LeadStartup
Получите бесплатно — все материалы с наших курсов
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Виктория Щепина
Виктория Щепина
Продакт–менеджер

Как создать и использовать карту бизнес-процессов. Подробное руководство по картографированию и анализу процессов для улучшения организационной работы.

Карта бизнес–процессов – инструмент для управления бизнес–процессами компании. Помогает визуализировать все процессы, чтобы осуществить их оптимизацию. Карта может быть использована во время мозгового штурма, когда команда проводит оценку достигнутых результатов в рамках проекта.

Что такое карта бизнес-процессов и какие у нее преимущества?

Карта бизнес–процессов – визуальный инструмент в виде графических элементов для управления проектами. Представляет собой последовательность шагов, этапов и компонентов, необходимых для выполнения определенных бизнес–процессов. Карта помогает команде лучше понимать внутренние процессы, чтобы находить в них слабые и сильные стороны. Это необходимо для того, чтобы оптимизировать работу внутри проекта и добиться максимальной эффективности.

Карта бизнес–процессов обладает некоторыми преимуществами. Вот некоторые из них:

1. Визуализация.

Карта бизнес–процессов дает возможность визуализировать все компоненты проекта. На ней отображаются не только процессы, а также их участники, ответственные лица, пути коммуникации и передачи информации. Таким образом бизнес–процессы становятся детализированными, прозрачными и понятными.

2. Оптимизация.

Поскольку все процессы становятся явными и детализированными,

это дает возможность выявлять узкие места, дублированные операции и другие проблемные, возникающие в процессах. В свою очередь это позволяет принимать управленческие решения на основе объективных данных, и таким образом улучшать эффективность работы.

3. Согласованность.

В процессе работы над картой бизнес–процессов появляется возможность стандартизировать и унифицировать все внутренние операции, что улучшает согласованность и качество результатов. Таким образом произойдет выработка эффективной схемы работы, которая позволит сократить издержки и трудоемкость процессов.

4. Управление изменениями.

Помимо того, что карта бизнес–процессов находит проблемные области и узкие места в процессах, она также дает возможность обнаружить и возможности для роста и развития. Таким образом управление процессами становится более систематическим и структурированным.

5. Обучение и коммуникация.

Карта бизнес–процессов является прекрасным инструментом для обучения персонала. Кроме того, она способствует улучшению коммуникации и взаимодействию среди участников процессов, как внутри одной команды, так и между подразделениями.

В заключении можно сказать, что карта бизнес–процессов является мощным инструментом для управления, оптимизации и развития бизнес–процессов в компании. Она дает возможность глубоко изучить все операции и пути взаимосвязи между различными отделами, а также определить роли сотрудников и обозначить их зону ответственности.

Основные элементы карты бизнес-процессов

Карта бизнес–процессов состоит из нескольких ключевых элементов, которые отображают сами процессы, их участников и каналы связи между ними. Количество компонентов будет меняться в зависимости от размеров организации, количества процессов и участников, а также цели создания карты. Вот некоторые из них:

1. Активности/шаги.

Эти элементы отражают основные этапы или действия, выполняемые в рамках бизнес–процесса. Обычно представлены в виде конкретного шага или операции.

2. Решающие условия.

Эти элементы помогают определить, какие шаги необходимо выполнить, чтобы достичь цели, то есть являются условиями для решения задачи.

3. Роли и участники.

Обязательными компонентами карты бизнес–процессов являются участники процессов. Тут указываются конкретные роли и взаимосвязь между ними. Это могут быть сотрудники, подразделения или другие структурные единицы компании, ответственные за определенные этапы процесса.

4. Потоки данных.

Кроме того, карта отображает потоки информации и материалов, которые проходят между различными этапами процесса. Включает в себя входные и выходные данные, обмен информацией между участниками, и прочие аспекты обработки и передачи информации.

5. Ресурсы.

Карта бизнес–процессов также включает в себя все необходимые ресурсы: технологии, оборудование, материалы или бюджет, требуемые для выполнения операций в рамках проекта. Таким образом можно оценить их количество, понять, по каким каналам они распространяются и требуется ли перераспределение ресурсов.

6. Тайминг и сроки.

Также важными компонентами карты бизнес–процессов является указание тайминга и сроков. Таким образом можно распределить время на выполнение каждой отдельной задачи, а также указать общий срок достижения главной цели проекта. Эта информация потребуется, чтобы отслеживать прогресс исполнения.

Все эти элементы составляют основу для построения карты бизнес–процессов. Они дают возможность детально описать и визуализировать выполнение всех процессов в организации. В зависимости от того, в какой отрасли находится компания, ее целей и размеров, набор элементов может отличаться.

Как правильно построить карту бизнес-процессов?

