Планирование и постановка целей- не только инструмент менеджмента для эффективного управления рабочим процессом, но и то, что любой из нас использует в повседневной жизни. Однако, несмотря на поставленную цель, зачастую получается так, что результат не соответствует ожиданиям.
Давайте возьмем 3 примера:
Пример 1:
На ежеквартальном совещании собственник бизнеса подводит итоги работы за 1 квартал и ставит цели менеджменту повысить прибыль в следующем квартале.
Пример 2:
Команде разработчиков ставят задачу обновить сайт (добавить логотип компании, информацию о наградах итд)
Пример 3:
Человек хочет похудеть.
Проходит время, и через какой–то период оказывается, что:
В примере 1: Прибыль компании увеличилась на 100 тыс. рублей во 2 квартале за счет повышения цен на продукцию (при этом количество клиентов даже сократилось).
В примере 2: сайт в процессе изменений
В примере 3: Человек похудел на 3 кг.
Казалось бы цель достигнута, но довольны ли те, кто ставил цели?
Как оказалось нет.
Собственник первой компании хотел увеличения прибыли на 1 млн.рублей и не за счет роста отпускных цен, а за счет привлечения новых клиентов и повышения среднего чека.
Заказчик сайта хотел запустить обновленный сайт к новому году, но не сообщил об этом команде разработки и вопрос обновления сайта решался по остаточному принципу.
Человек хотел похудеть не на 3, а на 10 кг за 1 месяц, не понимая, что такие темпы похудения нереальны.
В чем же дело? Скорее всего в постановке целей! Возможно цели были поставлены неправильно. Но тогда как правильно? Как поставить цель так, чтобы она привела к желаемому результату?
Давайте разбираться.
Еще с 1940-х годов инженерные и учёные публикации начали дискуссию об измеримых целях.
А уже в ноябре 1981 в журнале «Management Review» Джордж Доран в статье «There's a S.M.A.R.T. way to write management's goals and objectives» обсуждал важность целей и сложность их постановки при выполнении сложных проектов. Там же он изложил свою схему для комплексной постановки задач.
В 1988 году Бланчард и Херси (англ. Blanchard and Hersey) включили в пятое издание своей книги «Management of Organizational Behavior» (Hersey & Blanchard, 1988, p. 377–382) аббревиатуру SMART с комментарием, что изложенная ими методика основана на их более ранних, с 1981 года, работах.
Так что же такое SMART? Чем оно может помочь в достижении поставленный целях? И почему спустя 30 лет это технология до сих пор актуальна?