LeadStartup
Получите бесплатно — все материалы с наших курсов
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Виктория Щепина
Виктория Щепина
Виктория Щепина
Продакт–менеджер

Анализ и решение управленческих проблем в бизнесе. Методы идентификации ключевых проблем в управлении и стратегии их эффективного устранения.

Управленческая проблема – это ситуация, когда руководителю или менеджеру организации требуется предпринять какие–либо действия для решения проблемы, которая возникла на пути достижения цели.

Что такое управленческая проблема?

Управленческая проблема является относится к ключевым понятиям менеджмента и управления организацией. Это ситуация, требующая принятия решения со стороны руководителя или менеджера. Причин возникновения управленческих проблемы множество: от внутренних, до внешних.

Несоответствие желаемых результатов текущему состоянию компании является одной из главных причин возникновения управленческих проблем. Причиной может крыть в достаточной эффективности работы персонала – специалисты недостаточно замотивированы или не имеют должной квалификации. Это в свою очередь сказывается на производительности и в конечном итоге на прибыли компании.

Представим ситуацию: Руководство обнаружило снижение прибыли во втором квартале текущего года. Это стало главной управленческой проблемой. Чтобы принять решение, нужно провести анализ и оценку множества факторов: экономических, производственных, кадровых, социальных и прочих.

Для этого руководство может провести мозговой штурм среди сотрудников компании. Каждый специалист имеет возможность дать свою оценку и предложить пути решения проблемы.

Управленческие проблемы являются неотъемлемой частью работы руководителя или менеджера и требуют аналитического мышления, стратегического подхода и способности к принятию решений. Их успешное решение способствует развитию организации и достижению поставленных целей.

Какие виды управленческих проблем существуют?

Проблемы с персоналом

Низкий уровень квалификации кадров – замедляет производственные процессы, что вызывает снижение качества товара или услуг. Впоследствии вызывает недовольство со стороны клиентов компании. Недостаточная мотивированность сотрудников даже при наличии высоких зарплат сотрудник может быть не заинтересован в выполнении задач. Это может быть связано с тем, что сотрудник не видит перспектив развития, а значит, не осознает своей значимости.

Финансовые проблемы

Недостаток денежных ресурсов ограниченное количество средств может сказать на качестве продукции или услуги. Качество более низкое, чем у конкурентов, а значит и размер выручки заметно ниже. В дальнейшем это мешает развитию проекта или компании. Ошибки планирования бюджета, неоправданные и чрезмерные траты приводят к финансовым проблемам. В таких условиях сложно добиться положительного результата.

Проблемы с законодательством

Несоблюдение действующего законодательства может привести к серьезным последствиям. Например, у компании могут отобрать лицензию или назначить большой штраф за нарушение норм безопасности.

Операционные проблемы

Неверно выстроенный процесс может привести к множеству ошибок. Увеличится время поставки товара на рынок. Это в свою очередь снизит конкурентную способность компании.

Это лишь часть проблем, которые возникают в процессу управления компанией. Они появляются как в государственных учреждениях, так в частных коммерческих компаниях. Несмотря на схожесть, общего способа решения этих проблем нет. Все зависит от конкретной ситуации внутри компании.

Как определить управленческую проблему в своей компании?

Успешность компании во многом зависит от того, насколько хорошо ее руководством умеет находить проблемы и принимать эффективные управленческие решения. Как уже было сказано ранее, есть несколько способов разбираться с управленческими проблемами. Также есть несколько вариантов, как определить причину возникновения проблем.

Самый простой способ, который может использовать руководитель – обратиться к персоналу. Специалисты, занимающиеся различными задачами на разном уровне, всегда найдут какую–то профессиональную боль. Что–то мешает, что–то хотелось бы улучшить. Так может оказаться, что одной из управленческих проблем является недостаточная координация между различными отделами компании.

Например, отдел маркетинга может не получать своевременную информацию о новых продуктах или услугах, что затрудняет разработку эффективных маркетинговых стратегий. Эта проблема может быть решена путем установления четких коммуникационных каналов и регулярных совещаний между отделами.

Другой способ определить управленческую проблему — это изучение отзывов клиентов. Они дают представление о том, какие слабые стороны есть у продукта или услуги. Кого–то может не устраивать качество, кому–то не хватает разнообразия ассортимента, а кто–то и вовсе столкнулся с низким сервисом обслуживания. Также важно изучать потребности клиентов. В наше время процесс насыщения происходит очень быстро, поэтому людей необходимо постоянно удивлять чем–то новым.

Кроме того, не стоит забывать про покупательскую способность. Каким бы хорошим не был продукт, но если это не товар первой необходимости, то в случае экономического кризиса, потребитель может сократить свои категории расходов.

Ещё один способ поиска проблем — это SWOT–анализ. Этот инструмент позволяет выявить сильные и слабые стороны компании в текущий момент, а также определить возможности и угрозы, с которыми она может столкнуться. Чаще всего этот метод используется для глубокого анализа и построения долгосрочной стратегии и тактики организации, а не для решения сиюминутных проблем.

