Зачем изучать темпы роста рынка?
Темпом роста рынка называют показатель, отражающий изменения объема рынка за определенный промежуток времени. Метрика измеряется соотношением объема рынка в текущем периоде к объему рынка в прошлом периоде. Формула выглядит следующим образом:
Темп роста рынка = (продажи в текущем году − продажи в прошлом году) / продажи в прошлом году
Если в результате показатель оказался меньше единицы, то это говорит о сокращении рынка. Если показатель наоборот оказался больше единицы, то рынок растет. Эти данные можно использовать для множества целей. Ниже перечислим основные из них:
– Для оценки потенциала. Понимание этого показателя дает возможность компании выбирать наиболее перспективные направления для развития. Это позволит правильно расставить приоритеты, а также грамотно распределить бюджет и усилия для достижения наиболее эффективных результатов.
– Помогает в разработке бизнес–стратегии компании. Изменения на рынке могут указывать на необходимость внедрения инноваций, чтобы адаптироваться под новые условия. Также, если наблюдается быстрый темп роста, то компания может направить усилия не только на оптимизацию своих процессов, но и подумать о том, чтобы расширить свою линейку предложений для охвата нового сегмента целевой аудитории.
– Темп роста рынка является одним из показателей, на который обращают внимание в анализе конкурентов. Понимание стратегии их поведения позволяет компании оценить эффективность собственной стратегии и внести необходимые изменения для улучшения результатов.
– Понимание темпа роста рынка позволяет руководителям бизнеса и инвесторам принимать критически важные решения в финансовом планировании и прогнозировании. Благодаря этому удается добиться более устойчивого положения и избежать серьезных рынков.
– Уровень темпа роста указывает на то, как может меняться потребительское поведение. Эти данные можно использовать для улучшения своего продукта или уровня сервиса, чтобы повысить удовлетворенность клиентов. Это, в свою очередь, позволит привязать свою аудиторию в большей степени и стимулировать их на совершение покупки товаров или услуг.
– Анализ показателей темпа роста рынка является одним из способов выявления скрытых рисков в бизнес–среде. Компания получает возможность внедрить превентивные меры для того, чтобы избежать рисков, либо снизить их уровень влияния.
– Также анализ данной метрики осуществляется в рамках изучения влияния макроэкономических и микроэкономических факторов на рынок.
Темп роста рынка является одним из ключевых показателей, на которые нужно ориентироваться в долгосрочном планировании бизнеса. Чтобы иметь полную картину, нужно учитывать и другие экономические показатели, а ещё иметь в виду экспертную оценку. В этом случае компания может сделать правильные выводы, прежде чем предпринимать какие–то действия и внедрять изменения.
Какие инструменты можно использовать для измерения темпа роста рынка?
Изучение темпа роста рынка позволяет компании решать множество задач. Во–первых, оценивать перспективность различных направлений развития. Во–вторых, принимать управленческие решения относительно внутренних процессов или продукта. В–третьих, разрабатывать стратегии продаж и маркетинга.
Метрика имеет собственную формулу, по которой можно определить темп роста рынка. Однако, чтобы получить более однозначные выводы по текущей ситуации, нужно использовать несколько методов оценки темпов роста рынка. Ниже перечислим разные типы инструментов, которые для можно применить.
– Анализ вторичных данных для того, чтобы сравнить динамику за разные периоды. Для этого можно использовать собственные финансовые отчеты, а также обращаться к аналитическим документам, которые были опубликованы другими участниками рынка. Это могут быть специализированные организации, занимающиеся бизнес–аналитикой, либо различные организации из разных сфер деятельности. Они публикуют финансовые отчеты и прогнозы для демонстрации своей экспертности.
– Статистика, которую предоставляют государственные организации и банки. Также можно использовать данные международных организаций из сферы экономики, чтобы оценить влияние макроэкономики на местный рынок. Это особенно важно для компаний, которые ведут международную продажу и имеют зарубежных поставщиков.
