Не бойтесь лидировать
Возможно, вы попали в этот список, потому что вас впервые попросили организовать групповое мероприятие. Возможно, вы чувствуете себя немного самозванцем и не уверены, что сможете заявить о себе как о лидере группы.
У вас может возникнуть соблазн быть покладистым и пассивным, гарантируя, что вы не станете властным или контролирующим. Это не очень хорошая стратегия.
Ваша работа как фасилитатора заключается в том, чтобы руководить, поэтому чувствуйте себя комфортно в этой роли и берите на себя ответственность там, где это необходимо.
Если группа сбилась с пути, вскочите и заявите о себе — мягко верните их к действию.
Пример: «Мне очень нравится энергия этого обсуждения, но я хочу, чтобы мы вернулись к вопросу, на который мы пытаемся ответить здесь: <переформулируйте вопрос>». Подобные заявления перенаправляют энергию группы в положительную сторону и подтверждают вашу роль организатора группы.
Не иметь всех ответов
Не впадайте в ложное убеждение, что, как фасилитатор, вы должны иметь ответ на каждый вопрос, который возникает у вас на пути. Это просто невозможно.
Один из недостатков работы отличным фасилитатором заключается в том, что группа может часто ставить вас в роли посредника или «судьи».
«У меня есть вопрос, — может спросить кто–нибудь умный, — как вы думаете, стоит ли продолжать придерживаться этой стратегии, если у нас нет всей информации?»
Не попадайтесь на удочку. Вместо этого используйте это как возможность повторно вовлечь группу.
«Это важный вопрос! Что думает группа?»
Ваша цель как фасилитатора не в том, чтобы получить ответы на все вопросы, а в том, чтобы помочь группе найти собственные ответы.
Не говорите все подряд
У вас может возникнуть соблазн поговорить с группой, которая тихо борется. Сделайте все возможное, чтобы избежать этого.
Неловкое молчание может быть жестоким, но оно также может быть и необходимым.
Иногда лучшее, что может сделать фасилитатор, — это позволить группе отдохнуть в тишине. Если группа не разговаривает, это не значит, что они не заняты, что они сбиты с толку или что им все равно — это может просто означать, что они обрабатывают свои мысли.
На протяжении всего занятия следите за соотношением разговоров и слушаний и следите за тем, чтобы оно больше склонялось к слушанию.
Не ищите консенсуса во всем
Не каждое решение требует консенсуса. Особенно решения о том, как группа должна организовать себя для деятельности или как должна выполняться работа. Там, где вы можете, сделайте эту работу заранее и сохраните «энергию консенсуса» вашей группы для принятия важных решений.
Для более мелких решений сделайте предполагаемое закрытие и двигайтесь дальше.
Пример: «Кажется, вариант А вызывает большой интерес, так что давайте начнем с него».
Не игнорируйте неинклюзивное поведение
Самая распространенная ситуация, в которой я обучал других фасилитаторов, — это ужасный «трудный член группы». Мы слишком хорошо знаем этих участников группы. Они обсуждают других членов группы, закатывают глаза на чужие предложения, они агрессивны и дуются, когда не добиваются своего.
Страх столкнуться с хулиганами — причина номер один, по которой большинство людей избегают возможности участвовать в группах. Но они не должны. Есть много информации и отличных стратегий, которые помогут справиться с этими трудными сотрудниками.
В итоге лучше всего иметь несколько инструментов наготове на случай возникновения ситуации. Однако, худшее, что вы можете сделать, это просто игнорировать поведение, надеясь, что оно исчезнет (спойлер: это не так).