Получите все материалы с наших тренингов — бесплатно
Lean Six Sigma 🌀 — что это и какие есть инструменты
Lean Six Sigma 🌀 — что это и какие есть инструменты
Lean Six Sigma 🌀 — что это и какие есть инструменты

Lean Six Sigma 🌀 — что это такое, инструменты, ценности и майндсет

Lean Six Sigma — интегрированный метод продуктовой разработки и менеджмента, который комбинирует фокусировку на бережливость и скорость (Lean), а также на непрерывное продукта и удовлетворенности клиента (Six Sigma).

Получите модель Юнит–экономики в формате Excel–таблицы + руководство по использованию
Скачать модель

Что такое Lean Six Sigma

Lean Six Sigma объединяет два метода работы:

  • Lean подход — в основе которого лежат два ключевых принципа: бережливость и ускорение работы.
  • Six Sigma (Шесть Сигм) — в основе которого лежат принципы повышения качества продукта и удовлетворенности клиента.

Важно понимать, что эти два метода — отдельные и самостоятельные. Приравнивать их к Lean Six Sigma некорректно, поскольку они имеют различия. За счет объединения этих двух практик в единой и самодостаточной методологии, бизнес выигрывает вдвойне.

Как это происходит?

Дело в том, что одна методология позитивно сказывается на целях, которые ставит перед собой другая. За счет этого возникает синергетический эффект, то есть дополнение.

С одной стороны принципы Lean помогают совершенствованию качества продукта и повышению удовлетворенности у клиентов. С другой — принципы Six Sigma обеспечивают высокую скорость рабочих процессов и бережливость.

Что касается структуры этого подхода, то Lean Six Sigma — это комплексная система.

Она включает в себя:

  • Конкретные инструменты и техники
  • Методологию по организации рабочего процесса
  • Ценности, формирующие майндсет и культуру организации

Lean Six Sigma

Таким образом, нельзя сказать что это какой–то конкретный инструмент для работы с продуктом, и нельзя сказать что это только какие–то ценности, принципы и правила работы. Lean Six Sigma включает в себя все эти элементы.

При этом хочется заметить, что все–таки Lean Six Sigma — это скорее майндсет, чем какой–то набор практик. Имея правильный майндсет и культуру вы в любом случае будете делать правильные вещи. А вот имея просто «хорошие инструменты» вполне можно использовать их без пользы или даже с рисками

Получите презентации с тренингов — Lean Startup, Customer Development, Agile & Scrum
Юнит–экономика Ценностные предложения MVP & Sales Теория инноваций

Для чего используется Lean Six Sigma

1. Конкурентные преимущества

Создание устойчивых конкурентных преимуществ, связанных с качеством продукта и сервиса — основной фокус Lean Six Sigma. Все остальное уточняет и расширяет это понятие «конкурентоспособности».

Продукт не может быть идеальным. Но от того, насколько он приближается к идеалу — зависит ваша прибыль.

Как добиться максимального качества?

Ответ лежит в культуре непрерывного совершенствования. Если вы каждый день или хотя бы неделю делаете что–то лучше в операционных процессах, то вы быстро станете лучшими. Если ничего не делать — ничего не будет.

Six Sigma фокусирует нас на качество продукта и удовлетворенность клиента. Ценности этого метода напоминают о том, ради чего существует бизнес — чтобы делать людей счастливее и совершенствовать этот мир.

2. Культура непрерывного совершенствования

Внедрение и закрепление культуры непрерывного совершенствования — еще одна задача методологии Lean Six Sigma.

Непрерывное совершенствование продукта, сервиса и связанных с ними операционных процессов — необходимое условие как для развития и масштабирования, так и для закрепления лидерских позиций.

Под «совершенствованием» мы здесь подразумеваем не только продукт, но и способы его разработки и сбыта, маркетинговые коммуникации и другое — то есть вообще все бизнес процессы. Подход Six Sigma фокусируется на качестве продукта. Подход Lean Six Sigma расширяет свое понимание «качества», относя сюда все производственные процессы.

Почему это важно?

Пока вы не развиваетесь — вы отдаете инициативу другим.

Кроме того, так вы занимаете пассивную позицию в отношении вашего бизнеса, так как передаете все возможности для роста и развития на внешнюю среду.

Проблема в том, что среда в бизнесе конкурентная и очень изменчивая (хороший термин — «экстремальная неопределенность»). Это значит, что рано или поздно сложившиеся процессы бизнеса перестанут работать, если вы их не меняете и не совершенствуете.

3. Ускорение рабочих процессов

Хотя мы прежде всего следим за качеством продукта, мы не можем позволить себе «зависать» в разработке и поставлять эти продукты слишком долго и дорого.

