Получите все материалы с наших тренингов — бесплатно
Что Такое Экосистема Продуктов и Сервисов, Примеры Экосистем, Как Они Меняют Рынок
Что Такое Экосистема Продуктов и Сервисов, Примеры Экосистем, Как Они Меняют Рынок
Что Такое Экосистема Продуктов и Сервисов, Примеры Экосистем, Как Они Меняют Рынок
⚡ Ответим в течение 30 минут — contact@leadstartup.ru
+7 495 150 42 63 — с 8:00 до 21:00 МСК
Катерина Сухих

Что такое экосистема продуктов и сервисов, примеры экосистем, как они меняют рынок

18 отзывов, в среднем 5 из 5
Что такое экосистема продуктов и сервисов, примеры экосистем, как они меняют рынок

Что такое экосистема продуктов и сервисов?

Это набор продуктов и сервисов одной компании. Все сервисы в экосистеме работают как единый организм: подпитывают друг друга финансово и технологически. Продукты и услуги могут мирно сосуществуют, интегрируются и соединяются друг с другом.

Получите нашу единую MIRO–доску с 100+ инструментами и доступ к Google–диску
Материалы тренингов LeadStartup

Какие компании в России имеют свои экосистемы?

В нашей стране 6 компаний строят экосистемы продуктов и сервисов: Сбер, Яндекс, Тинькофф, Mail.ru, ВТБ и МТС.

Приведите пример экосистемы

Разберем экосистему продуктов Сбера. В нее входят: Сервисы доставки: Сбермаркет, Самокат, Delivery Club. Контент и развлечения: кинотеатр Оkkо, СберЗвук, приставка Okko Smart Box. Сервисы передвижения и карты: 2ГИС, «Ситимобил», YouDrive. Интернет–магазины на базе Сбермаркет.

Экосистема продуктов и сервисов

В детстве на уроке биологии я проходила экосистему тундры. Чтобы выжить на крайнем севере, живые и  неживые существа объединяются и сосуществуют вместе. Каждый элемент и организм в тундре по–своему ценен и важен для остальных существ.

Экологическая экосистема похожа на экосистему в бизнесе: продукты и сервисы могут сосуществовать выгодно  для клиентов и компани, подпитывают и поддерживают друг друга. По сути экосистема — это набор продуктов и сервисов одного бренда.

Фильм «Сфера» с Эммой Уотсон в главной роли показывает мир, в котором построена мощная экосистема. Она контролирует все сферы жизни людей. Примерно к такому сценарию движутся существующие сейчас экосистемы.

Экосистема продуктов и сервисов

Зачем нужна экосистема продуктов и сервисов

Экосистема в бизнесе появляется, когда компания предлагает клиентам несколько взаимодополняющих продуктов или услуг. Например, Яндекс и его сервисы: Поиск, Такси, Драйв, Практикум, Навигатор, Доставка, Дзен и так далее. Всего у Яндекса 54 сервиса.

Экосистема продуктов и сервисов Экосистема Яндекс

Все сервисы в экосистеме работают как единый организм: подпитывают друг друга финансово и технологически. Продукты и услуги могут мирно сосуществуют, интегрируются и соединяются друг с другом. Между ними не возникает конкуренции.

Экосистема покрывает большую часть потребностей человека, он проводит в ней время и тратит деньги, которые получает одна компания.

Пользователь находится внутри единой системы, ему не нужно каждый раз придумывать и вводить новый логин и пароль. Он регистрируется и привязывает карту один раз, дальше экосистема запоминает его.

Экосистема продуктов и сервисов Экосистема Apple

Примеры экосистемы продукта

Пример успешной экосистемы продукта — компания Apple.

Вы подключаете свой iPhone к MacBook Pro, чтобы скачать на него музыку. Надевайте Apple Watch и AirPods и идете на пробежку. Во время бега часы будут записывать километраж, время, пульс и другие данные о тренировке. Возвращаетесь с пробежки, подключаете Apple Watch к компьютеру iMac, чтобы просмотреть сводку тренировок на удобном  экране.

