03 апреля, 2022 г.
12 отзывов, в среднем 5 из 5

Постановка цели и конечного результата в коучинговом формате

Цели в коучинговом формате. Формат конечного результата.  Шкала измерения результатов. Шкалирование
  1. Шкалирование
  2. Светлана Пищанская
    Scram
  3. Формат конечного результата.
  4. Светлана Пищанская
    Scram
  5. Цели в коучинговом формате
  6. Светлана Пищанская
    Scram

Шкалирование

Шкалирование может использоваться для различных целей, но в первую очередь его используют для оценки изменений. На шкале от 1 до 10 отмечают личное состояние, затем в конце сессии отмечают достигнутое состояние.

Все техники коучинга используются творчески, тогда, когда это необходимо для достижения цели клиента.

Формат конечного результата.

Анализ удачного и неудачного опыта при постановке целей, позволил сформулировать так называемый «формат конечного результата». Формат конечного результата — это своего рода шаблон, совокупность условий, соблюдение которых необходимо для того, чтобы поставленная цель оказалась достижимой. Еще раз отметим, что это — необходимые условия, но не достаточные. Для того, чтобы цель воплотилась в жизнь, должны присутствовать факторы мотивации. Кроме того, всегда есть вероятность наступления форс–мажорных обстоятельств. Итак, каковы же компоненты формата конечного результата? Такие же, как используются при постановки цели.

  • Первый значок означает, что ФКР (формат конечного результата) должен быть сформулирован в позитивных терминах.
  • C (ontrolable) — Лежит в сфере контроля

Сверяя свою цель с форматом конечного результата, необходимо составить (или представить себе мысленно) два списка — факторов, которые в настоящий момент находятся вне сферы нашего контроля, и те, что находятся под контролем. Непосредственно мы можем контролировать, по большому счету, только себя — свои мысли, желания, чувства, действия. И таким образом, мы можем также косвенно влиять на окружение.

Выписав два этих списка, следует подумать, какие факторы находятся не под контролем лишь в настоящий момент, и, совершив дополнительные действия или развив дополнительные навыки, мы сможем перевести эти факторы в сферу нашего контроля.

Лишь после этого, взвесив два списка, мы сможем оценить уровень правдоподобности того, что сможем решить задачу, и решить, приемлем ли он для нас.

  • Следующие пять букв SMART являются остроумной английской аббревиатурой от (Specific, Measurable, Attainable, Relevant, Timed). Слово SMART переводится а английского как «умный», «мыслящий»
  • E(cological) — Экологичный

Цели в коучинговом формате

Постановка целей занимает ключевое положение в работе как отдельного сотрудника, так и  компании в целом. Цели в коучинге имеют свой определенный формат, состоящий из нескольких пунктов. Ставя цели для команды или для одного сотрудника, лучше всего придерживаться именно этого формата. Это означает, что нужно проверять выполнения каждого из приведенных пунктов.

  1. Цель позитивно сформулирована. Коучинг — это всегда про позитивное. Помните, одно из буквальных значений слова «коуч» — это «дилижанс»?
Давайте цель разберем на примере пассажира такси. После того, как пассажир садиться в автомобиль, водитель задает ему резонный вопрос: «Куда едем?» Пассажир может ответить: «У меня ужасное настроение! Я не хочу даже разговаривать!» Однако, терпеливо выслушав его и, быть может, даже посочувствовав, водитель в конечном счете должен будет вежливо повторить вопрос: «Так куда вы хотите ехать?» Пассажир может ответить примерно так: «Я не хочу к друзьям, в пивбаре я был вчера, просто кататься по улицам у меня нет желания...»  И снова водитель может любезно выслушать, но все же должен будет спросить: «Так куда же вы в таком случае хотите ехать?»

Для того, чтобы стать успешным коучем, необходимо выработать в себе эту привычку: деликатно, но настойчиво просить клиента формулировать свои цели в позитивных терминах. Есть два вида мотивации: «мотивация к…» и «мотивация от…». Коучинг – это «Мотивация  к…», это движение к чему–то в будущем, мы движемся в сторону улучшения. Кроме того, что в формулировки цели должна отсутствовать частица «НЕ».