От этого не выиграет ни бизнес (слишком дорогое производство и мало прибыли), ни клиент (дорогой продукт, долгое ожидание поставки).

Нужно найти золотую грань между скоростью и качеством. И оптимизировать скорость везде, где это возможно. Особенно, если при этом качество остается на высоком уровне.

4. Снижение издержек

Бережливость — основное понятие Lean.

Видов издержек, или «потерь» (Wastes) — достаточно большое количество.Быть «бережливым» с точки зрения Lean подхода означает иметь максимально низкие издержки везде, где это возможно, и непрерывно работать над их снижением.

Согласно подходу Lean Six Sigma чтобы преуспеть, вам необходимо не только поставлять продукт / сервис качественно и быстро, и но и терять минимум в этом процессе (то есть иметь оптимизированные процессы поставки).

Lean Six Sigma

Почему это важно?

Если вы поставляете максимально качественный продукт и делаете это быстро, но при этом ваша прибыль минимальна — к сожалению, не смотря на эти конкурентные преимущества, вы не можете расти быстро.

А если вы не можете быстро расти — вас победят конкуренты, которые быстро вырастут и уже потом смогут создать такое качество, которое вам превзойти будет очень сложно.

Бережливость — очень важное конкурентное преимущество.

Да и мотивация инвесторов поддерживать такую систему вряд ли продержится на одном только качестве. Помните о том, что бизнес — это не только про пользу для мира, но прежде всего про деньги. В противном случае было бы разумнее назвать это волонтерством.

5. Удержание и LTV

Один из прямых способов, как можно снизить издержки для бизнеса — это начать работать над удержанием (метриками Retention и LTV).

Как это поможет?

Привлечение клиента стоит денег. Чем хуже удержание клиента, тем больше вам нужно этих клиентов привлекать для получения прибыли. Если мы мыслим таким образом, то единственный и неутешительный вывод, к которому мы придем: «Нужно тратить больше денег».

И это правда так, пока наш фокус остается только в рамках работы над количеством клиентов и заказов, а не над итоговой прибыли от всего взаимодействия с клиентом («жизненного цикла» клиента).

Реализация методологии Lean Six Sigma подразумевает систематическую работу над повышением качества продукта и удовлетворенности клиента. Именно за счет этого фокуса развивается удержание — клиент хочет оставаться там, где продукт совершенствуется и развивается.

Получите доступ к Google–диску компании LeadStartup
Бесплатно

Инструменты Lean Six Sigma

Мы уже отмечали, что Lean Six Sigma — это скорее майндсет, чем набор инструментов. Тем не менее, ряд сложившихся инструментов для работы над конкретными задачами уже существует и им можно овладеть.

Вот, что важно понимать. Работа по Lean Six Sigma подразумевает циклический процесс, получивший название «DMAIC»:

  • Define — определение
  • Measure — измерение
  • Analyse — анализ
  • Improve — совершенствование
  • Control — контроль

Lean Six Sigma

Этот цикл основан на цикле Деминга (цикле PDCA), но расширяет и уточняет его.

Для каждого из этапов этого цикла можно использовать конкретные инструменты. Список этих инструментов довольно внушительный. Скорее всего, вы не будете использовать все из них, но что–то вам поможет.

На следующей картинке описаны некоторые инструменты, которые используются на соответствующих этапах модели DMAIC:

Lean Six Sigma

В этой статье нет возможности исчерпывающе описать каждый инструмент, поскольку каждый из них заслуживает пристального внимания и разбора.

В связи с этим мы предлагаем вам сфокусироваться сейчас на общих инструментах (или принципах) работы по Lean Six Sigma. Это те способы организации работы, которых вам, скорее всего, предстоит придерживаться, если вы хотите внедрить этот подход в вашем бизнесе.

Часть инструментов мы уже описали выше, разбирая преимущества этого подхода. Давайте еще раз о них напомним:

  • Внедрение культуры непрерывного совершенствования на всех уровнях компании. Это совершенствование касается как качества продукта, так и других операционных процессов (например, скорость поставки и сбыта)
  • Систематическая и непрерывная работа над снижением издержек

Это ключевые ориентиры. Все остальное можно считать производным — тем, благодаря чему достигается улучшение продукта и процесса, и снижаются издержки.

Давайте посмотрим, что еще вам необходимо применить для успешной реализации Lean Six Sigma.

1. Экстремально частый сбор обратной связи

Этот принцип организации работы особенно распространен в подходах из семейства Agile.

Чем чаще вы собираете, анализируете и используете обратную связь — тем лучше. Именно это повысит качество продукта, так как вы будете точно знать, что нужно вашим клиентам, а не придумывать ценности за них (читай — фантазировать).

