Начало данной науки было заложено в конце восьмидесятых годов. На тот момент сложились качественные предпосылки, обусловившие необходимость выделения данного вида менеджмента в отдельную дисциплину. Произошло стремительное развитие науки, повышение ее значимости на фоне такого же ускоренного развития процессов глобализации и открытости рынков. Эти факторы обусловили рост конкуренции и необходимость поиска новых конкурентных преимуществ. Общество было готово к данным процессам на фоне высокого уровня благосостояния. Так была выделена инновационная экономика (ее еще называют «экономика знаний») – это экономика, базирующаяся на готовности и непосредственном применении инноваций в человеческой жизнедеятельности.
Таким образом, инновационный менеджмент представляет из себя комплекс методов, позволяющих развить инновационный потенциал субъекта экономики.
Объектом менеджмента инноваций являются инновационные процессы, предметом – организация процесса от стадии их создания и до внедрения, а субъектом — как целая команда, так и один менеджер.
Главная задача менеджмента инноваций – это применение методов, направленных на внедрение и распространение инновации, а цель – само по себе внедрение и распространение инноваций.
Для формирования действенной системы менеджмента менеджер должен различать новшества, нововведения и инновации. Зачастую, путаница в этих понятиях приводит к финансовым потерям предприятий и нерешенности их проблем.
Новшество - это нечто новое (порядок, метод, изобретение и т.д.).
Нововведение — это новшество, которое используется.
Инновация – это усовершенствованное нововведение.
Отталкиваясь от этих определений также поясним, что инновация и инновационный процесс – это тоже разные вещи. Инновационный процесс – это комплекс научно – технических изменений, нацеленных на создание, освоение и распространением инноваций. То есть, по сути, это преобразование знания в инновацию. И здесь уже применяется инновационный менеджмент.
Из этого определяются функциональные среды инновационного менеджмента: научная (исследования, новые знания и технологии); организационная (оптимизация, реструктуризация, рационализация процессов на производстве); кадровая (повышение квалификационной составляющей персонала, работа с системой оплаты и стимулирования и прочее).
Менеджмент инноваций имеет следующие черты:
работа с уникальными научными и техническими процессами
системность, структурированность и многозадачность;
творчество в условиях необходимости верных ответов и применения самых подходящих методов;
гибкость
нестандартность и креативность мышления.