Кто такой менеджер по развитию бизнеса и чем он занимается?
Менеджером по развитию бизнеса называют специалиста, который занимается поиском новых возможностей для масштабизации и развития компании. Он изучает компанию и окружающую ее среду для того, чтобы выявить сильные и слабые стороны, а также аспекты, которые на нее влияют.
Перечислим основные обязанности менеджера по развитию бизнеса.
– Анализ рынка и трендов.
Менеджер по развитию бизнеса рассматривает рынок с точки зрения того, какие возможности он предоставляет и какие риски скрывает. Для этого изучаются законодательные и нормативные акты, конкуренты и их предложения, а также другие аспекты окружающей среды.
Особое внимание уделяется трендам. Они могут быть краткосрочными и долгосрочными. Если бизнес имеет достаточный уровень гибкости, то можно попробовать рискнуть и использовать оба варианта, чтобы получить прибыль. В противном случае потребуется время на то, чтобы внести изменения в процессы и адаптировать их под долгосрочные тренды.
Там, где одни видят ограничения, менеджер по развитию бизнеса может найти возможности и использовать их. В таком случае это даст компании конкурентные преимущества.
– Определение целевых клиентов.
В данном случае менеджер углубляется в понимание целевой аудитории бизнеса. То есть он составляет не только общий портрет, но и разделяет потребителей на отдельные сегменты. Это позволит грамотно управлять продажами и выстроить маркетинговую стратегию с учетом особенностей разных категорий покупателей.
Например, компания занимается производством входных и межкомнатных дверей. Они планируют увеличить свою долю на рынке, поэтому расширили ассортимент, добавив туда премиум–сектор. Разумеется, такая категория товаров подойдет не всем.
Задачей менеджера по развитию будет выделить подходящую аудиторию и продумать стратегию продвижения продукта именно для них. Возможно, потребуется открытие новых салонов, где будут продаваться двери только премиум–сектора. Также может понадобиться дополнительное обучение персонала.
– Установление партнерства.
В некоторых случаях может оказаться, что одной из слабых сторон является сырье, которое снижает качество выпускаемой продукции. Тогда менеджер по развитию бизнеса займется поиском новых деловых партнеров и поставщиков. Также он занимается поддержанием и развитием уже существующих бизнес–отношений. Таким образом, будут создаваться наиболее выгодные условия для бизнеса.
– Разработка и внедрение стратегий.
Текущая бизнес–стратегия может оказаться неэффективной. Соответственно, менеджер займется тем, что проанализирует альтернативные варианты и предложит наиболее подходящую стратегию для данного типа организации и ее рода деятельности.
Также он будет принимать участие в создании стратегий по продажам и маркетингу. Он будет следить за тем, чтобы выбранные мероприятия и инструменты соответствовали текущей цели бизнеса.
– Участие в переговорах.
Кроме того, менеджер по развитию бизнеса принимает участие в переговорах с текущими или потенциальными партнерами и клиентами компании. Он оценивает выгодность сделки и помогает выстроить коммуникацию между заинтересованными сторонами. Также он может выступать медиатором в конфликтных ситуациях и помогать достичь консенсуса.
– Мониторинг и оценка результатов.
Также в обязанности данного специалиста входит проведение мониторинга и оценки достигнутых результатов, а также составление отчета и представление его руководству бизнеса.
Анализ осуществляется на разных этапах достижения цели, чтобы была возможность вносить корректировку в стратегию. Критерии эффективности также устанавливаются менеджером в соответствии с поставленными ему задачами.
– Сбор и анализ данных.
Менеджер по развитию бизнеса обязан использовать различные аналитические инструменты для сбора и анализа информации, а также составления последующих отчетов. Это позволит ему ускорить процесс, структурировать собранные данные и визуализировать их. Кроме того, автоматизация данного процесса снизит вероятность возникновения ошибки из–за влияния человеческого фактора. Но такой риск все–равно существует.
Роль менеджера по развитию бизнеса в компании.
По сути, специалист по развитию бизнеса выступает в связующем звеном между руководством компании и различными его отделами. То есть он частично снимает полномочия с топ–менеджера и некоторую часть его ответственности. Разумеется, специалист обязан согласовывать свои действия с владельцами бизнеса, чтобы они могли оценить эффективность его решений и выделить на их реализацию необходимые ресурсы.
Главная цель специалиста по развитию бизнеса заключается в названии его профессии. То есть он должен приложить максимум усилий, чтобы привести компанию к эффективным результатам. Для этого ему необходимо оптимизировать внутренние и внешние процессы и взаимодействия.
Всего этого он может добиться с помощью различных инструментов и профессиональных знаний, которыми обязан обладать.
Какими профессиональными навыками должен обладать менеджер по развитию бизнеса?
Так как на плечи специалиста по развитию бизнеса возлагается большая ответственность, то чтобы ее оправдать, ему необходимо обладать разнообразными профессиональными навыками и знаниями. Ниже перечислим основные компетенции, которые помогут менеджеру успешно справляться со своими обязанностями.