Нюанс в том, что ресурсы ограничены, а вам необходимо стремиться к бережливости. Это значит, что вам придется искать ту частоту сбора обратной связи, которая является оптимальной. То есть она приносит ценности по–максимуму (вы получаете знание о том, что нужно изменить и каким образом), при этом вы не тратите на это слишком много времени и ресурсов (ваша работа не блокируется, у вас остается достаточно ресурсов для реализации основных процессов).

Вывод простой — собирать обратную связь просто необходимо, и вопрос только в том, как часто вы можете позволить себе это делать.

Lean Six Sigma

Если вы не собираете обратную связь вообще — это тревожный звонок. Если вы собираете ее только в крайних случаях — это лучше, но не сильно.

Вам нужно сделать сбор обратной связи и ее обработку систематической работой, вокруг которой построены бизнес процессы. Если этого не происходит — вы не знаете, что такое качество продукта; вы не знаете, кто ваш клиент и что ему нужно.

Распространенное убеждение людей, которые долгие годы занимаются бизнесом в своей нише — «Я уже знаю, кто они и что они хотят». И отчасти это правда так. Однако нет никаких оснований полагать, что запросы клиентов, их восприятие проблемы и ситуации не изменяется.

Социальная, психологическая и рыночная среда — непрерывно меняются. Если вы не следите за этими изменениями с помощью сбора обратной связи, вы рано или поздно перестанете понимать клиента.

Чего уж говорить о совершенствовании продукта. Ориентироваться только на свое мнение (и даже на мнение экспертов) в принятии решений о развитии продукта — опасная практика. Вы можете потерять деньги и время создавая то, что никому не нужно, или нужно недостаточно, чтобы за это люди готовы были платить.

2. Итеративная и инкрементальная работа

Этот принцип вытекает из первого. Чтобы собирать обратную связь как можно чаще — вероятно, будет лучше, если вы будете поставлять готовый продукт (инкремент) как можно чаще, и если ваша работа будет разбиваться на конкретные интервалы времени, чтобы вы могли как можно чаще адаптироваться к новой информации (итеративный процесс).

Практика показывает, что итеративная работа ускоряет рабочие процессы, а фокусировка на создание инкремента продукта (как в Agile и Scrum) — делает продукт более качественным, так как мы получаем возможность чаще собирать обратную связь и адаптироваться к новой информации, полученной в процессе работы.

Исключение для этого принципа — производственный бизнес, где продукт создается конвейерным способом (то есть нет высокой степени неопределенности при создании продукта). В остальных случаях как правило чем сложнее и дольше длится создание продукта — тем, вероятно, более полезным будет следовать этому принципу.

3. Понимание клиента

Первые этапы характеризуются высокой неопределенностью. При этом пока вы не снизите эту неопределенность — нет никакого смысла реализовывать продукт.

Это значит, что вам нужно сначала понять, кто ваш клиент и что ему нужно.

Сбор обратной связи поможет с этим. Однако возможно и такое, что вам пока нечего предложить. Создавать что–то с нуля, чтобы просто предложить и получить обратную связь — будет не очень–то бережливо. Вам нужно сначала понять, кто ваш клиент.

Для этого можно использовать самые разные инструменты. Можно проводить глубинные интервью, Customer Development, использовать метод «5 почему».

Очень хорошо, если результатом подобных активностей будет конкретная сегментация клиентов с вполне конкретным пониманием того, кто эти люди и чего они хотят. Для описания клиентских сегментов можно использовать метод персон и построить карту эмпатии.

Так вы будете лучше понимать, что такое для ваших клиентов «качество» и как вы можете его совершенствовать.

Получите фотографии флипчартов и учебные материалы компании LeadStartup
Учебные материалы

Заключение

Lean Six Sigma состоит из «сплава» двух хорошо зарекомендовавших себя методов продуктовой разработки. За счет синергетического эффекта и взаимного дополнения этих методов бизнес выигрывает больше, чем при реализации их по–отдельности.

Цели подхода Lean Six Sigma:

  • Вовлечь персонал компании в процессы непрерывного совершенствования продукта и клиентской удовлетворенности.
  • Увеличить скорость и эффективность операционных процессов.
  • Сократить количество издержек, внедрить практику работы улучшению бережливости бизнеса.
group 4 equalizer 5
Получите все материалы с наших тренингов — бесплатно
Lean Six Sigma 🌀 — что это и какие есть инструменты
Lean Six Sigma 🌀 — что это и какие есть инструменты
Lean Six Sigma 🌀 — что это и какие есть инструменты