Это один пример того, как несколько продуктов в экосистеме Apple сосуществуют друг с другом, чтобы  упростить жизнь своих клиентов и приносить им больше пользы.

Разберем экосистему продуктов Сбера. В нее входят:

  • Сервисы доставки: Сбермаркет, Самокат, Delivery Club.
  • Контент и развлечения: кинотеатр Оkkо, СберЗвук, приставка Okko Smart Box.
  • Сервисы передвижения и карты: 2ГИС, «Ситимобил», YouDrive.
  • Интернет–магазины на базе Сбермаркет.

Еще один пример экосистемы — компания Amazon. Джефф Безос создавал ее для продажи книг через интернет. Сейчас это огромная платформа с офлайн–сетью, облачными сервисами, производством  контента.

Какие компании в России строят экосистемы

В нашей стране 6 компаний строят экосистемы продуктов и сервисов: Сбер, Яндекс, Тинькофф, Mail.ru, ВТБ и МТС.

Сбер обгоняет остальных. Яндекс наступает ему на пятки, но провал сделки с Тинькофф по покупке банка отодвигает его на второй план.

У Сбера в экосистеме 90 сервисов с общей аудиторией в 96 миллионов человек. Продукты Яндекса покрывают 70 миллионов человек.

Аналитики считают, что иностранные экосистемы не смогут зайти на российские рынок. В текущей ситуации они не смогут конкурировать с нашими  лидерами.

Рынок экосистем будет развиваться по китайскому сценарию, где экосистема стала частью цифрового государства. В китайском WeChat работают официальные государственные сервисы для граждан, они обрабатывают обращения, контролируют работу муниципальных властей.

Как экосистемы меняют рынок

Компании с экосистемой становятся безусловными лидерами рынка. Они вынуждают другие компании подстраиваться под их подходы и сервис. Бизнесы, которые начинают в какой–то степени конкурировать с экосистемой, получают о продаже своих активов лидеру.

Экосистемы меняют поведение пользователей, их отношение к продуктам и сервисами. В экосистему легко попасть, но очень сложно из нее выйти: пользователь привыкает, его данные уже в системе и ему постоянно поступают персональные предложения, которые учитывают всего его пожелания и даже то, что он еще не высказал вслух.

Экосистемы создают прорывные технологии. На стороне таких компаний огромные финансовые и технические ресурсы. У них работают одни из лучших кадров страны. Все это они инвестируют в создание прорывных технологий, искусственный интеллект и роботов.

Как построить экосистему продуктов и сервисов

Чтобы построить экосистему  в бизнесе, надо убедиться, что  продукты и сервисы решают проблемы и закрывают болевые точки целевой аудитории. Иначе ничего не получится.

Прислушайтесь к своим клиентам. Спросите их, чего им не хватает в продукте. Расспросите людей о работе и текущих задачах.

Как понять своих клиентов:

  • Создать персоны покупателе.
  • Провести фокус–группы.
  • Собрать обратную связь.
  • Изучить экосистемы конкурентов.

Упростите связи между своими продуктами. Покупатели не задумываются об экосистемах, они или хотят пользоваться продуктами одного бренда или не хотят. Или им удобно или нет.

Чем проще покупателям находить, подключать, соединять ваши продукты друг с другом, тем более ценны они для них. Поэтому пользователи iPhone с большей вероятностью купят MacBook, когда им понадобится ноутбук.  Потому что они знают, что продукты Apple отлично друг с другом взаимодействуют. Им не надо тратить время на поиск других продуктов, разбираться в них. Им проще и удобнее оставаться в одной экосистеме.

Обновляйте и улучшайте экосистему. Нельзя просто взять и один раз создать экосистему. Чтобы она работала, нужно постоянно спрашивать клиентов, что им не нравится что можно сделать лучше. Покажите, что мнение клиентов ценно и они полноценно участвуют в развитии продукта.

Получите единый доступ ко всем нашим 21 курсам, 8 тренингам, 4 профессиям и 126 воркшопам — с сертификацией