Получите все материалы с наших курсов — бесплатно
Scrum Фреймворк 🔄 — Методология Управления Проектами
Scrum Фреймворк 🔄 — Методология Управления Проектами
Scrum Фреймворк 🔄 — Методология Управления Проектами
Ответим в течение 30 минут — contact@leadstartup.ru
+7 495 150 42 63 — с 8:00 до 21:00 МСК

Scrum фреймворк 🔄 — что такое «Скрам», руководство по методологии управления проектами

Скрам (Scrum) — это фреймворк, который помогает решать изменяющиеся в процессе работы задачи, чтобы продуктивно и творчески поставлять клиентам продукты с максимально возможной ценностью.

109 отзывов, в среднем 5 из 5

Scrum

Scrum — модный способ управления разработкой в айти. Scrum отлично подходит, когда мы еще не знаем, каким будет наш продукт, не можем предсказать точный результат. Может быть хорош для стартапа и когда нужно улучшить уже существующий продукт.

Правила Scrum

Разработка делится на циклы (итерации или спринты), итогом каждого цикла — рабочая версия продукта. У каждой задаче есть приоритет. Работа идет по сценариям. Люди превыше всего. Помощник в работе — доска, на которой отражается статус задач.

Компоненты Scrum

Бэклог, Sprint или итерация, Stand up, Sprint Review, ретроспектива в Scrum.

Scrum

Scrum — модный способ управления разработкой в айти. На первое место здесь выходит команда профессионалов (если внедрять скрам будут неумелые ребята, все станет только хуже). В идеале люди в такой команде кайфуют от своей работы, они лояльны и болеют за продукт.

Scrum отлично подходит, когда мы еще не знаем, каким будет наш продукт, не можем предсказать точный результат. Может быть хорош для стартапа и когда нужно улучшить уже существующий продукт.

scrum

Получите доступ к нашему Google–диску
Скачать модель

Правила Scrum

  • Разработка делится на циклы, их еще называют итерациями или чаще спринтами. Проще говоря, делим работу на небольшие кусочки и друг за другом их делаем.
  • Итогом каждого такого цикла должна быть рабочая версия продукта. Или каждый сделанный кусочек = улучшенный продукт.
  • В конце спринта проходит ретроспектива со всеми членами команды. На ней обсуждают прошедшую работу, что там пошло не так, как это можно улучшить в следующий раз. Все в позитивном ключе и не для галочки, а чтобы реально изменить что–то в следующем цикле.
  • Каждой задаче присваивается приоритет, он зависит от того, как выполнение повлияет на прогресс продукта. Этому уделяют большое внимание. Нельзя просто так взять и надавать разработчикам задач «сверху».
  • Работа идет по сценариям. Не «запилить кнопку регистрации», а «пользователь может войти в личный кабинет через соцсеть ВКонтакте, Инстаграм и Гугл почту.
  • Люди превыше всего. В скраме важна дружеская атмосфера в команде. Конфликты будут долго разбирать и решать все вместе.
  • Реальная или виртуальная доска, на которой отражается статус задач, типа «Можно брать в работу», «В работе», «На проверке», «Готово».

Компоненты Scrum

В Скрам есть определенные церемонии и ритуалы (заклинаний нет). Они нужны, чтобы легче было делить работу над продуктом на кусочки и выпускать в итоге что–то стоящее.

Без этих моментов Scrum не Scrum. Есть основные, без которых никак не обойтись. Есть опциональный — какие–то команды их применяют, какие–то от них отказываются.

Начнем с основных и самых важных ритуалов и церемоний.

Бэклог в скрам

Все начинается с формирования бэклога или списка с задачами. Их команда должна сделать, чтобы получить новый или улучшенный продукт. Эти задачи — пользовательские истории (сценарии, которые должны быть в продукте, типа «пользователь может записывать голосовые сообщения и отправлять их своим друзьям из списка»).

