Определение системы сбалансированных показателей
Система сбалансированных показателей – это часто используемый инструмент, который подходит для управления бизнес–процессами. Этот инструмент используется для анализа результатов компании. Нужная результативность достигается благодаря определению ключевых показателей, которые позволяют максимально точно замерять результаты выполнения стратегических задач и сравнивать их с заранее определенными метриками. Система сбалансированных показателей – это хороший метод планирования стратегии развития компании. Она помогает объединить в одну схему развития все задачи и установить все необходимые метрики для контроля развития компании и отслеживания отдельных результатов.
Эта система появилась в 1992 году благодаря американским экономистам и профессорам Гарвардской школы бизнеса Дэвиду Нортону и Роберту Каплану. Разработанная ими система сбалансированных показателей позволяет контролировать все процессы, которые влияют на прибыль компании, и постоянно проводить анализ их эффективности. Использование системы сбалансированных показателей помогает сотрудникам четко понять свои задачи и цели, которых они должны достичь в процессе работы. В этом случае сотрудники гораздо лучше выполняют поставленные перед ними цели и достигают заданных результатов в кратчайшие сроки. Система сбалансированных показателей позволяет создать оптимальную для развития бизнеса стратегию и выбрать лучшие условия для достижения успеха.
Преимущества использования системы сбалансированных показателей
Основными преимуществами системы сбалансированных показателей являются следующие ее особенности:
Управление всем комплексом функций организации. Для этого необходимо собрать информацию о том, как именно должна развиваться компания, и установить определенные целевые показатели, которые должны быть достигнуты в указанные сроки. На уровне организации компании важно разработать конкретные меры по достижению выбранных целей и управлять бизнес–процессами таким образом, чтобы получить устойчивый и быстрый положительный результат. Важно согласовать карты стратегии и добиться понимания того, каким образом должно происходить развитие компании. При этом необходимо разработать систему мотивации сотрудников и их поощрения за достижение целей.
Связь стратегии с реальной деятельностью компании. Стратегия, выработанная в процессе планирования, должна полностью соответствовать тому, что реально может сделать подразделение организации или организация в целом. Система сбалансированных показателей позволяет оценить особенности работы компании и разработать индивидуальную стратегию, которая полностью подходит для вашего предприятия.
Передача управления отдельными стратегическими планами нескольким подразделениям. Использование системы сбалансированных показателей позволяет делегировать руководство отдельными задачами линейным руководителям. Это снижает нагрузку главного руководителя или генерального директора и обеспечивает более высокое понимание отдельных бизнес–процессов сотрудниками компании.
Установка соответствующих метрик, по которым в дальнейшем осуществляется контроль развития компании. Система сбалансированных показателей предполагает выбор соответствующих метрик, по которым будет осуществляться контроль развития компании. Это позволяет точно определить, каким образом развивается компания, оценить результаты развития организации.
Изучение всех показателей компании. Система сбалансированных показателей позволяет оценить развитие организации со всех сторон. Она предполагает полноценное исследование всех особенностей работы предприятия, всех его показателей. Такой подход позволяет обнаружить скрытые сложности и проблемы, с которыми может столкнуться компания. Благодаря такому анализу можно понять, каким образом обойти возможные скрытые сложности.
Создание правильной мотивации сотрудников. При использовании системы сбалансированных показателей можно создать идеальную систему мотивации сотрудников. Для этого нужно проанализировать, на каком уровне на данный момент находится мотивация ваших сотрудников и каким образом их труды вознаграждаются сейчас. Важно понять, насколько имеющаяся система мотивации хорошо работает, и внести в нее изменения для того, чтобы стимулировать сотрудников работать лучше.
Определение вклада исполнителей в достижение выбранных целей. Система сбалансированных показателей позволяет оценить, как именно работают отдельные подразделения компании. Важно понять, насколько отдельные сотрудники вкладываются в работу и развитие предприятия, оценить рентабельность их работы и важность их существования в компании. Система сбалансированных показателей позволяет провести оптимизацию в коллективе, создать новые рабочие места или реструктурировать низкоэффективные отделы таким образом, чтобы они приносили больше пользы.
Определение причинно–следственных связей между отдельными процессами внутри компании. Система сбалансированных показателей позволяет определить, каким образом отдельные действия сотрудников влияют на глобальные изменения в компании. Определение причин определенных изменений помогает устранить вредоносные факторы, которые негативно влияют на развитие организации.
Определение внешних и внутренних факторов, влияющих на компанию. При использовании системы сбалансированных показателей проводится анализ деятельности организации. В процессе этого анализа можно определить, какие внешние факторы приводят к изменениям показателей компании и насколько серьезный вред они могут потенциально принести вашей организации.