1. Аналитические навыки.
Данная компетенция включает в себя множество умений – находить актуальную и достоверную информацию, которая соответствует поставленной задаче. Для этого можно использовать количественные и качественные методы, а также автоматизировать процесс с целью экономии времени.
– Анализировать данные удобнее всего с помощью специальных инструментов, которые могут структурировать и визуализировать в удобном формате. Также большую роль играет знание логики и умение выстраивать причинно–следственные связи. Кроме того, для принятия стратегически важных решений требуется выявлять значимые инсайты и тренды.
– В процессе анализа информации придется выдвигать гипотезы и проводить их тестирование, чтобы в конечном итоге выбрать наиболее приемлемый вариант.
– Специалист по развитию бизнеса должен обладать критическим мышлением, чтобы подвергать информацию сомнениям и делать выводы, исключительно полагаясь на факты. В некоторых случаях допустимо применение интуиции. Несмотря на то, что она больше носит эмоциональный характер, в основе своей она имеет полученный опыт и знания.
2. Навыки коммуникации.
Продвинутые навыки коммуникации играют важную роль в работе над развитием бизнеса. Это проявляется во множестве аспектов:
– Умение грамотно доносить свои мысли и идеи.
– Способность говорить с разными участниками бизнес–процессов на их языке. Это необходимо, чтобы договариваться или решать конфликты.
– Наличие компетенции проводить интервью, чтобы собирать данные для анализа и составления плана действий.
Грамотная речь, как письменная, так и устная, уже сама по себе располагает к себе, так как такой человек воспринимается остальными как интеллектуал, способный решить разного рода проблемы. То есть это, по сути, добавляет солидности.
3. Переговорные навыки.
Умение вести переговоры также важный коммуникативный навык. Его можно отделить, так как это не просто умение найти общий язык с клиентами или партнерами. Это способность быстро анализировать ситуацию и только что полученные данные для того, чтобы иметь возможность тут же использовать их себе на пользу. То есть добиваться более выгодных условий для бизнеса или успешно решать какие–то конфликтные ситуации, не доведя их до суда.
Внутри компании специалист по развитию бизнеса является одним из управляющих, который старается добиться более эффективных показателей. Но за ее пределами он представительское лицо, способное расположить к себе оппонентов, преодолевать их возражения и т.д.
Креативное мышление для специалистов по развитию бизнеса является огромным преимуществом. Чтобы создать по–настоящему успешную стратегию развития, придется придумать что–то оригинальное, так как это даст конкурентное преимущество на рынке.
Также творческое мышление позволит находить нетривиальные решения для сложных задач. Например, находить уникальное свойство продуктов или придумывать услуги, которые позволят выделиться среди конкурентов.
Также креативный подход может помочь при работе с клиентами и партнерами. Менеджер может придумать наиболее эффективные аргументы, чтобы добиться более выгодных условий для компании.
5. Навыки управления проектами.
Управленческие навыки являются одними из самых важных для специалиста по развитию бизнеса. Если он имел опыт управления проектами, то это огромный плюс, так как это сложный процесс, как правило, рассчитанный на долгий период.
То есть менеджер по развитию бизнеса должен:
– Иметь навыки планирования.
– Грамотно распределять нагрузку и ответственность между участниками бизнес–процессов.
– Организовывать процессы.
– Проводить контроль выполнения задач и оценивать их эффективность.
6. Знание маркетинга и продаж.
Понимание принципов продаж и маркетинга позволит лучше понимать потребности и возможности бизнеса. На основе этих знаний можно выбрать наиболее подходящую стратегию продвижения бренда, его продукции или услуг на рынке.
То есть менеджер по развитию бизнеса должен понимать, какие маркетинговые и рекламные инструменты наиболее эффективны, какие каналы коммуникации позволят охватить нужную целевую аудиторию и донести им свое предложение. Безусловно, важно понимать самих потребителей и их модели поведения, а также существенную разницу между разными сегментами ЦА.
Также это позволит разработать индивидуальные предложения, что повысит вероятность совершения покупки, а это в свою очередь приведет к росту прибыли.
7. Техническая грамотность.
Современные инструменты являются главными помощниками для специалиста по развитию бизнеса, поэтому важно знать об актуальных решениях и умело ими пользоваться. Это позволит ускорить процесс модернизации и роста, а также повысить личную эффективность менеджера.
Сюда можно отнести облачные решения, CRM–системы, аналитические программы и прочие маркетинговые инструменты.
В целом, менеджер по развитию бизнеса должен иметь образование в сфере бизнеса и экономики, чтобы лучше понимать процессы и взаимосвязи между ними. Дополнительное образование можно получить в сфере менеджмента, аналитики данных, маркетинга и стратегического управления.
Не менее важную роль играет опыт. Его можно получить на стажировках или занимая аналогичные руководящие должности. Полезным будет и участие в различных бизнес–мероприятиях и конкурсах, чтобы выстраивать связи с различными специалистами.
