13 сентября, 2022 г.
7 отзывов, в среднем 4 из 5

X-матрица Хосин Канри ❎ — метод, стратегия и практическое применение

«Х–матрица» – это инструмент для планирования работы команды. Физически, как правило, это задокументированный на бумаге формата А3 план, в которой, двигаясь по кругу, наблюдается взаимосвязь реализации стратегической цели через определенные действия.
Получите все наши материалы — бесплатно
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR

Что такое Хосин Канри?

Хосин Канри – это один из методов бережливого производства, нацеленный на обеспечение достижения стратегической цели компании путем систематического совершенствования ее операционной деятельности.

Что такое "Х-матрица"?

«Х–матрица» – это инструмент Хосин Канри для планирования работы команды. Физически, как правило, это задокументированный на бумаге формата А3 план, в которой двигаясь по кругу наблюдается взаимосвязь реализации стратегической цели через определенные действия.

Что "Х-матрица" представляет собой?

По форме Х–матрица включает четыре главных блока: стратегия (долгосрочные цели, нижний блок), тактика (годовые цели, левый блок), процесс (задачи, верхний блок), результат (показатели эффективности, правый блок). Они последовательно связаны между собой тремя элементами (углы): члены команды, ответственность, взаимосвязь. Дальний правый блок включает перечень всех участников команды.

Получите наш Google–диск и Miro — бесплатно

Краткое описание Хосин Канри

Достижение стратегической цели является приоритетом для любой компании. Для этого применяется множество механизмов планирования деятельности, одним из которых является Х–матрица. В данном тексте мы рассмотри, что она представляет собой.

Для начала в двух словах расскажем о Хосин Канри.

Хосин Канри – это один из методов бережливого производства, нацеленный на обеспечение достижения стратегической цели компании путем систематического совершенствования ее операционной деятельности.

Операционная деятельность компании – это, как правило основной вид деятельности предприятия, например, производство продукции или разработка программ и т.п. Бережливое производство представляет из себя концепцию управления, целью которой является снижение всевозможных потерь.

Само наименование методики японское и расшифровывается как хо – направление, син – игла, кан – контроль, ри – логика. То есть условно – это контролируемое управление развитием организации. Еще Хосин Канри называют методом «Развертывания политики».

Впервые такая методика была внедрена на производстве «Bridgestone» в 1968 году, после чего Йоджо Акао занялся ее изучением, систематизацией и унифицированием. Благодаря его усилиям была разработана теоретическая база и сегодня она получила широкое применение.

Хосин Канри предполагает работу по двум направлениям: стратегическое планирование (достижение главной цели компании) и текущая деятельность (реализация повседневных задач, направленных на достижение стратегической цели).

Одним из механизмов Хосин Канри является «Х–матрица».

Понятие и форма Х-матриц

«Х–матрица» – это инструмент для планирования работы команды. Физически, как правило, это задокументированный на бумаге формата А3 план: среднесрочный, годовой, долгосрочный, стратегический и т.д.

Выглядит Х–матрица следующим образом:

По форме Х–матрица включает четыре главных блока (что отражает название «Х», вы можете его также заметить в центровом квадрате – это разделительные диагонали): стратегия (долгосрочные цели, нижний блок), тактика (годовые цели, левый блок), процесс (задачи, верхний блок), результат (показатели эффективности, правый блок). Они последовательно связаны между собой тремя элементами (углы): члены команды, ответственность, взаимосвязь. Дальний правый блок включает перечень всех участников команды.

Разработка Х-матрицы

Как правило, разработка Х–матрицы производится на управляющем уровне в соответствии со следующей последовательностью:

  1. занесение в центровой квадрат стратегической цели компании;

  2. снизу от квадрата перечисляются долгосрочные цели на 2-3 года;

  3. слева перечисляются задачи, необходимые для достижения долгосрочных целей;

  4. далее устанавливаются взаимосвязи цель — задача. В зависимости от политики компании, они могут быть проранжированы, например 1 – не важная, 3 – самая важная, или можно использовать символы;

  5. сверху указываются проекты или действия, которые необходимо реализовать для решения задачи;

  6. аналогично проводится связь задача–проект;

  7. справа указываются метрики эффективности для проектов;

  8. выстраивается связь проект–метрика, а также метрика- стратегическая цель.

  9. в правой части матрицы указываются ответственные за исполнение тех или иных действий члены команды, а также отражается степень их влияния на достижение стратегической цели.

Отметим, что в зависимости от политики компании, могут применяться дополнительные техники: кодировка элементов, применение цветового выделения и пр.

Таким образом, мы получаем матрицу, в которой, проходя по кругу, видим взаимосвязь реализации стратегической цели через определенные действия.

После построения матрицы необходимо провести несколько сверок в целях устранения ненужных проектов или задач.

По своему характеру Х–матрица больше подходит для работы на макроуровне, так как в целом сложно разбить стратегическую цель на маленькие повседневные задачи.