В бэклоге каждая задача получает свой приоритет. Он зависит от того, на сколько ее выполнение важно для продукта.

Составлением бэклога занимается product owner (продуктоунер, а переводится как владелец продукта). Часто эту функцию берет на себя Teamlead. Это не заказчик, но человек из команды, которые выполняет его роль. То есть он отвечает за видение продукта заказчиком или тем, как это хотят видеть Топы, СЕО компании. Product owner принимает решения об изменениях в бэклоге или в продукте. Связывает между собой команду и «верхушку» или заказчика, стейкхолдеров.

scrum

Sprint или итерация в Scrum

Когда список задач готов, команда начинает обсуждать и оценивать. Тут они решают, сколько задач взять и за какой период они смогут превратить их в нечто удобоваримое (ну или в стабильную версию продукта, которую можно кому–то показать).

Этот временной отрезок, который команда потратит на кусочек продукта, называется спринт или итерация. В одну итерацию может войти несколько пользовательских историй, это норма.

В идеале спринт длится от одной до четырех недель. В Apple, например, sprint занимает 3 недели. А в Nokia — 6 месяцев (хотя, стоит задуматься, где сейчас Нокиа, а где Эпл).

Чем срок спринта короче, тем более гибким становится процесс разработки. Команда быстрее получает обратную связь, может внести изменения, что–то исправить или улучшить. В большинстве компаний спринт длится 1-2 недели.

Stand up в Scrum

Задачи есть, время на их выполнение согласовано. Что дальше? А дальше команда каждый день проводит 15-минутные встречи. На них каждый должен ответить на три вопроса:

  • Что делал вчера?
  • Что буду делать сегодня?
  • Какие есть проблемы в работе над проектом? Что делаю, чтобы устранить их?

Стендапы в идеале должны проходить динамично. Где–то в команду бросают мяч, у кого он в руках, тот и говорит. Где–то включают таймер. В пандемию, когда многие перешли на удаленку, стендапы проводят в формате видеоконференции. И тут главное проснуться к началу, натянуть футболку и сделать бодрый вид.

Проходят стендапы утром, либо днем, если есть разница во времени между офисами. Но всегда в одно и то же время.

Цель всех этих стендапов не бесить участников. А сделать так, чтобы все в команде знали, как двигается работа над задачами, кто тормозит и почему, как ему помочь.

Sprint Review в Scrum

Проходит, как вы догадались, в конце спринта. Тут все показывают, что сделали за цикл и получают обратную связь. Во многих (особенно в продуктовы) компаниях этот этап опускают или заменяют на что–то другое. Например, улучшили что–то в продукте, выкатили на определенную аудиторию, собрали обратную связь, обработали, поправили, выкатили на всю аудиторию продукта.

Но вернемся к классическим церемониям. Длится спринт–митинг от 30 минут до двух часов (наверное, поэтому его многие и пропускают). На нем команда рассказывает, что было сделано, и демонстрирует те части проекта, которые окончательно готовы.

В этом митинге участвует команда, стейкхолдеры, заказчики, product owner и скрам–мастер. Последний — тот человек, что контролирует весь процесс работы над проектом. Он организует спринты, стендапы и митинги. Следит за порядком на доске, чтобы никто не завис на какой–то задаче, и все вовремя отмечали ход работы. Выявляет проблемы и узкие места. Типа, сломался у дизайнер ноутбуку, скрам–мастер засуетился и быстро достал новый. Или команда пожаловалась, что кофе–машина хреново работает, поэтому на утренних стенд–апах всем плохо. Скрам–мастер побежал и все починил (или нашел ремонтника).

Ретроспектива в Scrum

Она же ретро. Проводится в последний день спринта. Длится от 60 минут до двух часов (например, для двухнедельного спринта). Участвуют: команда проекта, Scrum–мастер, product owner или тимлид.

На ретроспективе нужно оценить, хорошо команда справилась или нет. Если есть трудности, то их разбирают подробно. Затем находят решения и выписывают план действий. Постоянные улучшения — важная часть философии Agile, ну вы помните.