Менеджер по развитию бизнеса должен постоянно совершенствовать свои навыки, чтобы применять актуальные знания и инструменты в работе. Это позволит ему не только добиваться более эффективных результатов в личном плане, но и быть востребованным как профессионал.
Какими личностными характеристиками должен обладать менеджер по развитию бизнеса?
Уровень soft skill также может многое рассказать о квалификации менеджера по развитию бизнеса. Каждый человек является не только профессионалом, но и личностью. В совокупности оба фактора и дают представление о том, насколько эффективными будут действия данного специалиста.
Ниже рассмотрим ключевые личностные характеристики, которые указывают на уровень подготовленности менеджера по развитию бизнеса.
1. Инициативность и лидерство.
Менеджер занимает руководящую должность, потому что он управляет процессами для достижения наиболее эффективных результатов. Поэтому для него важны такие характеристики, как инициативность и лидерство.
Своим примером он должен вдохновлять остальных участников бизнес–процессов на внедрение изменений и оптимизацию процессов. Без их поддержки его действия не дадут должных результатов.
Менеджер по развитию бизнеса взаимодействует с разными участниками, из разных подразделений. Он должен умело доносить им свои идеи, делиться собственным мнением и получать обратную связь. В этом случае со стороны персонала будет больше доверия, а значит, они также будут не бояться проявлять инициативу и предлагать свои варианты улучшений.
2. Адаптивность.
Быстрая реакция и гибкость позволят менеджеру адаптироваться под изменения на рынке и новым запросам потребителей. Также эти качества помогут ему в короткий срок освоить современные технологии и практики, необходимые для достижения эффективных результатов в рамках развития бизнеса.
Адаптивность будет полезна как для работы в организации, так и в личном плане. Она позволяет не только легко находить решения на возникающие препятствия, но и грамотно взаимодействовать с разными участниками бизнес–процессов.
3. Настойчивость.
Процесс развития бизнеса является непростым и может потребовать много времени. Поэтому менеджер должен обладать особым упорством, чтобы доводить свое дело до конца и уметь отстаивать свою точку зрения перед вышестоящим руководством, если уверен в эффективности принятых решений.
На пути достижения целей специалист будет сталкиваться с различными трудностями, такими как отказы инвесторов или партнеров, либо изменения условий на рынке. Но твердость характера и эмоциональная стабильность позволяют не только пережить эти сложные времена самостоятельно, но и продолжать выполнять управляющие функции.
4. Эмпатия.
Развитая эмпатия дает возможность лучше распознавать потребности клиентов и целевой аудитории. Менеджер может представлять себя на их месте.
Также благодаря этому он может выстраивать доверительные отношения с руководством, подчиненными, а также партнерами и поставщиками. Эмпатия позволяет находить общий язык и интересы, а также регулировать конфликтные ситуации. Все это является основой для добычи наиболее выгодных условий для бизнеса.
5. Стратегическое мышление.
Получение моментальной выгоды, конечно, не помешает бизнесу, но не обеспечивает ему стабильность. Поэтому менеджер должен обладать стратегическим мышлением, чтобы предугадывать развитие событий в ближайшем будущем и грамотно формулировать долгосрочные цели. В этом случае план действий по улучшению бизнеса будет содержать мероприятия на привлечение и расширение клиентской базы и обеспечение постоянной прибыли.
6. Командный дух.
Специалист по развитию бизнеса является командным игроком. В его обязанности входит управление персоналом для достижения поставленных целей. Он ищет подход к каждому участнику бизнес–процессов, чтобы объединить их для одного дела. Он заботится о том, чтобы специалисты разных подразделений по максимуму были вовлечены в процесс достижения поставленных задач. Это позволит быстрее достичь ожидаемых результатов.
7. Уверенность в себе.
Неуверенный в себе менеджер не сможет стать харизматичным лидером и убедить руководителей и персонал, а уж тем более клиентов и партнеров в эффективности своих идей и решений.
Поэтому ему необходимо работать над своими ораторскими навыками, а также развивать навыки убеждения. Это поможет ему договариваться с разными участниками бизнес–процессов более эффективно.
8. Открытость к мнению других.
Менеджер должен быть открыт к мнению окружающих, будь то руководитель компании или специалист одного из подразделений. Они могут рассказать о своем видении бизнес–процессов со своей профессиональной точки зрения, а также об ожиданиях от реализации новой стратегии развития.
Мнение менеджера не является единственно верным, особенно на ранних этапах. Поэтому он может столкнуться с критикой, к которой должен относиться стойко и с пониманием. Если ему есть что возразить, то необходимо донести свою точку зрения корректно, без перехода на личности и с приведением аргументов.
Важно уважительно относиться ко всем участникам бизнес–процессов, независимо от их статуса.
Благодаря этим личностным характеристикам, профессионализму и опыту, менеджер по развитию бизнесам может эффективно достигать поставленных целей.