В настоящее время потребность компаний в T-Shaped Skills многократно возрастает. Особенно это касается инновационных компаний.
Давайте разберемся, где такие люди наиболее полезны, и почему.
T-Shaped People как менеджеры
Буквально в любой отрасли потенциально может возникнуть своя Killer Innovation — «инновация–убийца» — которая буквально перевернет ее с ног на голову, оставив за бортом лидеров рынка и открыв широкие перспективы тем, кто смог вовремя оценить ее потенциал.
Если бы во главе Kodak и Nokia стояли ТОП–менеджеры T-Shaped типа, они бы распознали реальное значение инноваций–убийц в своих отраслях (в качестве которых выступили цифровая фотография и смартфоны, соответственно), что позволило бы сохранить их компаниям лидерские позиции в момент «переворота» отрасли.
Именно поэтому люди, обладающие T-Shaped Skills, рассматриваются в сфере HR как идеальные менеджеры, способные в достаточно ограниченные сроки «дорасти» до высокоэффективных ТОПов.
Отдел инноваций, возглавляемый специалистом данного типа, работает намного эффективнее, чем в ситуации с классическим руководителем. Лидеры с Т–образными компетенциями создают креативную, но при этом высокопродуктивную рабочую обстановку, в которой генерируемые идеи проходят не только тестировние на уровне идеи, но и доводятся до уровня MVP.
Свобода мышления и высокий профессионализм позволяют таким людям найти баланс между поверхностностью генерируемых идей (свойственной дженералистам) и излишней критичностью узких профессионалов.
В команде могут быть и те, и другие, но именно T-Shaped лидер обеспечит максимально высокую результативность.
По этой же причине T-Shaped People востребованы в проектном менеджменте. Управление проектами, особенно, инновационными, требует максимальной гибкости и адаптивности со стороны руководителя, особенно в условиях, когда образ конечного продукта может претерпеть значительные изменения.
T-Shaped People в стартапах
Еще одна сфера, успех в которой напрямую зависит от наличия T-Shaped Skills у CEO, это стартапы.
Поскольку стартап – это еще не бизнес, а «перинатальный» этап потенциального бизнеса, гибкость, широта знаний и профессионализм здесь особенно важны. Стартап имеет дело с гипотезами: о «болях» потенциального потребителя и дополнительных возможностях, которые могут его заинтересовать, об оптимальной бизнес–модели, о внедрении существующих или о возможности разработки новых технологий. И каждая из гипотез, на которой базируется центральная идея стартапа, может не подтвердиться.
Такая неудавшаяся гипотеза обязательно потребует «разворота» («пивота») — как единственной адекватной реакции в условиях высокой неопределенности.
Для того чтобы осознать, что пора делать «разворот» и выбрать новый вектор движения, CEO стартапа должен обладать T-Shaped Skills: вертикаль обеспечивает знания достаточной глубины, для понимания того, что гипотеза не подтвердилась, а горизонталь – обеспечит вариативность для новых решений.
T-Shaped Skills нужны не только лидеру, но и членам команды. Особенно это касается IT–сферы, где гибкие высокоэффективные командные структуры требуют кросс–функциональных кадров (разработчиков и тестировщиков).
Такие команды более гибки, а их члены в высокой степени взаимозаменяемы, что позволяет отдельным специалистам временно углубляться в решение определенных задач, в то время как остальные сотрудники могут «подхватить» некоторые из их текущих рабочих функций.
Кроме того, это дает возможность эффективно решать задачи с высокой приоритетностью, когда разработчик может помочь тестировщику, а веб–дизайнер взять на себя отдельные функции специалиста по продвижению сайта.