Обучение в LeadStartup
Управленческие профессии
LeadStartup
Получите бесплатно — все материалы с наших курсов
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR

Что такое корпоративный хакатон?

Корпоративный хакатон — это мероприятие внутри компании, на котором сотрудники из разных отделов и команд работают над новым продуктом или решают какую–то рабочую задачу за несколько часов или пару дней.

Нравится Что такое корпоративный хакатон?
6
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Как провести корпоративный хакатон?

Заранее продумать и составить план. Организовать встречу или сделать рассылку перед хакатоном, чтобы объяснить сотрудникам, что от них ждут и как все будет проходить.

Нравится Как провести корпоративный хакатон?
5
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Зачем проводить корпоративный хакатон?

Он отрывает сотрудников от привычной рутины и мотивирует их предлагать идеи, экстремально быстро их воплощать и презентовать.

Нравится Зачем проводить корпоративный хакатон?
2
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Корпоративный хакатон

Корпоративный хакатон — это мероприятие внутри компании, на котором сотрудники из разных отделов и команд работают над новым продуктом или решают какую–то рабочую задачу за несколько часов или пару дней.

Фото с хакатона в банке "Открытие"

Корпоративный хакатон отрывает сотрудников от привычной рутины: хакатон — это не работа. Мероприятие может не оплачиваться, это на усмотрение руководства. Отказаться от участия можно, и компания не должна за это наказывать. Сотрудники не работают над своими текущими задачами, а придумывают идеи по теме мероприятия. Например, сделать новую функцию для приложения, чтобы привлечь молодую аудиторию.

На хакатоне надо не только придумать, но и воплоить идею в жизнь, например, в формате прототипа. Сделать это нужно экстремально быстро — в этом смысл мероприятия: придумал — сделал.

На корпоративном хакатоне сотрудники могут сформировать кросс–функциональные команды, то есть из сотрудников разных отделов. В которых они обычно не работают. Бухгалтер, инженер, разработчик и дизайнер, например. Такой подход помогает смотреть на задачу с разных сторон, предлагать необычные решения.

Хакатон — это не работа, люди могут отказаться в нем участвовать и нельзя их заставлять. На хакатоне нужно придумать что–то новое и быстро сделать прототип. Люди сами собираются в команды, необязательно работать только со своим же отделом.

Нравится Корпоративный хакатон
7
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Зачем нужен корпоративный хакатон

Корпоративный хакатон нужен:

  • когда в компании наметился застой, нет свежих идей

  • сотрудники откровенно заскучали по творческим задачам

  • компания огромная, и в ней много крутых разработчиков

Руководство выделяет деньги на хакатон. Если смысл найти новые идеи, то компания рассчитывает, что из массы решений получит что–то стоящее. Над этим можно будет работать дальше и окупить затраты на хакатон во много раз. Если задача — расшевелить людей, то цель хакатона не дать им уволиться.

Не надо проводить хакатон ради хакатона, или потому что все так делают. Хакатон нужен, когда компании не хватает идей или сотрудники долго работают над рутинным проектам и скучают по творческим задачам. Хакатон вносит оживление в обыденную работу. Если у вас и так все живенько и активно, то не надо.

Нравится Зачем нужен корпоративный хакатон
7
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Как организовать корпоративный хакатон

Первый вариант: кинуть клич в Слэк: в пятницу с 18-00 до 6 утра субботы хакатоним. С нас — пицца и пиво, с вас — крутые идеи!

Риски: все придут, напьются пива. Придумают пару странных идей, запилят прототипы, которые вы никогда не будете использовать для нужд компании.

Вариант второй: заранее продумать и составить план. Организовать встречу или сделать рассылку перед хакатоном, чтобы объяснить сотрудникам, что от них ждут и как все будет проходить.

Риски: сотрудники скажут, что не хотят участвовать в хакатоне. Это повод отодвинуть хакатон на потом и поработать над их мотивацией 2.0. Либо задуматься, тех ли людей вы наняли в компанию.

Нравится Как организовать корпоративный хакатон
7
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Как спланировать корпоративный хакатон

  1. Составить список целей хакатона.

Разработать новый продукт, придумать фичу, решить проблему увольнений, проверить гипотезу. Плюс побочные цели: наладить общение сотрудников разных отделов, дать им поработать в смешанных командах: дизайнер, эйчар, тестировщик, разработчик.

  1. Выбрать ответственных организаторов.

Кто займется подготовкой мероприятия, кто сделает мерч, закупит подарки, испечет кексик, сделает рассылку и всех соберет. Еще организаторы отвечают за оборудование для хакатона, чтобы у всех команд были ноутбуки, переходники, место для презентации.

  1. Выбрать состав жюри.

Определить, кто войдет в жюри. Как они будут оценивать решения участников, по какой шкале.

  1. Организовать встречу перед хакатоном.

Это нужно, чтобы объяснить участникам, что будет происходить, узнать, как они настроены на участие, в какой день им удобно хакатонить, попросить набросать идеи по теме мероприятия. В компаниях с мотивированными сотрудниками, которые знают про хакатоны, вместо встречи можно провести голосование в рабочем чате.

Фото с корпоративного хакатона Майкрософт

Нравится Как спланировать корпоративный хакатон
8
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Как выбрать цели для корпоративного хакатона

Отталкивайтесь от задач и проблем компании. Классно сделать целью хакатона что–то творческое, типа новой фичи для приложения: разработчики креативят, сотрудники других отделов фонтанируют идеями и включаются в процесс. Если такие решения не нужны — возьмите другую цель.