  1. Цель находится в зоне контроля. Данная цель находится в зоне контроля того, кто собирается достигать эту цель. Это означает, что достижение цели зависит в большей мере от достигающего данную цель, чем от других людей и внешних обстоятельств. Цель, находящаяся вне зоны контроля Клиента, может быть переведена в зону контроля через правильную переформулировку. Новая цель оперирует качествами человека, который ставит цель а не ощущениями и чувствами другого человека. В такой формулировке достижение цели зависит полностью от человека, который ставит цель.
  2. Выполняется SMART–критерий.
  • Хочу похудеть (ни о чем).
  • Хочу похудеть на 3 кг.
  • Хочу выглядеть привлекательно (ни о чем).
  • Хочу похудеть на 3 кг без диет.

Уже с первых слов клиента мы можем понять – мечтает он или ставит цель. Мечта всегда абстрактна и обобщена, цель же конкретна и направлена на результат. В приведенных примерах критериям SMART отвечают только четные формулировки.

  • Хотим увеличить прибыль.
  • Хотим увеличить средний чек магазина на 20%.
  • Хотим снизить издержки.
  • Хотим увеличить прибыль 1 торговой точки на 20%.

Управлять можно только тем, что можно измерить, соответственно и понять, достигнут ли результат. Благодаря количественным показателям можно отслеживать прогресс, разбивать цель на задачи и привязывать к ним измеримые критерии выполнения. Шаг за шагом. Критериям SMART отвечают четные формулировки.

  • Хочу, чтобы ребенок делал успехи в учебе.
  • Хочу освоить 3-5 техник повышения мотивации подростков.
  • Хочу, чтобы ребенок сдал ЕГЭ на 100 баллов.
  • Хочу понять, как могу помогать ребенку каждый день выполнять домашние задания без ошибок.

Нечетные цели из графы выше связаны с другими людьми и не отвечают критериям SMART, так как лежат вне зоны нашей ответственности. Четные цели непростые, но достижимые.

  • Хочу написать книгу.
  • Хочу написать книгу о планировании времени, чтобы утвердиться в качестве эксперта и впоследствии вести вебинары.
  • Хочу написать крутой бестселлер и стать знаменитым.
  • Хочу написать книгу вегетарианских рецептов, чтобы помочь людям перейти на ЗОЖ.

На этом этапе пригодится короткий проверочный вопрос к цели: чтобы что? Таким образом мы проследим связь между целями разных уровней и расширим контекст восприятия. Да, и в этой точке можем понять, принадлежит ли цель самому клиенту или является навязанной (семьей, модой или обстоятельствами). И тогда вопрос «что это даст тебе лично?» расставит все по местам. Четные формулировки соответствуют критериям нашей модели.

  • Хочу больше времени уделять отдыху.
  • Хочу съездить в Италию в ближайшие полгода.
  • Хочу научиться планировать свой график, чтобы больше уделять времени себе.
  • Хочу написать книгу вегетарианских рецептов, чтобы помочь людям перейти на ЗОЖ.

Все формулировки про время, но только четные отвечают критериям SMART–метода. Если мы не ставим дедлайн для цели, то вероятность уйти в процесс без результата сильно возрастает. Привязав результат ко времени, мы можем разбить большой путь на небольшие этапы, измерять свой прогресс.

Например,  Клиент желает получить новую должность, при этом  на этой должности его личные  принципы  противоречат его ценностям. Получая такую должность, Клиент как специалист становится просто не эффективным, в то же время данный человек мог бы себя отлично проявить на другой, экологичной для него должности.

Таким образом, при определении цели клиента необходимо следовать принципам SMART (цель должна быть специфичной, измеримой, достижимой, реалистичной и определенной временными рамками). Важно также определить экологичность цели (на что и на кого еще может повлиять достижение цели) и зоны контроля (на что именно может влиять клиент, что находится вне зоны его контроля).

На этапе опыта используются различные техники, которые выбираются коучем в зависимости от уникальной ситуации клиента. Именно на этом этапе в наибольшей степени проявляется принцип творчества.

Коуч–сессия обязательно должен заканчиваться конкретным планом действий, которые клиент будет осуществлять в промежутке между сессиями.

На заключительном этапе коуч обсуждает с клиентом итоги данной сессии — что ценного видит в ней клиент, насколько он продвинулся в достижении   своей основной цели.