От чего зависит успех системы сбалансированных показателей
При построении эффективной системы сбалансированных показателей важно учитывать несколько основных моментов. В первую очередь, стоит задуматься о перспективах. Перспективы – это те элементы, которые служат для создания стратегии. Они необходимы для того, чтобы понять, каким образом необходимо составить стратегию развития компании. Перспективы позволяют оценить, какой может быть компания при внедрении определенных изменений в бизнес–процессы и создании новых условий работы и развития.
Измерения – это еще одна важная часть системы сбалансированных показателей. В процессе развития компании необходимо определенным образом измерять прогресс, который достигается путем внедрения изменений в организацию. Для этого необходимо постоянно проводить определенные измерения, которые позволят понять, как и насколько влияют изменения на развитие компании.
Ключевые показатели также необходимо определять правильно. Ключевые метрики – это те значения, которые позволяют определить направление реализации выбранной стратегии. Они используются для того, чтобы измерить результаты изменений, принятых в процессе развития компании. Ключевые показатели должны быть конкретными, измеримыми и понятными. Данные об изменениях должны собираться постоянно и постоянно подвергаться анализу, так как это позволяет учесть все возможные риски и сложности для компании и устранить их заранее.
Важно также установить целевые значения для каждого показателя. Целевые значения – это тот уровень, который должен быть достигнут для каждой метрики в процессе развития компании. Это целевое значение обычно и является той перспективой, к которой стремится предприятие в своем развитии.
Причинно–следственные связи – это еще одна важная составляющая успеха системы сбалансированных показателей. Причинно–следственные связи выявляются в процессе анализа и позволяют установить, каким именно образом должна развиваться компания для достижения определенных результатов.
Важно также учитывать стратегические инициативы. Это те проекты и показатели, которые способствуют развитию компании, достижению определенных стратегических целей, выходу на новые рынки. Упрощенно говоря, это те самые изменения, которые необходимо внедрить в работу предприятия для достижения более высоких результатов.
Принципы внедрения успешной системы сбалансированных показателей
При этом важно правильно внедрить систему сбалансированных показателей. Делается это следующим образом:
Подготовка к разработке системы сбалансированных показателей. На подготовительном этапе необходимо проанализировать существующую ситуацию в компании, внутренние и внешние факторы, которые влияют на отдельные показатели работы предприятия. На этом этапе также нужно изучить перспективы развития организации и принять решение о том, какие отделы, подразделения и уровни компании должны быть включены в сбалансированную систему показателей.
Разработка системы сбалансированных показателей. На этом этапе проводится создание стратегии развития компании. Необходимо создать максимально подробную концепцию увеличения существующих ключевых показателей и понять, каким именно образом компания должна увеличивать продажи и осуществлять свой рост.
Каскадирование системы сбалансированных показателей. После создания общего плана развития компании управленческие задачи необходимо распределить по тем сотрудникам и руководителям, которые в дальнейшем будут нести ответственность за их выполнение. Важно принять в расчет каждое подразделение, находящееся в подчинении отдельных руководителей. Распределение задач между руководителями производится в соответствии с их компетенциями и должностными обязанностями.
Контроль выполнения стратегии. После внедрения стратегии необходимо проконтролировать то, как именно выполняются отдельные задачи, призванные увеличить отдельные ключевые показатели предприятия. В процессе выполнения стратегию можно корректировать, если полученные результаты не соответствуют планируемым.
При этом важно, чтобы система сбалансированных показателей не существовала отдельно, а дополняла уже существующие инструменты стратегического планирования. Она формирует определенные метрики и показатели, выполнение сотрудниками которых дает им право на получение определенных бонусов. Система сбалансированных показателей направлена сверху вниз, от высшего руководства к операционным отделам. При этом каждый отдел и каждое подразделение получают свою уникальную систему сбалансированных показателей, а иногда в стратегической карте указывают даже индивидуальные планы для каждого отдельного сотрудника.
Подготовка к разработке и внедрению системы сбалансированных показателей
Подготовительный этап разработки системы сбалансированных показателей состоит из анализа деятельности предприятия, разработку основных элементов стратегии развития компании, определение уровней организации, которые должны быть вовлечены в систему сбалансированных показателей. Эта система может выстраиваться не только для всей компании в целом, но и для отдельных организационных уровней и подразделений, которые должны быть вовлечены в развитие компании. При этом важно понимать, что система сбалансированных показателей – это не способ создания абсолютно новой стратегии развития, а инструмент для реализации уже существующих инициатив.
Для внедрения системы сбалансированных показателей необходимо для начала завершить разработку уже существующей стратегии. Только после этого можно приступать к разработке ключевых показателей, которые будут задействованы в системе. Важно учитывать, что большинство предприятий управляются стратегически, поэтому их эффективность возрастает одновременно с ростом количества целей, передаваемых с верхнего управленческого уровня на нижние.
