LeadStartup
Получите бесплатно — все материалы с наших курсов
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Виктория Щепина
Виктория Щепина
Продакт–менеджер

Ключевые роли в команде: их определение, значение и способы разделения обязанностей. Узнайте, как правильно распределить роли для повышения эффективности.

Роли в команде помогают распределить задачи, определить кто будет генератором идей, и проявлять лидерские качества в проекте или бизнесе
Воркшоп "Роли Продакт-менеджера и Скрам-мастер в Цифровой Трансформации"

Что такое команда и зачем она нужна?

Команда – группа людей, которые объединились для достижения общей цели и решения задач. Они создаются в различных сферах деятельности: спорт, образование или бизнес. Благодаря разнообразному опыту, навыкам и знаниям, команда может добиваться эффективных результатов за более короткие сроки.

Индивидуальный специалист может иметь высокую квалификацию, но не все виды работ можно выполнить в одиночку. Поэтому компании формируют команды, которые имеют большую производительность. Каждый из участников коллектива может привносить свои уникальные навыки и экспертизу в рабочий процесс в рамках работы в организации или на проекте. Благодаря этому удается решать большее количество задач с наименьшими трудозатратами, потому что нагрузка распределена равномерно в соответствии с квалификацией людей.

Так же команда формирует и развивает коллективный интеллект. Гораздо проще генерировать новые идеи, когда рядом есть люди с разными знаниями и опытом. Вместе они могут преодолевать проблемы, находить инновационные решения, что повышает ценность их работы. Кроме того, с моральной точки зрения, когда ответственность распределена между всеми членами команды, то индивидуальный уровень мотивации не будет снижаться.

Помимо этого, внутри коллектива происходит обмен знаниями и опытом, что способствует развитию, как всей группы, так и каждого участника по отдельности. Это, в свою очередь, может положительно отразиться на качестве работы и конечных результатах.

Пример:

Для работы над программным продуктом была сформирована новая команда. В нее вошли: владелец продукта, архитектор, дизайнер, разработчики и тестировщики. Каждый из участников проекта внес свой вклад в разработку продукта. Совместными усилиями они создали инновационный продукт, который соответствует запросам заказчика и требованиям рынка.

Команда позволяет объединить людей с разными навыками и знаниями для достижения общих целей. Это дает возможность выстраивать эффективный процесс, где будут учтены различные аспекты. В отличие от индивидуальной работы, коллективная позволяет равномерно распределить нагрузку и ответственность, что сокращает риски переработки и влияния человеческого фактора.

Какие бывают командные роли в проекте и как их распределить?

Чтобы работа команды строилась эффективно, важно грамотное распределение ролей в соответствии с квалификацией специалиста. Это повышает вероятность того, что выполнением задачи будет заниматься человек, который понимает, что требуется для достижения цели. Каждый член группы вносит свой вклад в решение проблем и улучшения качества продукта.

Ключевым фактором для успешного выполнения проекта является правильное распределение командных ролей. То есть стоит обратить внимание, как на профессиональные навыки, так и на личностные. Последние играют большую роль при взаимодействии с командой. Для любого специалиста важно уметь выстраивать открытую и доверительную коммуникацию со своими коллегами, потому что они заняты общим делом.

При формировании команды набор ролей может отличаться в зависимости от целей организации, сложности проекта, специфики отрасли и т.д. Ниже рассмотрим некоторые возможные варианты. Для примера возьмем IT–сферу.

1. Руководитель проекта.

Во главе команды находится руководитель проекта, который отвечает за планирование, координацию и контроль выполнения задач. Кроме того, он помогает выстраивать коммуникацию, как с заказчиком, так и внутри коллектива. Так же он занимается решением конфликтов и проблем, которые мешают процессу разработки. В гибкой системе управления проектами это место может занимать владелец продукта, который ко всему прочему, отвечает за определение требований к продукту.

2. Аналитик.

Аналитик является по сути правой рукой руководителя или владельца продукта. Он также принимает участие в определении требований к продукту. Также он занимается сбором информации и определением потребностей заказчика, пользователя или конечного потребителя. Эти данные помогут наиболее точно определить цели и задачи разработки. Что понадобится при составлении плана работ над проектом.

3. Разработчик.

Разработчики занимаются созданием ПО или других продуктов, которые запланированы в рамках проекта. Их задача – сделать такой программный продукт, который будет соответствовать всем требованиям заказчика, пользователей и окружающей среды.

4. Тестировщик.

Тестировщики занимаются проверкой работоспособности разрабатываемого продукта. Они выявляют ошибки и узкие места ПО, которые требуют исправлений и улучшений. Благодаря им удается повысить эффективность работы и качество продукта. В гибкой системе управления проектом они проводят проверку на каждом этапе разработки, а не в самом конце.

5. Дизайнер.

