Получите все материалы с наших курсов — бесплатно
Что Такое Burn Rate 🌋 и Cash Runway 💸 и Как Его Посчитать
Что Такое Burn Rate 🌋 и Cash Runway 💸 и Как Его Посчитать
Что Такое Burn Rate 🌋 и Cash Runway 💸 и Как Его Посчитать
Ответим в течение 30 минут — contact@leadstartup.ru
+7 495 150 42 63 — с 8:00 до 21:00 МСК

Все, что вам нужно знать о Burn rate 🌋 и Cash runway 💸

4 950 рублей
Скидка -80% (ранний доступ)
127 тренингов
25 курсов
Пожизненный доступ
Покажете всем, что успели сделать за спринт и проведете ревью спринта

Burn rate — это метрика, которая описывает скорость, с которой компания тратит свои финансовые резервы.

25 отзывов, в среднем 5 из 5

Что такое Burn rate?

Burn rate — это метрика, которая описывает скорость, с которой компания тратит свои финансовые резервы.

Исходя из чего обычно рассчитывается Burn rate?

Burn rate обычно рассчитывается исходя из суммы денежных средств, которые компания тратит за месяц.

Что, если показатель Burn rate очень высокий?

Высокий показатель Burn rate означает, что компания тратит свои финансовые ресурсы слишком быстро, что может привести к срочному поиску новых инвесторов или даже к банкротству.

Burn rate

Burn rate – один из важнейших показателей для начинающих (и не только) компаний. Он показывает, сколько времени у них есть на то, чтобы стать прибыльными. Для отслеживания этого времени существуют финансовые аналитики, которые вычисляют Burn rate показатель, оценивают бизнес–план и решают, оправдана ли такая скорость сгорания денежного резерва.

Burn rate —  это метрика, которая показывает сколько денег компания в среднем тратит каждый месяц, какие несет убытки.

На ранних стадиях 9 из 10 стартапов  не могут генерировать прибыль, потому что все их силы направлены на расширение клиентской базы и совершенствование  продукта. Инвесторы оценивают эффективность таких компаний в том числе на основе burn rate. Метрика показывает им, как быстро стартап теряет деньги.

Burn rate может быть валовым и чистым.

burn rate

Получите доступ к нашему Google–диску
Скачать модель

Что такое Burn rate

Burn rate (сам термин не принято переводить, но если очень хочется, то на русском это означает «скорость сгорания») – это показатель, который отображает скорость траты денежных резервов. Еще это называется отрицательным денежным потоком или динамикой расходной части бюджета.

Но почему же этот показатель так важен. Считается, что около 80% стартапов прогорают из–за того, что не держат высокий уровень компетентности в вопросах финансов, а именно – игнорируют вопрос денежных потоков. Суть в том, что понимание хотя бы основных принципов работы и смысла показателя Burn rate, является ключом к планированию стратегий улучшения и дальнейших действий компании. В то время как игнорирование этого показателя может навредить молодым стартапам, у которых пока еще нет большой прибыли.

Как рассчитать Burn rate

Чтобы рассчитать показатель Burn rate, вам нужно сначала выбрать определенный период времени, в рамках которого вы будете вести подсчеты, обычно месяц и больше. Затем вы берете сумму, которая была в вашем денежном резерве на начало выбранного периода, вычитаете из нее сумму, которая осталась в конце этого периода и делите полученное число на количество месяцев, которые затрагивает этот временной промежуток. Возможно звучит сложновато и грузно, поэтому вот сокращенный вариант, а именно формула:

burn rate

Например, если вы хотите посчитать ежемесячный показатель за квартал, вам нужно будет из суммы, которая у вас была на начало квартала (х), вычесть сумму, которая осталась в конце этого квартала (у), а затем поделить полученное число на 3 (количество месяцев в квартале) – t в нашей формуле.

К тому же с помощью Burn rate, у вас получится высчитать сколько месяцев ваш бизнес может работать с существующими денежными резервами. Для этого вам понадобится формула Cash Runway: сумма текущего денежного резерва делится на сумму–результат подсчетов показателя Burn rate.

 cash runway

Как это выглядит? Представьте, что у вашей компании есть денежные резервы в размере, например, 200 000 долларов США (неплохо), а средний показатель ваших расходов равен 50 000 долларов в месяц. Тогда с помощью нехитрых подсчетов (200 000 делим на 50 000) можно выяснить, что вы исчерпаете этот резерв за 4 месяца.

Есть несколько факторов, которые влияют на показатель скорости горения:

  • Рынок;
  • ваша стратегия общего экономического развития;
  • возможнось вашей компании поддерживать определенный денежный резерв, согласно этой стратегии;
  • возможность сохранять стабильность какое–то время, есть что–то пойдет не так.