В процессе подготовки к внедрению системы сбалансированных показателей необходимо выбрать перспективы и учесть возможности, которые существуют перед компанией. Важно построить причинно–следственные связи и определить, каким образом одни показатели влияют на другие. Это помогает разработать конкретные действия для развития компании и составить целостную стратегическую карту, которая связывает отдельные стратегические компоненты с нижним операционным уровнем. Эта карта рассматривает развитие компании в динамике и позволяет контролировать реализацию выбранной стратегии.
Разработка системы сбалансированных показателей
Подготовительный этап разработки системы сбалансированных показателей состоит из анализа деятельности предприятия, разработку основных элементов стратегии развития компании, определение уровней организации, которые должны быть вовлечены в систему сбалансированных показателей. Эта система может выстраиваться не только для всей компании в целом, но и для отдельных организационных уровней и подразделений, которые должны быть вовлечены в развитие компании. При этом важно понимать, что система сбалансированных показателей – это не способ создания абсолютно новой стратегии развития, а инструмент для реализации уже существующих инициатив.
Для внедрения системы сбалансированных показателей необходимо для начала завершить разработку уже существующей стратегии. Только после этого можно приступать к разработке ключевых показателей, которые будут задействованы в системе. Важно учитывать, что большинство предприятий управляются стратегически, поэтому их эффективность возрастает одновременно с ростом количества целей, передаваемых с верхнего управленческого уровня на нижние.
В процессе подготовки к внедрению системы сбалансированных показателей необходимо выбрать перспективы и учесть возможности, которые существуют перед компанией. Важно построить причинно–следственные связи и определить, каким образом одни показатели влияют на другие. Это помогает разработать конкретные действия для развития компании и составить целостную стратегическую карту, которая связывает отдельные стратегические компоненты с нижним операционным уровнем. Эта карта рассматривает развитие компании в динамике и позволяет контролировать реализацию выбранной стратегии.
Разработка системы сбалансированных показателей
Разработка системы сбалансированных показателей начинается со стратегического анализа. Это комплексный анализ предприятия, который проводится с помощью различных методик. Один из наиболее распространенных методов такого анализа – это SWOT–анализ. Он позволяет оценить преимущества и недостатки бизнес–процессов компании, выявить возможности для роста и развития и существующие риски, которые могут оказать на предприятие серьезное негативное влияние. Также для проведения стратегического анализа используется STEP–анализ. В отличие от предыдущего метода, он определяет то, какие факторы внешней среды влияют на развитие бизнеса и его отдельные показатели, а также помогает понять, насколько сильно эти факторы могут повлиять на реализацию существующей стратегии.
После проведения анализа необходимо сформулировать и сгруппировать стратегические цели. Эти цели становятся основой корпоративной стратегии, которая используется в качестве базы для создания стратегической карты. Обычно требуется создать не менее 10 целей, чтобы на их основе можно было построить модель системы сбалансированных показателей. После ее построения все цели объединяются в группы по ключевым направлениям:
Финансовые показатели. В эту группу входят все цели, которые затрагивают финансовую составляющую работы компании. Такие цели ставятся для того, чтобы удовлетворить существующие запросы потребителей и клиентов, повысить доходы и прибыль организации.
Лояльность клиентов. Эта группа целей отвечает за установление близких отношений компании с клиентами и повышение их лояльности. Лояльность клиентов приводит к тому, что компания вызывает у них большое доверие. Как следствие, повышается количество повторных заказов и растет сумма среднего чека. Это, в свою очередь, увеличивает доход компании.
Бизнес–процессы. Эта группа целей отвечает за внутренние производственные процессы организации. Работая с целями, касающимися бизнес–процессов, важно внимательно отслеживать, как именно внедряемые изменения влияют на работу компании. В процессе изменения бизнес–процессов можно подключать определенные системы оптимизации и автоматизации и даже проводить полную реструктуризацию компании.
Обучение и развитие. В эту группу целей входят все идеи, связанные с дополнительным обучением сотрудников и их развитием. Приобретая дополнительные навыки и умения, специалисты начинают приносить компании большую прибыль благодаря тому, что они начинают выполнять свои задачи быстрее и качественнее.
После разбивки целей на группы необходимо выявить между ними причинно–следственные связи. В результате выстраивается определенная цепочка, которая и становится стратегической картой. На основе стратегической карты проводится внедрение системы сбалансированных показателей в работу компании.
Перед внедрением системы сбалансированных показателей проводится активация отдельных необходимых мероприятий. Параллельно с началом работы по стратегической карте, в процессе внедрения первых изменений проводится анализ метрик системы сбалансированных показателей по текущей отчетности. Если текущая система отчетности оказывается неподходящей или несовершенной, ее реформируют. Это позволяет грамотно встроить систему сбалансированных показателей в работу предприятия.