Получите все материалы с наших курсов и тренингов — бесплатно
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
13 сентября, 2022 г.
7 отзывов, в среднем 4 из 5

Эффективная постановка целей-технология SMART

Один из способов сделать так, чтобы результат соответствовал ожиданиям

Что такое SMART?

Есть разные варианты расшифровки аббревиатуры.

Доран в 1981 году сформулировал так: Specific (конкретный)

Measurable (измеримый)

Assignable (назначаемый)

Realistic (реалистичный)

Time related (связанный со временем).

Но сейчас чаще используется:

Specific (конкретный)

Measurable (измеримый)

Achivable (достижимый)

Relevant (важный)

Time related (ограниченный во времени)

Рассмотрим каждый критерий:

Specific

Конкретность.

Цель по системе SMART должна быть ясной и понятной, учитывать специфику, актуальной и имеющей отношение к делу, бизнесу.

Важно четко понимать, что именно мы хотим достичь/улучшить/изменить? Каким образом?

Measurable

Измеримость

Здесь нужно обозначить число. Числовое определение, количество в абсолютном или процентном виде.

Какие числовых показатели покажут завершение цели?

Achivable

Достижимость.

Поставленная цель должна быть амбициозной, но достижимой.

Нужно ответить себе на вопрос: Возможно ли вообще достижение данной цели? Не выходит ли она за грани возможностей?

НО: возможно разделение цели на подцели, которые как раз и могут быть достижимы

Relevant

Важность.

Тут все просто- если цель не важна, что зачем мы вообще этим занимаемся?

Time related

Ограниченный во времени.

Если цель не имеет четких временных рамок- всегда найдется причина ее отложить.

Почему результат не соответствует ожиданиям?

Планирование и постановка целей- не только инструмент менеджмента для эффективного управления рабочим процессом, но и то, что любой из нас использует в повседневной жизни. Однако, несмотря на поставленную цель, зачастую получается так, что результат не соответствует ожиданиям.

Давайте возьмем 3 примера:

Пример 1:

На ежеквартальном совещании собственник бизнеса подводит итоги работы за 1 квартал и ставит цели менеджменту повысить прибыль в следующем квартале.

Пример 2:

Команде разработчиков ставят задачу обновить сайт (добавить логотип компании, информацию о наградах итд)

Пример 3:

Человек хочет похудеть.

Проходит время, и через какой–то период оказывается, что:

В примере 1: Прибыль компании увеличилась на 100 тыс. рублей во 2 квартале за счет повышения цен на продукцию (при этом количество клиентов даже сократилось).

В примере 2: сайт в процессе изменений

В примере 3: Человек похудел на 3 кг.

Казалось бы цель достигнута, но довольны ли те, кто ставил цели?

Как оказалось нет.

Собственник первой компании хотел увеличения прибыли на 1 млн.рублей и не за счет роста отпускных цен, а за счет привлечения новых клиентов и повышения среднего чека.

Заказчик сайта хотел запустить обновленный сайт к новому году, но не сообщил об этом команде разработки и вопрос обновления сайта решался по остаточному принципу.

Человек хотел похудеть не на 3, а на 10 кг за 1 месяц, не понимая, что такие темпы похудения нереальны.

В чем же дело? Скорее всего в постановке целей! Возможно цели были поставлены неправильно. Но тогда как правильно? Как поставить цель так, чтобы она привела к желаемому результату?

Давайте разбираться.

Еще с 1940-х годов инженерные и учёные публикации начали дискуссию об измеримых целях.

А уже в ноябре 1981 в журнале «Management Review» Джордж Доран в статье «There's a S.M.A.R.T. way to write management's goals and objectives» обсуждал важность целей и сложность их постановки при выполнении сложных проектов. Там же он изложил свою схему для комплексной постановки задач.

В 1988 году Бланчард и Херси (англ. Blanchard and Hersey) включили в пятое издание своей книги «Management of Organizational Behavior» (Hersey & Blanchard, 1988, p. 377–382) аббревиатуру SMART с комментарием, что изложенная ими методика основана на их более ранних, с 1981 года, работах.

Так что же такое SMART? Чем оно может помочь в достижении поставленный целях? И почему спустя 30 лет это технология до сих пор актуальна?

Примеры правильной постановки целей

Итак вернемся к нашим примерам.

В примере 1 по SMART цель должна была бы звучать так:

Увеличить на 1 млн. рублей (Мeasurable (измеримый) объем прибыли во 2 квартале (Time related (ограниченный во времени)) за счет увеличения числа клиентов и суммы среднего чека (Specific (конкретный)), это на 15%больше чем в 1 квартале (Achivable (достижимый)), что позволит нам сохранять лидирующие позиции на рынке и не только сохранить рабочие места сотрудникам, но и выплатить бонус по итогам отчетного года (Relevant (важный)).

И еще раз:

«Увеличить на 1 млн. рублей объем прибыли во 2 квартале за счет увеличения числа клиентов и суммы среднего чека , это на 15% больше чем в 1 квартале, что позволит нам сохранять лидирующие позиции на рынке и не только сохранить рабочие места сотрудникам, но и выплатить бонус по итогам отчетного года.»

Пример 2

Правильная постановка цели должна звучать так:

«До 20 декабря текущего года для удобства и повышения лояльности клиентов обновить 3 раздела сайта компании:

1) в раздел «Контактная информация» добавить схему проезда к складу.

2) в раздел «Наша команда» добавить фотографии менеджеров.

3) в раздел «Акции и спец.предложения»- добавить информацию о новой бонусной программе. «

Пример 3

«Похудеть за 6 месяцев к 1 октября следующего года на 10 кг за счет :

1) контроля питания с диетологом (не более 1600 ККал в день).

2) посещения тренажерного зала 3 раза в неделю.

Для того чтобы вернуть спортивную форму и 15 октября принять участие в массовом забеге.»

Как видно, чем четче поставлена цель- тем легче получить необходимый результат.

Но стоит помнить, что даже грамотная постановка цели не заменяет ее исполнение.

Обучаем управленческим IT–профессиям — с оплачиваемой стажировкой, практикой и последующим трудоустройством