– Полевые исследования. Необходимо собрать обратную связь от потребителей или клиентов, чтобы понять, как изменилась их модель поведения и какие они имеют ожидания в настоящий момент. Благодаря выявлению тенденций и закономерностей можно будет предугадать возможный спрос в ближайшем будущем. Это позволит оценить необходимость в масштабизации и оптимизации производства под новые требования рынка.
Кроме того, в качестве источника информации можно использовать интервью с экспертами. Это могут быть уже готовые публикации, опубликованные в СМИ или персональных блогах, либо личная встреча для сбора собственных данных. Во втором случае появляется возможность получить ответы именно на те вопросы, которые имеют непосредственное отношение к деятельности компании.
– Финансовые показатели. Например, можно использовать такой показатель, как CAGR (Compound Annual Growth Rate), который отражает совокупный среднегодовой темп роста. Он может показать, на сколько процентов за год произошел прирост изучаемого параметра.
Формула выглядит следующим образом:
Где:
– Vf является конечной величиной (или конечным значением показателя);
– Vi является начальной величиной (или начальным значением показателя);
– n является количеством лет (период) между начальной и конечной величинами.
– Модели и прогнозы. SWOT–анализ можно использовать в качестве базы. Он помогает оценивать сильные и слабые стороны компании, а также какие существуют внешние угрозы и возможности. В дополнение к нему можно применить PESTLE–анализ. Он позволит углубиться в понимание того, как такие факторы, как политика, экология, экономика, технологии и социум влияют на деятельность бизнеса и его результаты.
– Использование CRM и BI–инструментов, которые помогают следить за тем, как развиваются взаимоотношения с клиентами. Понимание этой динамики позволит определить, имеются ли какие–либо проблемы, требующие вмешательства, для улучшения результатов.
Business Intelligence, например, такие как Tableau или Microsoft Power BI, помогут визуализировать данные и сделать их более понятными, что упростит анализ. Тогда принимаемые решения будут более обоснованными. Компания сможет в любой момент возвращаться к историческим данным и сравнивать их с новыми результатами.
– Социальные сети и онлайн–платформы помогут в изучении аудитории и ее модели поведения. Они имеют встроенные инструменты аналитики, которые визуализируют полученные данные и позволяют легче принимать решения по маркетинговой стратегии бизнеса.
Для анализа сайта используются различные инструменты, помогающие оценить удобство интерфейса с помощью таких средств, как тепловые карты. Благодаря этому можно понять, какие разделы были наиболее интересны пользователям. На основе этого можно предполагать, по каким причинам покупатель не совершил покупку или не выполнил другое целевое действие.
– Конкурентный анализ помогает выявить долгосрочные тенденции. Это становится понятно по тому, как ведущие участники рынка вводят инновации в свои процессы или изменяют свой продукт. На основе этого можно предположить, насколько рынок будет насыщен подобными предложениями.
– Качественные методы также важны для того, чтобы дать наиболее полное представление о том, с какими темпами развивается рынок. Для этого проводятся опросы на выявление потребностей, чтобы понять, какие проблемы волнуют аудиторию в настоящий момент. Также изучаются отзывы о товарах и услугах, так как в них описываются преимущества и недостатки продукта, на которые стоит обратить внимание. Иногда благодаря этому можно понять, что товар уже потерял свою актуальность и уже не имеет того спроса, что был раньше.
Интервью с экспертами тоже могут быть полезны. Они владеют не только многолетним опытом, но и необходимыми инструментами для того, чтобы подтвердить свои прогнозы.
Чтобы получить наиболее точные результаты оценки темпов роста рынка, нужно комбинировать качественные и количественные методы. В этом случае выводы будут более исчерпывающими, а значит, снижается вероятность допущения ошибок в принятии решений.
Какие сложности могут возникнуть при измерении темпа роста рынка?
