не запутаться в цифрах, определитесь что и где считать.

  1. Где считаем покупателей: город, регион или вся страна.

  2. Время за которое считаем.

  3. Кого берем в расчет — кто целевая аудитория продукта.

  4. В чем измерять объем рынка: в деньгах или в количестве покупателей.

Для точных цифр нужно учитывать сезонность, данные по конкретной целевой аудитории, ситуацию в стране и мире и другие факторы, которые влияют на рынок, продукт и покупателей.

Нравится Что надо узнать перед анализом рынка
2
Комментарий Что надо узнать перед анализом рынка
0
Редактировать Что надо узнать перед анализом рынка
Редактировать
Mikhail Ряженка
Founder, Executive Partner

Метод анализа рынка снизу-вверх

По этому методу удобнее всего считать объем рынка за год и больше.

Сразу предполагаем, что в объем рынка входят все покупки продукта или услуги за год. За основу берем текущий спрос.

Для расчетов снизу вверх есть три формулы.

Методом снизу–вверх удобно считать объем рынка для открытия пекарни

Нравится Метод анализа рынка снизу-вверх
6
Комментарий Метод анализа рынка снизу-вверх
0
Редактировать Метод анализа рынка снизу-вверх
Редактировать
Mikhail Ряженка
Founder, Executive Partner

Формула первая

Количество клиентов * (умножить) норма потребления за нужный период.

Представим, что вы решили открыть пекарню и печь хлеб в Перми в Камском районе. Норма потребления хлеба по мнению Минздрава — 96 кг в год. Нам удобнее посчитать в булках. Вес одной — примерно 350 грамм. Делим 96 на 350. Получаем 275 булок на человека. В Перми в районе, где мы открываем пекарню, живет 20 тысяч человек. Одна булка хлеба в среднем стоит 60 рублей.

Данные собрали. Начинаем считать.

20 000 * 275 = 5,5 миллионов булок хлеба. Это мы посчитали объем рынка.

Нравится Формула первая
2
Комментарий Формула первая
0
Редактировать Формула первая
Редактировать
Mikhail Ряженка
Founder, Executive Partner

Формула вторая

Объем рынка * стоимость продукта. Она дает нам оценку рынка в деньгах. Сколько люди в год платят за продукт или услуг.

5,5 * 60 = 330 миллионов рублей. Это столько в год жители Камского района Перми тратят на хлеб.

Нравится Формула вторая
8
Комментарий Формула вторая
0
Редактировать Формула вторая
Редактировать
Mikhail Ряженка
Founder, Executive Partner

Формула третья

Количество клиентов * норму потребления продукта. Этот расчет покажет, какое количество продукта люди смогут потребить.

20 000 * 96 = 1,9 тонн. Это количество хлеба, которое могут съесть жители Камского района за год.

Все формулы метода снизу–вверх дают потенциальный объем рынка. То есть максимальные значения. Чтобы сузить все до своей ниши, нужно копать глубже. Для нашего примера с хлебом нужно:

  1. Определять целевую аудиторию

  2. Уточнять у ЦА, сколько хлеба они покупают

  3. Сделать расчеты по видам хлеба.

Нравится Формула третья
7
Комментарий Формула третья
0
Редактировать Формула третья
Редактировать
Mikhail Ряженка
Founder, Executive Partner

Анализ рынка сверху-вниз

Для расчетов сверху–вниз нужно собрать данные обо всех конкурентах. Если такой информации нет, то берут самых крупных игроков рынка. Обычно они занимают 80% всего объема. При таком раскладе объем рынка будет равен общей сумме продаж всех его участников. Показатель определяют как стоимость, по которой клиент купил продукт.

Возьмем пример из IT. Представим, что вы решили делать приложение няня–онлайн.

Гуглим объем рынка услуг няней и репетиторов в деньгах. Он равен 17 миллиардам рублей в год.

Выделим из этого объема долю тех, кто пользуется услугами няней в режиме онлайн. Точной цифры тут нет. Только предположения. Например, посмотрим сколько людей пользуется детскими обучающими приложениями и отсюда выведем сумму:

45 миллиардов рублей — объем рынка детских приложений. Из них обучающих — 4%. 45 * 0,4 = 1,8 миллиарда рублей в год. Это годовой объем рынка, на который мы можем претендовать.

Теперь посчитаем сколько мы можем на этом заработать. Приложение будет по примеру других сервисов с нянями брать комиссию за их услуги в размере 25%.

0,25 * 1,8 = 450 миллионов рублей. Неплохо! Теперь изучим конкурентов в своей узкой нише. Для этого снова идем в Гугл и смотрим сколько компаний выдаст поисковик по запросу няня онлайн. Я насчитала 15 сервисов. Пять из них попали в подборки интернет–изданий.

450 / 15 = 30 миллионов. Это сумма, которую можно заработать, не сильно воюя с конкурентами.

Прайс маркетингового агентства на услуги по анализу рынка.

Провести анализ рынка сверху–вниз и снизу–вверх можно самому, без маркетолога. Этих расчетов хватит, чтобы понять, есть у продукта потенциал или нет. Чтобы расчеты были точнее, нужно проводить опросы целевой аудитории, собрать данные о конкурентах. За таким анализом лучше идти в маркетинговое агентство. Стоят такие услуги в районе 60 тысяч рублей.

Нравится Анализ рынка сверху-вниз
8
Комментарий Анализ рынка сверху-вниз
0
Редактировать Анализ рынка сверху-вниз
Редактировать
Mikhail Ряженка
Founder, Executive Partner