Анализ внешней среды компании тоже может сильно помочь для выявления слабых сторон компании или продукта. Изменения в законодательстве, конкуренция на рынке или изменение потребительских предпочтений могут повлиять на управление компанией. Например, если новое законодательство требует от компании изменить свои производственные процессы, но руководство не предпринимает необходимых шагов, это может стать управленческой проблемой.

Кроме того, для выявления проблем можно обратится к сторонним организациям или лицам, которые проведут все необходимые мероприятия по выявлению проблем управления. Они же могут предложить пути решения, которые будут наиболее выгодны в конкретной ситуации.

Определение управленческой проблемы является первым шагом к ее решению. Анализ всех бизнес–процессов может не только выявить узкие места и слабые области проекта или компании, но и предотвратить их появление.

Какие последствия могут возникнуть при неверном решении управленческой проблемы?

Рассмотрим, какие могут возникнуть последствия в результате принятия неверного управленческого решения.

1. Потеря прибыли

Проблема изначально может крыться в неправильной стратегии развития или плохо продуманном бизнес–плане. Недавний пример. Известный бренд женского нижнего белья Victoria’s Secret ушли от стратегии сексуальных образов девушек мечты и выбрали курс на инклюзивность. Новая стратегия имела некоторый успехи и одобрение со стороны публики, но в то же время компания потерпела колоссальные убытки.

2. Увеличение расходов

Излишние затраты и издержки могут быть вызваны плохой организацией рабочих процессов или неэффективным распределением ресурсов. Например, если компания не контролирует свои расходы, это может привести к увеличению издержек и снижению прибыли.

3. Потеря репутации

Несправедливое отношение к потребителям, скандалы в СМИ и соцсетях – все это может привести к потери доверия и лояльности клиентов. В 2015 году стало известно, что компания Volkswagen использовала специальное ПО для того, чтобы обмануть тестирование на выбросы вредных веществ в атмосферу от своих дизельных автомобилей. Как результат – огромные финансовые и репутационные потери. Компания выплатила миллиардные штрафы и компенсации.

Важно оперативно реагировать на такого рода проблемы. Оперативное вмешательство поможет предотвратить полный крах и даст возможность оставаться на плаву.

Методы решения управленческих проблем

Какой бы ни была проблема, но она требует решений. Причем иногда достаточно быстрых. Какие существуют методы решения управленческих проблем, узнаем дальше.

Авторитарный – в этом случае руководитель полностью принимает на себя ответственность за все принятые решения. Это самый быстрый метод, который не требует согласования и обсуждения с подчиненными.

Консультативный – тот случай, когда руководитель осуществляет выбор после совещания с другими людьми, например, с консультантом, бухгалтером или партнером. В этой снижаются риски и увеличивается количество времени на его исполнение. Это происходит за счет использования чужих компетенций.

Голосование – ситуация, когда удается выбрать вариант наиболее благополучный для большинства. Рекомендуется для решения вопросов, которые затрагивают большого количества людей. Например, когда необходимо разобраться с графиком работы.

Метод консенсуса – в этом случае идет обсуждение вариантов до тех пор, пока не будет принято единое решение. Требуется включение всех членов группы. Подходит,например, для вопросов, касающихся большинства: обсуждение стратегического развития компании на собрании учредител

Как оценить эффективность решения управленческой проблемы?

Как оценить эффективность решения управленческой проблемы?Для этого необходимо использовать конкретные показатели, помогающие определить достигнутые результаты и провести оценку эффективности принятых мер. Выбор этих показателей должен быть релевантными и отражать основные аспекты управленческой проблемы.

Конкретные показатели, используемые для оценки эффективности решения управленческой проблемы:

1. Степень достижения поставленных целей после внедрения решения. Например, если у компании была цель снизить затраты на производство, то можно измерить изменение количество потраченных средств в сравнении с конечной целью.

2. Улучшение производительности. Например, можно определить количество времени, потраченного на выполнение той или иной задачи. Таким образом, можно оптимизировать производительность отдельно взятого специалиста.

3. Удовлетворенность клиентов. Связано с качеством продукта или обслуживания, то может указывать на степень удовлетворенности клиентов. Например, процент повторных покупок или результаты опросов удовлетворенности.

4. Финансовые показатели. Прибыльность проекта, рентабельность инвестиций или снижение издержек в зависимости от целей проекта или компании.

Для этого существуют следующие методы определения эффективности решения управленческих решений:

1. Анкетирование – позволяет получить мнение и обратную связь от сотрудников, клиентов или других заинтересованных лиц.Проводится путем распространения опросных листов или использования онлайн–опросов.

2. Наблюдение – дает возможность изучить поведение людей или процессов в реальном времени. Данный метод полезен для оценки эффективности изменений в рабочих процессах или системах.

3. Интервьюирование – дает возможность получить более глубокое понимание проблемы и ее пути решений от заинтересованных сторон. Полезно для выявления скрытых факторов, которые могут влиять на эффективность решения.