Что такое модель Надлера-Ташмена?
Официально модель Надлера–Ташмена звучит как «Модель диагностики изменений». В рамках этого подхода организация рассматривается как открытая система, которая подвергается различным воздействиям извне, вызывающим реакции внутри «механизма».
Компоненты модели
Люди, задачи, структура, культура, разделяемое видение, руководство
Работа с моделью Надлера-Ташмена (v2)
Самая главная ценность модели — это структурирование. Благодаря структурированию можно сделать подробный анализ и на его основе провести эффективную работу. Исходя из этого создаем таблицу из компонентов модели и анализируем.
Определение модели диагностики изменений Надлера-Ташмен
Изменения — необратимое явление, которое происходит в абсолютно каждой компании. Но важный вопрос — кто их будет контролировать и какими они будут? На это мы уже в силах повлиять. И без модели изменений Надлера–Ташмена нам не обойтись. Определение модели, что в неё входит и как понять, когда пора дать волю изменениям — обсудим в данном тексте.
Официально модель Надлера–Ташмена звучит как «Модель диагностики изменений». В рамках этого подхода организация рассматривается как открытая система, которая подвергается различным воздействиям извне, вызывающим реакции внутри «механизма». А наша задача в этом подходе проанализировать, выявить изменения, выработать критерии оценки их эффективности и подготовить стратегию реализации собственных изменений.
Эта модель отлично отображает жизнедеятельность компании: когда начинает меняться одно звено (например, поступающие ресурсы или персонал) начинают меняться и все другие звенья.
Компоненты модели Надлера-Ташмена
Модель включает 4 основных компонента:
Люди (сотрудники)
Их участие привносит в компанию опыт, навыки, знания, личностные ценности, отношения и поведения.
Задачи (работа)
Основная часть системы, которая включает в себя все виды работ, в том числе услуги компании, товары, количество и качество работы.
Структура
Сюда входит: должностные инструкции, системы оплаты и вознаграждений, механизмы контроля, структура совещаний, внутренняя политика.
Культура
Объединяет все нематериальные вещи — ценности, ритуалы, нормы, ожидания, источники власти и т.д.
И два дополнительных:
Разделяемое видение
Другими словами, образ желаемого состояния, для достижения которого компания направляет все свои ресурсы;
Руководство (лидерство)
Лицо или группа лиц, которые направляют компанию и её сотрудников на путь изменений, чтобы добиться желаемых результатов.
Работа с моделью Надлера-Ташмена
Самая главная ценность модели — это структурирование. Благодаря структурированию можно сделать подробный анализ и на его основе провести эффективную работу.
Для анализа мы используем каждый элемент модели и затем оцениваем, насколько они соответствуют друг другу. В этом нам поможет несколько вопросов, на которые стоит ответить:
Какими должны быть изменения, чтобы работа стала эффективнее?
Какой вид изменений нужно осуществить для решения конкретной задачи? (этот вопрос более подробно вы сможете раскрыть только после составления таблицы).
После вопросов приступаем к созданию простой таблички. Мы добавили критерии рандомной компании для наглядного примера. Наша таблица состоит из трех столбцов:
Компонент;
Текущее состояние;
Желаемое состояние.
После того как вы заполнили каждую графу можно четко проследить, какие изменения нужны компании. Но прежде чем приступать к ним, стоит особое внимание уделить персоналу.
Индикаторы готовности персонала в моделе Надлера-Ташмена
Очень частый случай, когда момент готовности персонала игнорируется и руководство вводит изменения наперекор всем структурам, тем самым создавая хаос. Как понять, когда персонал готов к изменениям?
Сотрудники полностью вовлечены в рабочие процессы и преследуют общую целью вместе с руководством;
В компании нет жестких рамок и есть свобода слова (т.е. вовремя можно обсудить все заминки);
Сформирована подходящая среда для поддержки инновационного мышления;
В коллективе царит доверие и эмоциональная безопасность;
Сотрудники ведут себя непринужденно;
Есть право на ошибку у каждого.
В иных случаях персонал может видеть в изменениях угрозу и страх неизвестности. Изменения в работе запросто могут вызвать стресс и полное непонимание новых процессов у сотрудников, что за собой может повлечь нарушение в работе всей системы (ухудшение качества продукта, уменьшение продаж, текучка персонала и др.).
Два подхода к преобразованиями в моделе Надлера-Ташмена
После того, как мы убедились в готовности персонала — переходим к решительным действиям. Используем два совершенно разных подхода, но преследующих одну цель — грамотная подготовка персонала к преобразованиям. Первый подход — логический, второй — эмоциональный. Каждый включает в себя несколько принципов.
Логический подход
Демонстрация результатов анализа для сотрудников
Уже запустились первые перемены? Покажите своим сотрудникам насколько хорошо они влияют на всю систему. Главное — как можно больше отчетов и презентаций для общего видения результатов (это правда мотивирует на изменения). Сюда же относится и полноценная командная работа и планирование задач.
Изменение мышления сотрудников
Как только сотрудники усвоили всю информацию, которую вы продемонстрировали запускается процесс изменения мышления. Кто–то отвергает, кто–то адаптируется. В первом случае проводим дополнительную работу убеждения, во втором — поддерживаем мотивацию и настрой.
Изменение и закрепление поведения
Название принципа само себя и описывается. После всех проведенных работ у персонала появляется полное понимание и он «вливается» в новые процессы.
Эмоциональный подход
Если в логическом подходе мы применяем материальные ресурсы и наблюдает за результатом, то в эмоциональном делается упор глубинный уровень сознания каждого сотрудника.
Формирование видения сотрудников
Важно донести до каждого участника проекта главную проблему, а затем её решение — затронуть все струнки души и обозначить участие каждого.
Новые идеи — новые эмоции
Зацепить сотрудника новой идеей, мотивировать на создание новых — в целом, на эмоциональном уровне стоит делать ставки на усиление эмоций.
Новые идеи — новое поведение
Благодаря выдвинутым идеям эмоциональное состояние сотрудника меняется, он больше, чем прежде чувствует свою причастность, и в конечном итоге его поведение меняется в лучшую сторону.
Заключение
Определенно, нужно быть готовым к тому, что даже при условии большой успешности компании в один момент могут потребоваться изменения. Как никак, тренды, запросы и возможности меняются. И задача руководителей — не оставлять всё на самотек, а с гордо поднятой головой готовить свой коллектив к изменениям. Модель Надлера–Ташмена как раз помогает структурировать этот процесс и сделать его более комфортным для каждого сотрудника.