Функции Х-матрицы

Исходя из описания методики разработки Х–матрицы, можно понять функции, которые она несет:

  1. визуализация пути достижения долгосрочной цели, т.е. долгосрочной стратегии компании;

  2. снижение потерь;

  3. ранжирование действий, направленных на достижение стратегической цели, по степени важности;

  4. повышение прозрачности механизмов реализации долгосрочной цели компании;

  5. отслеживания прогресса компании и показателей эффективности реализации проектов;

  6. возможность использования в связке с другими механизмами и методами бережливого производства.

Пример разработки и применения Х-матрицы

Для окончательного понимания процесса разработки и применения Х–матрицы разберем пример.

Разрабатывать Х–матрицу будем крупными мазками.

Пусть мы являемся руководителем компании – продавца бытовой техники.

Наша стратегическая цель (внутренний квадрат): занять устойчивую конкурентную позицию в условиях жесткой конкуренции.

Нижний квадрат: наша долгосрочная цель на 3 года – завоевание доли рынка 10 % в городе.

Левый квадрат: для этого нам необходимо: 1. открыть 5 магазинов; 2. На первом году открыть интернет–магазин;

Связи: магазины – обеспечение доли рынка 5 %- завоевание доли рынка 10 % в городе; интернет–магазин — обеспечение доли рынка 5 %- завоевание доли рынка 10 % в городе;

Верхний квадрат: нашими задачами являются 1. Разработать хорошие маркетинговые каналы; 2. Найти поставщика качественной бытовой техники 3. Разработать конкурентоспособную ценовую политику.

Проводим и ранжируем связи:

  • Найти поставщика качественной бытовой техники – обеспечить лояльность клиентов для повторных заказов – через магазин и интернет–магазин;
  • Разработать конкурентоспособную ценовую политику – обеспечить конкурентной преимущество для привлечения клиентов – в магазины и интернет–магазин;
  • Разработать хорошие маркетинговые каналы- привлечение максимального числа клиентов –в магазины и интернет–магазин;

Правый квадрат: устанавливаем коэффициенты:

  • Выручка от продаж посредством применения ценовой политики Х тыс. руб.;
  • Количество привлеченных клиентов посредством интернет–рекламы У чел.;
  • Количество привлеченных клиентов через рекламу А чел.;
  • Количество повторно вернувшихся клиентов У+А–В чел.;
  • Количество клиентов, вернувшихся благодаря программам лояльности В–С чел.;
  • Выручка от продаж посредством использования маркетинговых каналов У тыс. руб.

Связи и ранжирование:

  • Выручка от продаж посредством применения ценовой политики Х тыс. руб. – Ценовая политика;
  • Количество привлеченных клиентов посредством интернет–рекламы У чел. – Рекламные каналы;
  • Количество привлеченных клиентов через рекламу А чел. — Рекламные каналы;
  • Количество повторно вернувшихся клиентов У+А–В чел. – (1) Рекламные каналы, (2) Качество, (3) Ценовая политика;
  • Количество клиентов, вернувшихся благодаря программам лояльности В–С чел. – (1) Рекламные каналы, (2) Ценовая политика;
  • Выручка от продаж посредством использования маркетинговых каналов У тыс. руб. – (1) Рекламные каналы, (2) Качество, (3) Ценовая политика.

Связи между метриками и стратегической целью:

  • Выручка от продаж посредством применения ценовой политики = выручка от 5 % рынка;
  • Выручка от продаж посредством использования маркетинговых каналов У тыс. руб. = выручка от 5 % рынка.
  • Количество привлеченных клиентов посредством интернет–рекламы У чел. – 3,5 % рынка;
  • Количество привлеченных клиентов через рекламу А чел. – 3,5% рынка;
  • Количество повторно вернувшихся клиентов У+А–В чел. – 1,2% рынка;
  • Количество клиентов, вернувшихся благодаря программам лояльности В–С чел. – 1,8% рынка;

Перечислять членов команды в данном примере не будем. Но не стоит про них забывать.

Использование Х-матрицы в работе

По итогу разработки Х–матрицы логичным является вопрос ее применения на практике. Одним из главных правил бережливого производства является стремление к повышению эффективности используемых материалов и механизмов. Исходя из этой логики, специалисты должны также стремится повысить эффективность от применения Х–матрицы.

Добиться этого можно благодаря трансформации проектов из Х–матрицы в конкретные задачи.

Для этого часто применяются методы Канбан. Так называемый «Портфель Канбан» — это еще один из методов бережливого производства, позволяющий эффективно дополнять метод Хосин Канри. Канбан дает возможность «просеять» проекты на мелкие и связанные друг с другом задачи. Задачи распределяются (как правило) на три уровня. Данный метод еще больше повышает прозрачность процесса достижения долгосрочной стратегической цели.

Использовать Х–матрицу можно также в связке с другими методиками, не относящимся к бережливому производству. Все зависит от фантазии и политики компании.

Итак, мы рассмотрели механизм применения и разработки Х–матрицы. В заключении отметим, что данная матрица является популярным методом визуализации пути достижения стратегической цели компании, повысить эффективность использования которого можно, применяя ее в совокупности с другими методами и механизмами бережливого производства