Нет смысла проводить корпоративные хакатон только ради веселой тусовки. Нет творческих задач? Возьмите проблему. Например, увольняются разработчики, что можно с этим сделать. Или сложно привлекать новых пользователей в приложение, какие есть идеи? На хакатоне сотрудники должны предложить свои концепции для решения проблемы.

У хакатона должны быть правила, которые двигают всех к цели. Типа, хакатоним с 18 вечера до 6 утра. В 4 утра команда должна презентовать свое решение перед другими участниками и жюри.

Нравится Как выбрать цели для корпоративного хакатона
3
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Как выбрать организаторов корпоративного хакатона

Хорошо позвать в команду организаторов дизайнера, чтобы он помог с концепцией и воплощением. Заранее договоритесь, что 1-2 часа в день он сможет посвящать подготовке хакатона.

Зачем будет нужен дизайнер:

  • Нарисовать плакаты, иллюстрации, любые картинки к мероприятию

  • Помочь с декорациями для помещения, где пройдет хакатон

  • Продумать расстановку столов и рассадку участников и жюри

  • Сделать дизайн мерча с символикой хакатона.

Если компания большая, то к организации привлекают тех, кто не сможет участвовать в основной части. Кто–то занимается бутербродами, кто–то снимает видео о хакатоне и берет интервью у участников.

Нравится Как выбрать организаторов корпоративного хакатона
6
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Как выбрать жюри для корпоративного хакатона

В жюри зовите тех, кто принимает решения в компании. Хорошо, если это будет топ–менеджмент, SEO компании. Если хакатон задуман для решения конкретной задачи, обязательно позвать в жюри руководителя этого направления.

Организаторы вместе с жюри должны решить, как оценивать участников, как наградить победителей.

Нравится Как выбрать жюри для корпоративного хакатона
4
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Зачем встреча перед хакатоном

Встреча нужна:

  • Если хакатон проходит в первый раз

  • Компания крупная

  • Сотрудники не участвовали в хакатонах

  • Сложная тема.

На встреча организаторы отвечают на вопросы участников. Руководство смотрит на мотивацию.

Нравится Зачем встреча перед хакатоном
6
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Что дарить победителям хакатона

Подарки на корпоративном хакатоне не должны быть сильно дорогими. Например, если вы дарите лучшему решению или команде победителей билеты на Бали, то многие придут участвовать только ради них. Есть риск, что мероприятие превратится в гонку за призом, а не за лучшим решением задачи.

Для первых хакатонов выбирайте что–то недорогое и приятное. Сертификаты в магазин настольных игр, карты в фитнес–клуб и так далее. В будущем возьмите обратную связь у участников и скорректируйте призовой фонд.

Так кормят на корпоративном хакатоне в Ati.su, когда пица и роллы всем надоели

Нравится Что дарить победителям хакатона
7
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Кейс хакатон Ati.su

Ati.su — биржа грузоперевозок. В компании хакатоны стали частью внутренних процессов. Их там провели уже 7. Организаторы поделились своим опытом на VC. Здесь кратко перескажу их кейс.

Внутренние хакатоны в компании проходят по принципу — вырвать сотрудников из рутины и отправить их в сказку.

К организации привлекают дизайнера–добровольца. Он помогает придумать концепцию мероприятия и оценить силы. Например, для хакатона в стиле Андеграунд развесили в зале распечатанные работы Бэнкси. Дизайнер делает плакаты, листовки, тейбл–тенты, разрабатывает дизайн футболок для участников. Иногда создают сайт специально под хакатон. На нем размещают всю информацию, новости и публикуют идеи. Вокруг них формируются команды.

В компании остановились на хакатонах по 48 часов. Был опыт 4-х дневных хакатонов, но участники сильно уставали. В итоге решили, что это перебор. Начинают мероприятие после обеда в среду, заканчивают в пятницу. Все два дня участников кормят и поят.

После каждого хакатона участникам рассылают анкеты, в которых собирают обратную связь от участников, жюри и руководства. Этим занимаются организаторы. Каждый отзыв потом изучают, чтобы понять ошибки.

В компании довольны итогами корпоративных хакатонов. На одном из мероприятий появилась идея для приложения, которую потом докрутили и реализовали. Участники прокачивают навыки презентаций и переговоров.

Фото одной из команд с корпоративного хакатона Майкрософт

Нравится Кейс хакатон Ati.su
3
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Корпоративный хакатон Microsoft

Одни из крутейших корпоративных хакатонов проходят в Microsoft, на них собирается по 18 тысяч участников.

В доковидные времена команды хакатонили по четыре дня подряд и разрабатывали 2 тысячи новых проектов.

В Майкрософт делают ставку на социальные проекты и приглашают к участию некоммерческие организации. Их представители сидят с сотрудниками и вместе создают решения.

Так, на внутреннем хакатоне создали Seeing AI — приложение, которое рассказывает о мире вокруг пользователей с нарушениями зрения.

Придумали приложение Ability EyeGaze для управления компьютером с помощью движений глаз. Этот проект продолжился после хакатона и стал частью Windows 10.

Нравится Корпоративный хакатон Microsoft
4
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner
© 2024 LeadStartup
Все права защищены.
Первый шаг к сотрудничеству — неформальный разговор
Ответим вам в течение 5 минут
  • Переквалифицируем на «CPO», «Продакта» или «Agile–коуча»
  • Помогаем перейти из «поджатых» компаний в компании с крутой культурой
  • Прокачиваем управленческие «хард–скиллы» до стандартов международных компаний enterprise–сегмента
  • Работаем индивидуально 1–на–1