Для расчетов сверху–вниз нужно собрать данные обо всех конкурентах. Если такой информации нет, то берут самых крупных игроков рынка. Обычно они занимают 80% всего объема. При таком раскладе объем рынка будет равен общей сумме продаж всех его участников. Показатель определяют как стоимость, по которой клиент купил продукт.
Возьмем пример из IT. Представим, что вы решили делать приложение няня–онлайн.
Гуглим объем рынка услуг няней и репетиторов в деньгах. Он равен 17 миллиардам рублей в год.
Выделим из этого объема долю тех, кто пользуется услугами няней в режиме онлайн. Точной цифры тут нет. Только предположения. Например, посмотрим сколько людей пользуется детскими обучающими приложениями и отсюда выведем сумму:
45 миллиардов рублей — объем рынка детских приложений. Из них обучающих — 4%. 45 * 0,4 = 1,8 миллиарда рублей в год. Это годовой объем рынка, на который мы можем претендовать.
Теперь посчитаем сколько мы можем на этом заработать. Приложение будет по примеру других сервисов с нянями брать комиссию за их услуги в размере 25%.
0,25 * 1,8 = 450 миллионов рублей. Неплохо! Теперь изучим конкурентов в своей узкой нише. Для этого снова идем в Гугл и смотрим сколько компаний выдаст поисковик по запросу няня онлайн. Я насчитала 15 сервисов. Пять из них попали в подборки интернет–изданий.
450 / 15 = 30 миллионов. Это сумма, которую можно заработать, не сильно воюя с конкурентами.
Прайс маркетингового агентства на услуги по анализу рынка.
Провести анализ рынка сверху–вниз и снизу–вверх можно самому, без маркетолога. Этих расчетов хватит, чтобы понять, есть у продукта потенциал или нет. Чтобы расчеты были точнее, нужно проводить опросы целевой аудитории, собрать данные о конкурентах. За таким анализом лучше идти в маркетинговое агентство. Стоят такие услуги в районе 60 тысяч рублей.