В идеале оптимальный показатель Burn rate не должен быть выше 8-9% от общего бюджета. А Cash runway – около 12 месяцев. Это связано с тем, что если компания будет ежемесячно терять деньги, но продолжать стабильно работать хотя бы год, то с такими показателями ей хватит времени, чтобы сбалансировать бюджет и найти новые источники дохода. Низкая скорость сгорания также позволяет бизнесу быть более гибким, реагировать на резкие изменения рынка и переживать кризисы без больших потерь.

Как это работает

Это один из самых простых способов определить, является ли ваш бизнес надежным в плане самообеспечения. Если показатель получается положительным, значит, вы расходуете больше денег, чем получаете. В таком случае, возможно, вам следует изменить бизнес–стратегию: либо сократить расходы, либо увеличить доходы.

Кроме того, вы можете сравнить уровень ваших расходов с общим количеством средств, чтобы составить свой график прибыли. Ведь если вы не исправите значение показателя Burn rate до того, как эти финансы закончатся, вам придется объявить себя банкротом или в срочном порядке искать новые источники получения прибыли (ссуда, спонсоры и т.п.).

Однако не забывайте, что инвесторы тоже обращают внимание на показатель Burn rate вашей компании. Зачастую они сравнивают его с бизнес–планом, чтобы увидеть, есть ли у бизнеса шансы стать прибыльным. И даже после инвестирования в компанию, они могут подолжать наблюдать за значениями этого показателя, чтобы отслеживать прогресс. И если Burn rate ухудшается, а не улучшается, инвесторы скорее всего захотят узнать, почему компания продолжает терять финансы.

Как уменьшить Burn rate

Показатель Burn rate может оказывать огромное влияние практически на любую сферу вашего бизнеса. Поэтому если этот показатель завышен, стоит приложить максимум усилий, чтобы исправить ситуацию. Есть несколько вариантов, как это можно сделать:

  • Сделайте уклон на основные сферы вашего бизнеса. Нужно признать, что если вы не огромная корпорация (хотя, иногда даже им это не по силам), то не стоит пытаться угодить абсолютно всем. Разнообразие услуг, предложений и продуктов – это хорошо, но не всегда выгодно. Выделив ряд основных ваших услуг и продукции, которые пользуются большим спросом на рынке, вы сможете добиться нужной эффективности и сократить расходы, а значит и понизить Burn rate.
  • Уберите лишние расходы. Конечно, как говорится, приходится тратить деньги, чтобы их зарабатывать. Но мы говорим о том, что иногда нужно жертвовать некоторыми вещами, чтобы дать бизнесу время на развитие. Например, необязательно выбирать помещение для офиса в самом центре города, если его местоположение не имеет большого значения.
  • Не забывайте следить за актуальностью. Не бойтесь закрывать проекты, которые уже не настолько уместны, как были раньше. Это лишние расходы, которые не принесут вам огромной прибыли в будущем.
  • Из более радикальных методов: сокращение численности штата, избавление от ненужных офисных помещений/оборудования и цифровая трансформация бизнеса.

Как рассчитать валовый Burn rate

Валовый burn rate — это операционные расходы компании.

Допустим, компания начала прошлый квартал с $200 тысячами в банке, а закончила только с $110 тысячами. Это означает потерю $90 тысяч наличными за три месяца. Burn rate —  $30 тысяч в месяц.

Это означает, что у компании денег на три месяца работы.

Валовый burn rate рассчитывается по формуле:

Общий бюджет / Все операционные расходы (аренда, зарплата и так далее).

Измеряют валовый burn rate каждый месяц. Он дает представление о факторах затрат и эффективности компании, независимо от выручки.

Как рассчитать чистый Burn rate

Чистый burn rate —  это скорость, с которой компания теряет деньги.

Например, в банке осталось $200 000, а скорость сгорания составляет $50 000 в месяц. У компании осталось 4 месяца, пока деньги не кончатся.

Чистый burn rate считают по формуле:

Общий бюджет / общие ежемесячные расходы

Цифра, которая получится в итоге, покажет сколько денег нужно компании, чтобы продолжать работать при текущих доходах и расходах. Измеряют показатель каждый месяц. Тут важно следить за выручкой. Если доход уменьшится, а затраты останутся такими же, то бюджет будет расходоваться быстрее. Это приведет к тому, что компания быстро «сгорит».

burn rate

Пример расчета burn rate

Каким должен быть Burn rate

Оптимальный показатель burn rate —  8-9% от общего бюджета. То есть при текущих расходах и доходах компания сможет работать 12 месяцев.

За это время стартап либо делает сокращает расходы и начинает зарабатывать, либо через год закрывается.

О чем говорит высокий Burn rate

Высокий burn rate  говорит о том, что компания быстро истощает свои денежные запасы. Рискует стать банкротом.

Для инвесторов это знак, что  пора установить жесткие сроки получения дохода при определенном объеме инвестиций. Либо инвесторы должны влить в компанию больше денег, чтобы дать ей время для выхода на окупаемость и чистую прибыль.