Также смотрят на те моменты, которые дали хороший результат. Это в тексте может выглядеть глупо и странно. Но на деле это реально помогает команде не закапываться в плохом, а начинать сразу с позитива.Например, мы сделали все, что запланировали в этот спринт, ура!

Как должна проходить ретроспектива в идеальном мире:

  • Все позитивны и бодры. Не фокусируются на плохом. Отвечают: что было хорошо, но мешало? Думают, как устранить все плохое в будущем.
  • Участники могут заранее, ну или прямо на ретро, писать тезисно, что в спринте было отлично, где возникали препятствия, делиться идеями по улучшению к следующему спринту.
  • Потом все дружно голосуют и составляют план улучшений.
  • Если идеи изменений крутые, но слишком сложные и длинные по реализации, их иногда даже включают в бэклог.

scrum

Кейс внедрения Scrum в геймдеве

Герой истории — NX Studio. Это студия разработки социальных и мобильных игр. Начинали с команды меньше 10 человек. Уже применяли на этом этапе элементы Scrum, но не по учебнику. Были спринты, выстроенная команда.

Но весной 2020-го выпустили успешную игрушку и резко начали расти, появилось много новых крутых проектов, их начали приглашать для совместной разработки. Людей в компании стало больше, появилось много команд, а не одна. Задумались можно ли стать еще круче и эффективнее прямо здесь и сейчас. И чтобы все по Scrum.

Обратились в специальную компанию, чтобы им помогли отладить и настроить все процессы. Начали с разделения дизайн–команд и бэклогов. Причем сотрудникам предложили самим решить как поделиться на команды. Все участники осознали, что разговоры и церемонии вокруг задач — это тоже часть работы. И заниматься этим полезно и нормально.

Продюсер компании NX Studio Дмитрий Цуканов заметил: «Теперь при встрече с новой задачей мы сами сначала ищем уже существующие готовые решения. Даже если они нам не нравятся, мы сначала пробуем что–то внедрить, а потом делаем выводы. Как оказалось, большинство лучших мировых практик имеют свое обоснование. Конечно, мы уже потом добавляем свое дизайнерское видение, такой подход кажется более правильным».

Плюсы Scrum

  • Довольные и мотивированные сотрудники. Неформальное общение, возможность высказываться и предлагать. Кайф же?
  • Отсутствие ненужной бюрократии и документации. Как Apple сильно заморачиваются над продуктами, и выпустить новый гаджет им куда важнее, чем крутую инструкцию по его использованию. Ее можно делать и после презентации.
  • Заказчик получит продукт, который купят. Потому что постоянно есть обратная связь и та самая гибкость в работе.
  • Скрам можно использовать даже в небольших стартапах.

scrum

Минусы Scrum

  • Сложно собрать команду профессионалов. Да еще так, чтобы им было комфортно работать и общаться друг с другом.
  • Людей нужно обучить работе со скрам. А это время и деньги.
  • Сложно избежать ошибок в планировании. Особенно на старте. Времени на задачи закладывают то слишком много, то слишком мало.
  • Жесткое следование церемониям. Проект разбивается на части, которые делают в несколько спринтов. Со всеми митингами, ревью и ретроспективами.
Ближайшие тренинги
Онлайн
Практика в Miro
Q&A сесия
с 18:00 до 20:00 по Москве
Онлайн
Тестирование гипотез в цикличном формате, одна за одной, непрерывно, анализируя данные и принимая решения на их основе.
с 18:00 до 20:00 по Москве
Онлайн
Множество метрик и формулы на уровне математики 5-7 класса, позволяющие спрогнозировать все, что будет происходить с продуктом в процессе запуска и роста.
Курсы
Онлайн
Поддержка менторов
Доступ в чат и видео–ответы
Обучение с ПК, Android или IPhone — в удобном приложении