Правильное построение карты бизнес–процессов позволит избежать рисков и ошибок, которые могут возникнуть в процессе достижения цели проекта. Кроме того, важно, чтобы карта была составлена максимально ясно и однозначно, чтобы у разных участников процессов не возникло разночтений. Ниже опишем, какие факторы помогут правильно построить карту бизнес–процессов:

Идентификация процессов.

Для начала нужно определить, какие бизнес–процессы требуется описать. Например, это могут быть ключевые операции, задачи, процедуры, участники и ответственные лица, а также целые департаменты и подразделения.

Сбор информации.

Сбор информации также имеет ключевую роль при создании карты. Так как чем больше данных будет добыто, тем более подробной получится описать бизнес–процессы. Для этого можно обратиться к сотрудникам, проанализировать имеющуюся документацию, провести исследование ресурсов, необходимых для выполнения процессов.

Определение этапов процесса.

Каждый процесс необходимо разделить на отдельные этапы, чтобы лучше понять последовательность действий. Тогда не возникнет путаницы и разночтений, а также снизится риск возникновения ошибок при анализе процессов.

Определение ролей и ответственностей.

На каждом этапе необходимо распределить роли и распределить ответственность. Какие обязанности имеет каждый из сотрудников, к кому можно обратиться для решения рабочих вопросов, и т.д.

Описание действий и ресурсов.

Каждый этап необходимо описать. Указать, что в него входит: ресурсы, системы, процессы, инструкции, нормативы, контакты и т.д. Это поможет при прочтении карты.

Визуализация процесса.

Для увеличения детализации и ясности карты, используйте диаграммы и блок–схемы, чтобы визуализировать каждый процесс. Благодаря этому, информация будет более понятной и доступной.

Оценка и оптимизация.

Каждый процесс необходимо оценить на предмет эффективности, чтобы найти возможности для развития и оптимизации.

Документирование.

Документация с полным описанием карты будет полезна и сейчас, и в будущем. Например, если спустя какое–то время карта бизнес–процессов потребует обновлений, то для нее уже будет основа.

Управление и обновление.

Со временем бизнес–процессы могут изменяться, поэтому для их управления требуется система. Она же поможет обновлять карту с учетом всех изменений.

Обучение сотрудников.

Чтобы верно использоваться картой бизнес–процессов, необходимо провести обучение всех участников, которые будут иметь к ней доступ. Это, опять же, позволит избежать разночтений и сократит риск возникновения ошибок.

При соблюдении этих шагов получится создать эффективную и понятную карту бизнес–процессов. Она в свою очередь поможет оптимизировать все процессы и добиться поставленной цели.

Какие виды карт бизнес-процессов существуют?

Существует несколько распространенных видов карт бизнес–процессов, которые используются для визуализации, анализа и управления проектами. Вот некоторые из них:

1. Карта потока процесса (Process Flowchart).

Основной тип карты, который используется для визуального представления последовательности шагов и действий в рамках бизнес–процесса. Представлена в виде графических элементов, таких как блок–схемы и стрелки. С ее помощью можно отобразить все бизнес–процессы независимо от размеров компании или отрасли, в которой она находится.

2. Карта цепи поставок (Supply Chain Map).

Такой тип карты специализируется на визуализации процесса поставок. Он отображает цепи поставок, включая активности, связи и взаимодействие между поставщиками, производителями, дистрибьюторами и конечными потребителями. Этот вариант подходит на тот случай, если требуется оптимизация не всех бизнес–процессов, а только поставок. Таким образом можно детализировать именно этот процесс и найти в нем узкие места, которые требуют изменений.

3. Карта поддержки принятия решений (Decision Support Map).

Для того, чтобы было проще управлять компанией, можно использовать карту поддержки принятия решений. Она используются для визуализации процессов принятия решений в организации и включает различные факторы, принимаемые решения, их последствия,а также вовлеченных участников.

4. Карта целей и результатов (Goal and Outcome Map).

Такая карта позволяет описать взаимосвязи между целями бизнеса, стратегическими и тактическими действиями, а также конечными результатами или показателями успеха. Она потребуется при подведении итогов по завершению проекта. Кроме того, ее можно будет использовать в качестве основы для построения новых карт бизнес–процессов в других проектах.

5. Карта изменений (Change Map).

Таков вид карты используется для визуализации процессов изменений в организации. В том числе включает этапы, участников, воздействие и коммуникации, которые возникают в рамках изменений в бизнес–процессах или структуре организации.

Карты отличаются друг от друга целью, ради которой они создаются. Тем не менее, набор механизмов у них примерно одинаковый. Благодаря им удается создавать ясное представление о текущих бизнес–процессах, о том, какие они имеют слабые места и сильные стороны. Все это дает возможность проводить эффективные изменения и достигать наиболее высоких результатов.