Отрицательный burn rate также означает, что компания создает свои денежные резервы, а не расходует их.

Но  если стартап израсходует свои денежные резервы быстрее, чем ожидали инвесторы, у него будут проблемы.

Восемь способов снизить Burn rate

Есть несколько способов снизить burn rate. В них все просто на словах: увеличиваете объем доходов или уменьшаете объем расходов, или и то, и другое. На деле все сложнее.

**Увольте сотрудников или сократите им заработную плату. **Не самый приятный, но эффективный вариант. Как вариант используйте отсрочку в  найме новых сотрудников, увольнение второстепенных работников или ограничение льгот.

**Спрогнозируйте рост. **Компания прогнозирует увеличение темпов роста, чтобы показать инвесторам, что вот–вот дела наладятся и деньги польются рекой. Например, интернет–магазин Ozon больше 20 лет генерирует убытки. По итогам прошлого года убытки составили 12 млрд рублей. И это при том, что выручка выросла до 78 млрд рублей по данным за сентябрь 2020-го.  Прогнозы роста и эффект масштаба побуждают инвесторов продолжать финансировать Ozon в надежде на будущую прибыль.

**Сократите расходы на маркетинг. **Компании выбирают стратегию роста growth hack, которая не зависит от дорогостоящей рекламы. Например, инженеры Airbnb изменили конфигурацию крупнейшей в США  платформы объявлений Craigslist, чтобы перенаправить трафик с Craigslist на  собственный сайт.

**Увеличьте доход. **Ищите способы увеличить трафик, привлечь больше потенциальных клиентов, повысить конверсию или поднять цены. Больше продаж — больш денег.

**Откажитесь от нерентабельных источников дохода. ** Избавьтесь от второстепенных продуктов или услуг, которые не приносят прибыль. Отложите все предложения, не приносящие дохода. Вы всегда сможете вернуться к ним позднее.

**Поощряйте продажи за наличные, вместо рассрочки и кредита. **Это поможет получать деньги сразу, а не ждать их. Убедитесь, что вы предлагаете кредитные условия выборочно и разумно.

**Оплачивайте счета медленно. **Если нет скидки или другого стимула для более быстрой оплаты, не оплачивайте счета быстрее, чем нужно.

**Распродайте лишние запасы. **Подумайте об акциях и скидках, чтобы распродать лишние запасы товара.

Burn rate в финансовом моделировании и оценке

При построении финансовой модели для стартапа важно подчеркнуть ежемесячную норму «сгорания» и промежуток времени до следующего финансирования.

Стартапы привлекают деньги поэтапно, поэтому важно подчеркнуть, как долго компания может продержаться до того, как ей потребуются дополнительные средства.

burn rate

Финансовая модель интернет–магазина. Здесь показан баланс денежных средств компании с течением времени

Burn rate в проекте

Burn rate показывает не только скорость «сгорания» денег, но и то как быстро команда «сжигает» время за спринт.

Вы можете разделить метрику по разработчикам, по проектам или по комбинации того и другого. Когда у вас есть установленная цель по количеству часов, вы отслеживаете, как быстро их сжигаете. Это помогает определить, находитесь ли вы на пути к завершению проекта в соответствии с вашим бюджетом.

Если проект идет по плану, каждый день должен заканчиваться с burn rate равным 0. Если цифра больше нуля, значит команда  расходует часы быстрее, чем ожидалось. Это может означать, что вы не успеваете или превышаете свой  бюджет времени.

Конечно, в редких случаях это может означать, что вы расходуете часы быстро и собираетесь закончить проект раньше срока.

Если в середине проекта вы понимаете, что burn rate всегда слишком высок, то пересмотрите объем работы для завершения проекта.

Нужен ли Burn Rate?

Закрепим еще раз: скорость сгорания, или Burn rate, показывает насколько быстро расходуются деньги компании, измеряет денежный поток и считает прибыль. Обычно она рассчитывается для новых бизнес–проектов, но также не будет лишним обращать внимание на эту метрику, даже если ваша компания давно и достаточно успешно существует на рынке. Она также может быть использована в качестве средства измерения денежного резерва и разработки стратегий по привлечению новых инвестиций.

Ближайшие тренинги
Онлайн
Практика в Miro
Q&A сесия
Objectives & Key Results / Introduction
4 августа
с 18:00 до 20:00 по Москве
Онлайн
Амбициозные цели и ключевые результаты отличаются от KPI, поэтому нужно понять как использовать этот инструмент в имя цели продукта.
Scrum / Принципы и ценности
12 августа
с 18:00 до 20:00 по Москве
Онлайн
Скрам тоже имеет свои принципы и ценности, поэтому важно в них разобраться и найти элементы из вашей практики.
Курсы
Онлайн
Поддержка менторов
Доступ в чат и видео–ответы
Обучение с ПК, Android или IPhone — в удобном приложении