Постановка целей занимает ключевое положение в работе как отдельного сотрудника, так и компании в целом. Цели в коучинге имеют свой определенный формат, состоящий из нескольких пунктов. Ставя цели для команды или для одного сотрудника, лучше всего придерживаться именно этого формата. Это означает, что нужно проверять выполнения каждого из приведенных пунктов.
- Цель позитивно сформулирована. Коучинг — это всегда про позитивное. Помните, одно из буквальных значений слова «коуч» — это «дилижанс»?
Давайте цель разберем на примере пассажира такси. После того, как пассажир садиться в автомобиль, водитель задает ему резонный вопрос: «Куда едем?» Пассажир может ответить: «У меня ужасное настроение! Я не хочу даже разговаривать!» Однако, терпеливо выслушав его и, быть может, даже посочувствовав, водитель в конечном счете должен будет вежливо повторить вопрос: «Так куда вы хотите ехать?» Пассажир может ответить примерно так: «Я не хочу к друзьям, в пивбаре я был вчера, просто кататься по улицам у меня нет желания...» И снова водитель может любезно выслушать, но все же должен будет спросить: «Так куда же вы в таком случае
хотите
ехать?»
Для того, чтобы стать успешным коучем, необходимо выработать в себе эту привычку: деликатно, но настойчиво просить клиента формулировать свои цели в позитивных терминах. Есть два вида мотивации: «мотивация к…» и «мотивация от…». Коучинг – это «Мотивация к…», это движение к чему–то в будущем, мы движемся в сторону улучшения. Кроме того, что в формулировки цели должна отсутствовать частица «НЕ».
- Цель находится в зоне контроля. Данная цель находится в зоне контроля того, кто собирается достигать эту цель. Это означает, что достижение цели зависит в большей мере от достигающего данную цель, чем от других людей и внешних обстоятельств. Цель, находящаяся вне зоны контроля Клиента, может быть переведена в зону контроля через правильную переформулировку. Новая цель оперирует качествами человека, который ставит цель а не ощущениями и чувствами другого человека. В такой формулировке достижение цели зависит полностью от человека, который ставит цель.
- Выполняется SMART–критерий.
Уже с первых слов клиента мы можем понять – мечтает он или ставит цель. Мечта всегда абстрактна и обобщена, цель же конкретна и направлена на результат. В приведенных примерах критериям SMART отвечают только четные формулировки.
Управлять можно только тем, что можно измерить, соответственно и понять, достигнут ли результат. Благодаря количественным показателям можно отслеживать прогресс, разбивать цель на задачи и привязывать к ним измеримые критерии выполнения. Шаг за шагом. Критериям SMART отвечают четные формулировки.
Нечетные цели из графы выше связаны с другими людьми и не отвечают критериям SMART, так как лежат вне зоны нашей ответственности. Четные цели непростые, но достижимые.
На этом этапе пригодится короткий проверочный вопрос к цели: чтобы что? Таким образом мы проследим связь между целями разных уровней и расширим контекст восприятия. Да, и в этой точке можем понять, принадлежит ли цель самому клиенту или является навязанной (семьей, модой или обстоятельствами). И тогда вопрос «что это даст тебе лично?» расставит все по местам. Четные формулировки соответствуют критериям нашей модели.
Все формулировки про время, но только четные отвечают критериям SMART–метода. Если мы не ставим дедлайн для цели, то вероятность уйти в процесс без результата сильно возрастает. Привязав результат ко времени, мы можем разбить большой путь на небольшие этапы, измерять свой прогресс.
Таким образом, при определении цели клиента необходимо следовать принципам SMART (цель должна быть специфичной, измеримой, достижимой, реалистичной и определенной временными рамками). Важно также определить экологичность цели (на что и на кого еще может повлиять достижение цели) и зоны контроля (на что именно может влиять клиент, что находится вне зоны его контроля).
На этапе опыта используются различные техники, которые выбираются коучем в зависимости от уникальной ситуации клиента. Именно на этом этапе в наибольшей степени проявляется принцип творчества.
Коуч–сессия обязательно должен заканчиваться конкретным планом действий, которые клиент будет осуществлять в промежутке между сессиями.
На заключительном этапе коуч обсуждает с клиентом итоги данной сессии — что ценного видит в ней клиент, насколько он продвинулся в достижении своей основной цели.