Кто такой руководитель digital-продукта
Руководитель digital–продукта координирует работу отдельных членов команды, контролирует процесс создания продукта и его жизненный цикл. Он обеспечивает эффективное взаимодействие между отделами и контролирует качество выполнения задач отдельными сотрудниками.
Руководитель digital–продукта взаимодействует с другими отделами следующим образом:
Разработка стратегии. Руководитель digital–продукта работает с отделом маркетинга и контролирует анализ рынка. Он вырабатывает стратегию развития продукта и его продвижения на основе запросов пользователей и изменений рынка.
Управление проектом. Руководитель продукта должен контролировать процесс его разработки. Для этого он сотрудничает с отделом разработки и определяет, каким требованиям должен соответствовать продукт и каким образом он должен работать. Руководитель digital–продукта следит за прогрессом выполнения работы, координирует команду.
Тестирование продуктов. После завершения разработки продукта важно его протестировать и определить все недоработки и недостатки. После определения всех минусов продукта руководитель анализирует данные, собирает обратную связь и принимает решение о внесении дополнительных улучшений или изменений.
Запуск продукта. После завершения непосредственной разработки и тестирования руководитель digital–продукта определяет целевую аудиторию и сотрудничает с отделом маркетинга для того, чтобы создать правильное позиционирование продукта на рынке.
Какие навыки необходимы для руководителя digital-продукта
Руководитель digital–продукта должен обладать следующими навыками:
Знание технологий. Руководитель digital–продукта должен знать, какие современные тренды играют важную роль в сфере вашего производства. Он должен уметь применять последние технологии и понимать, как именно они улучшают пользовательский опыт.
Умение работать с данными. Так как руководитель digital–проектов много работает с различными отчетами и данными, он должен уметь быстро и без ошибок проводить их анализы и делать выводы, которые впоследствии приведут к взвешенным решениям по продукту.
Умение принимать решения. Руководитель проектов должен быть способен принимать решения об изменении продукта или его позиционирования на рынке, основываясь на существующих данных и их аналитике.
Навыки общения. Руководитель должен уметь общаться с командой и координировать работу разработчиков, дизайнеров и других заинтересованных лиц для оптимизации выполнения задач.
Какие задачи решает руководитель digital-продукта
Задачи руководителя digital–продукта включают следующие обязательства:
Анализ данных. Одной из важнейших задач руководителя является анализ информации, который позволяет принимать осознанные решения. Анализ отдельных метрик и показателей позволяет установить, какие именно требования выдвигают пользователи к продукту и какие функции для них являются наиболее важными. Анализ также позволяет определить, насколько эффективно продукт удовлетворяет запросы клиентов.
Управление командой. Управление командой предполагает определение приоритетов в работе отдельных сотрудников, распределение ресурсов и контроль выполнения задач. Руководитель digital–проектов также отслеживает, соблюдаются ли сроки выполнения проекта и выявляет риски, проблемы и задержки.
Стратегическое планирование. В процессе работы над продуктом руководитель разрабатывает стратегию его развития, целевую аудиторию и преимущества в сравнении с продуктами конкурентов. Он также определяет те требования, которым должен соответствовать продукт, и контролирует его качество.
Как организовать работу digital-продукта
Для организации работы digital–продукта и его продвижения важно понимать, кто именно является целевой аудитории, и уметь продвигать продукт среди клиентов. Существует следующий способ определения правильной маркетинговой стратегии:
Определение целевой аудитории. Перед тем, как выпускать продукт на рынок и организовывать его работу, важно определить, для каких пользователей он будет полезен. Это помогает разработать грамотную маркетинговую стратегию и более эффективно расходовать рекламный бюджет.
Создание УТП. Любой продукт на рынке должен иметь уникальные черты, которые будут выделять его среди конкурентов. В итоговой программе или приложении может быть особая функция, которой нет у конкурентов, повышенная производительность или более удобный дизайн.
Использование социальных сетей. При продвижении продукта важно использовать социальные сети, активно вести группы компании и показывать пользователям ваши преимущества. Рекламные возможности социальных сетей нельзя недооценивать, ведь именно там можно найти новых клиентов и привлечь целевую аудиторию.
Работа с блогерами. Демонстрировать ваш продукт можно также через блогеров и инфлюенсеров. Это помогает увеличить его узнаваемость и расширить целевую аудиторию. Важно выбирать тех блогеров, аудитория которых подходит под характеристики ваших потенциальных клиентов, и разрабатывать рекламные интеграции таким образом, чтобы преимущества продукта были очевидны, а самой рекламе хотелось доверять.
Как довести продукт до релиза
Чтобы довести продукт до релиза, важно не только создать качественное ПО или приложение, но и протестировать его. Во время тестирования необходимо использовать не только помощь профессиональных тестировщиков, но и реальных пользователей. Собирать мнения пользователей можно также уже после выпуска продукта на рынок, поскольку она позволяет узнать реальные отзывы о вашем продукте и понять, что именно нужно изменить или доработать для улучшения пользовательского опыта.
Без обратной связи невозможно понять, как именно нужно доработать и улучшить продукт. Благодаря мнениям пользователей разработчики понимают, каким именно образом нужно изменить программу или приложение, дизайнеры дорабатывают его внешний вид, а руководитель digital–проектов отслеживает и корректирует стратегию развития компании.
