В транзактном анализе считается, что каждый человек имеет три функционирующих состояния эго:
ребенок,
родитель,
взрослый.
Эрик Берн определяет эго–состояние как «устойчивую модель (паттерн) ощущения и переживания, непосредственно соотносящуюся с соответствующей устойчивой моделью поведения». Давайте рассмотрим каждое состояние более подробно
Ребенок — это та часть личности, которая характеризуется любознательным, нежным, эгоистичным, капризным, игривым и манипулятивным поведением. В эго–состоянии ребенка можно выделить две подструктуры: естественный (свободный) ребенок и адаптивный ребенок.
Естественный ребенок — это импульсивная и чувствительная часть личности, часто эгоцентричная и любящая удовольствия. Естественный ребенок интуитивен, креативен и чувствителен к невербальным сигналам.
Адаптивный ребенок — это послушная часть личности, которая полностью соответствует желаниям и требованиям родителей в ответ на травмы, естественный жизненный опыт и обучение.
Родитель — часть личности, характеризующаяся предубеждением, критикой и заботливым поведением. Это долженствование и обязательства. Это эго–состояние состоит из двух ипостасей: заботящийся родитель и критикующий родитель.
Заботящийся родитель - это та часть личности, которая успокаивает, воспитывает и хвалит.
Критикующий родитель — та часть, которая отыскивает ошибки, контролирует и отказывает другим в позитивном признании.
Взрослый — это позиция равноправия, уважения, признания равенства со своим собеседником. Роль Взрослого характеризуется четким разграничением ответственности, признанием независимости другого человека, который имеет право делать так, как ему нужно.
Главная цель транзактного анализа состоит в том, чтобы определение, в каком эго–состоянием находится Ваш собеседник и возвращение его в то состояние, которое необходимо для дальнейшего продуктивного диалога. .