Определение темпа роста рынка является важным процессом для поддержания эффективности бизнеса. Он позволяет выявлять тенденции и риски, которые нужно учитывать в бизнес–планировании. Таким образом, удается избегать потерь и сокращать количество издержек.
Тем не менее, в процессе изучения рынка и расчета его темпа роста могут возникнуть сложности, способные исказить конечный результат. Вот некоторые из них:
– Недостаточность данных. Разумеется, невозможно полностью охватить всех участников рынка. На то, чтобы собрать информацию потребуется слишком много времени, а за этот период данные уже могут стать неактуальными. К тому же далеко не все организации могут предоставить свои финансовые отчеты или экспертные мнения для публичного доступа. Поэтому мелкие игроки рынка, как правило, не учитываются. Приходится ориентироваться только на ключевых участников, чья деятельность более–менее прозрачна и находится на виду.
Сложности могут возникнуть и с собственными историческими данными, если они не имеют четкой структуры или частично утеряны. Тогда картина будет неполной и ее будет трудно сравнить с текущими показателями. В этом случае нужно позаботиться о том, чтобы внедрить систему управления клиентами и бизнес–процессами. Также рекомендуется использовать облачные технологии, чтобы всегда иметь возможность получать данные в любой момент и с любого устройства и восстанавливать их, если потребуется.
– Разнообразие методов измерения темпа роста рынка действительно большое. Но есть риск ошибиться и выбрать не тот подход, который соответствует целям исследования. Нужно четко определить критерии, которые имеют наиболее важную ценность для оценки. Тогда будет проще ориентироваться в полученных результатах и сделать однозначные выводы.
– Изменчивость рынка также может помешать сделать корректные расчеты. Особенно это характерно для быстроразвивающихся отраслей. В этом случае наиболее точными будут лишь краткосрочные прогнозы, но вот делать выводы по долгосрочным тенденциям может оказаться довольно рискованно.
– При расчете темпа роста рынка также важно учитывать сезонные колебания, чтобы правильно интерпретировать данные, необходимые для оценки. В противном случае это может привести к ошибкам в принятии решений.
– Рынки с высоким уровнем волатильности достаточно сложно анализировать, так как на них часто происходят колебания спроса и предложения, причем довольно резко. То есть в этой ситуации можно дать лишь предварительную оценку и постоянно мониторить изменения в показателях.
– Политика и экономика тесно взаимосвязаны и поэтому являются двумя, пожалуй, самыми сильными факторами, которые могут серьезно повлиять на бизнес–среду. Имеется в виду не только рынок и его отдельные сегменты, но также его участники и их клиенты и потребители.
Например, экономический кризис может снизить покупательскую способность, а также увеличить стоимость сырья для производства продукции. В итоге компании не смогут получить достаточно высокую прибыль для того, чтобы развиваться и делать новые предложения.
– Компания может провести анализ собственными усилиями, а может обратиться в различные аналитические агентства. Кроме того, есть возможность узнать мнение эксперта. Во всех трех случаях присутствует предвзятость, но в разной степени. Если использовать все три варианта сразу, то может оказаться, что все пришли к разным выводам. Тогда это может затруднить принятие решений. Однако, если все–таки мнения сходятся, то эти результаты можно использовать для дальнейших действий.
– Некоторые данные строго конфиденциальны и не могут быть предоставлены в публичном доступе, но при этом они имеют большое значение для более точных расчетов темпа роста рынка.
– Анализ конкурентной среды процесс достаточно долгий и трудозатратный. В этом случае некоторые данные также могут быть недоступны и защищены коммерческой тайной. К тому же не все участники рынка обладают необходимыми ресурсами для глубинного анализа, поэтому могут ориентироваться только на поверхностные данные.
Тем не менее, если компания стремится к развитию, то оценка темпов роста рынка имеет важное значение. Чтобы получать наиболее точные результаты, необходимо, чтобы изучение бизнес–среды было комплексным и систематизированным. Тогда компания будет получать актуальные данные, которые можно использовать для принятия решений.