Чтобы собрать обратную связь от пользователей, можно использовать следующие методы:
Бета–тестирование. Перед выпуском обновлений можно открыть доступ к бета–версии обновленного продукта отдельной группе пользователей. Это позволяет заранее собрать мнения и отзывы и дополнительно улучшить приложение или сайт до официального выпуска обновления.
Анкетирование. Собрать мнение пользователей продукта можно также с помощью опросов или анкеты. В них можно добавить вопросы, связанные с удобством приложения или сайта, его функциональностью, дизайном.
Обратная связь внутри приложения. Внутри приложения или на сайте можно разместить форму обратной связи, которая позволит пользователям делиться своим мнением, не переставая пользоваться ресурсом.
Исследование отзывов. Пользователи могут размещать свое мнение на специальных платформах–отзовиках или в социальных сетях. Важно отслеживать их и вовремя исправлять те ошибки в приложении или на сайте, которые нашли пользователи.
Как оценить эффективность продукта
Одним из вариантов оценки качества продукта становится тестирование. Его можно проводить с привлечением профессиональных тестировщиков сайтов или приложений, а также через работу с обычными пользователями ресурса. Одним из вариантов тестирования, которое поможет оценить эффективность продукта и при необходимости его доработать, становится A/B–тест.
A/B–тест предполагает сравнение двух версий продукта, существующей и гипотетической. Это помогает оценить эффективность предполагаемых изменений и реакцию пользователей на них. Для проведения такого тестирования важно подготовить два или более вариантов продукта и собрать фокус–группу пользователей, которые и станут тестировщиками.
Во время тестирования необходимо разделить пользователей на контрольную и экспериментальную группы. Контрольная группа клиентов будет использовать уже существующий продукт, в то время как экспериментальные группы смогут протестировать новые версии.
Перед началом тестирования важно предложить гипотезы, которые будут проверяться во время тестирования. Например, одной из гипотез может стать предположение, что изменение дизайна сайта повысит конверсию. Все существующие гипотезы важно записать, чтобы впоследствии собрать соответствующие данные по итогам тестирования и проанализировать их.
После внедрения новой версии продукта для ее тестирования важно контролировать то, как именно пользователи взаимодействуют с ней и насколько изменяются отдельные метрики, такие как конверсия, средний чек, время, проведенное клиентом на сайте или в приложении. A/B–тест требует довольно длительного времени на проведение.
После проведения тестов важно собрать все данные и провести их полный анализ. На основе данных важно выработать те решения, которые впоследствии приведут к обоснованным изменениям продукта.
Как подготовить бизнес-план для digital-продукта
Бизнес–план digital–продукта важен для его развития и продвижения. Он помогает оценить бюджет проекта, определить стратегические цели и путь развития, выбрать правильную маркетинговую стратегию. Готовится бизнес–план следующим образом:
Определение стратегии и целей. При разработке бизнес–плана важно в первую очередь определить стратегию разработки продукта и цели, которых должен достигнуть проект. Важно перед его началом понять, какие именно проблемы пользователей он должен решать и как именно он будет приносить доход компании.
Оценка ресурсов. Перед началом проекта важно также продумать бюджет, который необходим для разработки digital–продукта и его продвижения. В бюджет важно заложить затраты на разработку и маркетинговую кампанию. Необходимо также учитывать необходимость обновления сайта или приложения после его выхода на рынок.
Определение ролей в команде. Перед началом продукта важно определить и описать в бизнес–плане роли отдельных членов команды. Необходимо четко указать структуру команды и распределение обязанностей, потому что это поможет в дальнейшем выстроить правильную коммуникацию между сотрудниками и контролировать выполнение работы.
Описание финансовых особенностей и стратегии проекта в бизнес–плане помогает структурировать работу и заранее просчитать те риски, которые могут возникнуть во время работы команды. Это помогает минимизировать потенциальные сложности или разработать пути их быстрого решения.
Часто задают вопрос: "Кто в компаниях обычно отвечает за ________".
Ответ. Обычно кто угодно или никто.
Пример. CJM. Кто его формирует? Тут важно и от кого пришел запрос или кто внедрение инструмента инициировал.
Собственно если спустили свыше, то всем обычно просто пофигу и каждый по камешку начинает что–то подпиливать, лишь бы никто не ругал и была возможность красиво отчитаться.
А если сам принес, то и парься с этим сам. Только вот гарантии, что кто–то тебе поможет или поддержит нет ровно никакой.
Еще есть вариант, что так уже регламентировано до вас. Ну тут просто следуем регламенту и не паримся.
Что в остатке? Нет никаких правил. Как в бойцовских фильмах с Ван Даммом.
Только обычно выглядит процесс работы с инструментом не как фильм с Ван Даммом, а как участие Дональда Трампа в рестлинг–шоу или драках на пресс–конференциях поп–мма промоушенов на Youtube.
Т.е. суета, кипишь и грязь.
Есть ли в итоге чистый вариант? Да.
Если вы прям вот Product Owner от слова Owner. Вы король продукта. Вы его владелец. И если вы какую–то практику принесли, то после кик–оффа она встает в процессный пул и начинает использоваться на регулярной основе.
Сказка? Ну почти.
Как сделать так, чтобы было ок? Расскажем сегодня на воркшопе по лидерству в 20:00 мск.
Воркшоп для обладателей Единого доступа.