Дизайнеры отвечают за визуальное представление продукта. Это и разработка концепции, и полная проработка деталей всех составляющих, включая интерфейс, графические элементы и прочее. В основном они работают на начальных этапах проекта, так как необходимо продемонстрировать заказчику внешний вид будущего продукта. Иногда, когда в процессе работы возникают новые требования, дизайнер вновь может подключиться к работе, чтобы внести изменения в макет.

6. Менеджер проекта.

Ещё одна не менее важная роль, которая отвечает за планирование ресурсов и управление бюджетом. Также он осуществляет контроль выполнения проекта в соответствии со всеми требованиями и с соблюдением сроков. Он выступает посредником между командой и заказчиком и в полной мере отвечает за качество продукта.

Помимо этого, в ИТ–сфере команда может иметь таких специалистов, как архитекторы, верстальщики, контент–менеджеры и маркетологи. Состав очень вариативный и зависит от множества факторов.

Ответим, почему важно правильно распределить командные роли в проекте.

Эффективность работы.

Специфика каждой отдельно взятой роли в команде заключается в том, что специалист обладает определенным набором знаний и навыков, которого нет у других. Все участники проекта вносят свой вклад в работу, что повышает ее эффективность. Кроме того, улучшается качество разрабатываемого продукта.

Распределение ответственности.

В команде каждый специалист знает свою роль и обязанности, которые ему предстоит выполнять для достижения целей проекта. Таким образом удается добиться распределения ответственности, что способствует более четкому контролю над процессами. Помимо этого, это дает возможность избежать дублирования работы и конфликтов на этой почве. Также это снижает уровень трудозатрат и нагрузки на коллектив, что позволяет создать здоровую рабочую атмосферу.

Улучшение координации.

В случае, если все роли в проекте были распределены верно, улучшается координация работы между участниками команды. Снижается риск возникновения конфликтов и повышается уровень эффективности.

Если команда сформирована верно, то это позволит избежать затруднений в процессе разработки, а также положительно отразится на качестве продукта.

Как определить оптимальный набор ролей в команде для успешного выполнения проекта?

Определение оптимального набора ролей важно для эффективной работы по двум причинам. Во–первых, если количество участников проекта слишком большое, то это может привести к росту издержек. Во–вторых, если команда наоборот недостаточно укомплектована, то на одного сотрудника возлагается слишком большая ответственность и нагрузка. Это в свою очередь негативно отразится на производительности и качестве продукта.

Среди основных методов определения оптимального количества членов команды является анализ задач, которые им предстоит выполнить. Каждая из них требует наличие определенных навыков и экспертизы. В некоторых случаях, их может иметь один специалист, исполняющий сразу две или три роли в проекте. Это позволит сэкономить бюджет, но возникает риск возникновения ошибок из–за высокой нагрузки сотрудника. Когда все задачи распределены равномерно, с учетом опыта, знаний и квалификации, это повышает уровень производительности и качества продукта.

Ещё одним методом поиска оптимального количества ролей в команде можно назвать метод "расширенного коллективного разума". По сути это коллективное распределение обязанностей и области ответственности в проекте. Участники самостоятельно определяют для себя роль в соответствии со своими возможностями, знаниями и навыками. В этом случае каждый член команды получает возможность высказаться и предложить свою точку зрения с учетом собственного опыта.

Компетенционная матрица дает возможность разработать критерии, по которым будет осуществляться набор команды. Для этого в начале разрабатывается матрица, которая содержит информацию по необходимым навыкам и компетенциям для каждой роли в команде. На ее основе оценивается уровень компетенций каждого члена команды или предполагаемых кандидатов на эту должность. С учетом сильных сторон и специализации каждого члена команды, происходит определение оптимального набора ролей.

Пример:

Для того, чтобы реализовать проект по разработке программного обеспечения, требуется набор различных навыков. Среди них такие, как программирование, тестирование, дизайн, маркетинг и управление проектом. Тогда оптимальным набором ролей будет такой состав:

Разработчики – пишут код и реализуют функционал программы. Они же несут ответственность за качество продукта и исправление ошибок. От них в первую очередь зависит работоспособность программного обеспечения.

Тестировщики – осуществляют проверку продукта на всех этапах разработки, чтобы выявлять ошибки и передавать эту информацию обратно в отдел разработки. Они контролируют качество после того, как код написан. Благодаря им удается улучшить продукт и сделать его более производительным.

Дизайнер – создает концепцию будущего продукта от пользовательского интерфейса до внешнего вида программного обеспечения. Не всегда может быть штатным сотрудником компании, но всегда будет входить в состав команды по разработке ПО.

Менеджер проекта – осуществляет координацию работы команды, определяет требования к продукту, устанавливает сроки выполнения задач и их приоритизацию, а также контролирует прогресс.

Благодаря оптимальному набору ролей в проекте удается эффективно использовать ресурсы каждого члена команды и достигать успешных результатов. Для работы используются различные навыки разных специалистов, которые позволяют создавать качественный продукт.