Что такое проектные КПЭ и зачем они нужны
Ключевые показатели эффективности проекта (КПЭ) используются для точной оценки результатов проекта. Благодаря им можно точно сказать, достигла ли команда целей и ожидаемых результатов. От обычных КПЭ проектные отличаются тем, что они разработаны специально для измерения эффективности работы над проектом. Они учитывают особенности работы над отдельными задачами в рамках проекта.
Использование проектных КПЭ для оценки результатов деятельности компании имеет следующие преимущества:
Понимание целей. Наличие показателей эффективности заставляет сотрудников сосредотачиваться на выполнении работы и ключевых метриках, достижение которых позволяет добиться положительного результата проекта. Это позволяет сфокусироваться на закрытии тех задач, которые необходимо выполнить сейчас, и не отвлекаться на внешние факторы.
Измерение прогресса. Проектные КПЭ дают возможность структурировать подход к выполнению задач и отслеживать, на каком этапе находится проект. Благодаря регулярному измерению прогресса можно определить существующие проблемы и своевременно их устранить, а также понять, насколько успешно работают вовлеченные в выполнение проекта подразделения.
Оценка эффективности работы. КПЭ позволяют качественно оценить результаты проекта и понять, насколько эффективен он был для достижения определенной цели. Это позволяет в дальнейшем запускать более эффективные проекты.
Оценка эффективности использования бюджета и ресурсов. В рамках оценки проекта по КПЭ можно определить, правильно ли распределены ресурсы для разных стадий проекта, избежать перерасхода бюджета и вовремя корректировать его распределение в зависимости от нужд проекта.
Выбирая показатели для метрик эффективности нужно учитывать следующие данные проекта:
Цель проекта. Метрики проекта должны быть привязаны к итоговым целям и задачам, которые должны выполнить сотрудники. Например, если вашей итоговой целью является увеличения продаж, одной из метрик должен быть процент продаж.
Измеримость. Показатели должны быть четко измеримыми и количественными, чтобы их данные можно было сравнить и получить четкий результат.
Релевантность. Показатели должны соотноситься с разными аспектами проекта и напрямую влиять на уровень его успешности.
Доступность. Все данные для измерения успешности проекта на каждой стадии должны быть доступны и достоверны. Только так можно точно измерить эффективность проекта вовремя и точно.
При неправильном определении ключевых показателей эффективности определить качество выполнения проекта не получится, что может привести к возникновению серьезных проблем при достижении его целей. При установлении КПЭ можно допустить следующие ошибки:
Неверный выбор показателей. Если вы выбрали неподходящие показатели или не нашли четкого баланса между ними, вы не сможете отследить успешность проекта. Поэтому, когда вы начинаете устанавливать метрики, вы должны выбрать те КПЭ, которые отражают результативность работы сотрудников.
Нечеткие КПЭ. При недостаточной четкости ключевых показателей проанализировать полученные данные правильно будет очень сложно. Именно поэтому необходимо выбирать однозначные и ясные КПЭ, используя конкретные критерии выбора.
Правильно выбранные КПЭ необходимо анализировать с применением следующих методов:
Сравнение с базовыми значениями. Для каждой метрики выбираются базовые значения, с которыми сравниваются фактические результаты. Если фактические результаты оказались лучше базовых показателей, это говорит об успешности проекта.
Анализ трендов. Некоторые показатели измеряются несколько раз. После определения их изменений выносится решение об успешности проекта.
Сравнение с другими проектами. В этом случае метрики проекта сравниваются с КПЭ других подобных проектов или со стандартами отрасли для того, чтобы определить уровень успешности и конкурентоспособность проекта.
После установки проектных КПЭ важно вовремя их корректировать, чтобы успешно управлять проектом и следить за его реализацией. Чтобы ускорить и автоматизировать оценку метрик, можно использовать некоторые программы автоматизации:
Системы управления проектами. Такие системы позволяют отслеживать результаты проекта через КПЭ и автоматически выгружают аналитику и отчеты по проекту.
Электронные таблицы. В таблице можно указать изменения в метриках и отслеживать эффективность выполнения различных задач в рамках проекта. Вы также сможете проводить математические расчеты для определения эффективности проекта.
Бизнес–интеллект. Различные инструменты бизнес–интеллекта могут помочь отслеживать и визуализировать изменения в показателях проекта и создавать отчеты и дашборды для принятия решений по проекту.
Как выбрать наиболее подходящие метрики эффективности для проекта
Для оценки успеха проекта необходимо создать правильные КПЭ. Их выбор должен быть основан на особенностях проекта, его целях и характеристиках. Выбор ключевых метрик осуществляется следующим образом:
Определение целей. В первую очередь необходимо определить, для чего именно запускается проект. Например, если вы хотите с помощью него увеличить продажи, одной из ключевых метрик становится изменение выручки или количество продаж.
Идентификация КПЭ. После того, как вы определили цели проекта, важно понять, какие факторы или переменные можно использовать, чтобы измерить достижение целей. После определения ключевых показателей, которые влияют на итоговый результат, можно устанавливать метрики.
Определение метрик. После того, как вы определили КПЭ, можно выбрать конкретные метрики, отображающие достижение показателей.
Для определения качества работы над проектом часто используются следующие метрики эффективности:
Время выполнения задач. Этот показатель измеряет, сколько времени требуется сотрудникам для закрытия отдельных задач в рамках проекта. Он позволяет определить, насколько эффективна работа команды, и найти возможности для оптимизации ее работы.
Качество конечного продукта. Эта метрика выявляет существующие проблемы товара или услуги через тесты, обратную связь пользователей, сравнение итогового функционала и требований клиента.
Показатели бюджета. Эта метрика выявляет избыточные траты и определяет финансовую эффективность проекта. Она измеряется через оценку затрат, прибыльности и соотношение выгод и стоимости.
Метрики эффективности выбираются на основе следующих важных факторов:
Цели проекта. Каждый выбранный показатель эффективности проекта должен опираться на итоговую цель и помогать контролировать ее достижение на каждом этапе.
Показатели производительности. Метрики должны опираться на числовые значения, которые четко показывают прогресс целей проекта. Измеримые показатели должны быть напрямую связанными со стратегией компании.
Понятность и прозрачность. Метрики должны быть понятными и прозрачными для всех членов команды проекта. Это позволит каждому сотруднику в режиме реального времени самостоятельно контролировать качество своей работы и достигать более хороших результатов.
Постоянное обновление результатов. Чем чаще обновляются метрики, тем проще отследить изменения в проекте и вовремя выявить проблемы. Если метрики перестают отражать действительность, это говорить о необходимости обновить данные.
Как использовать методику Balanced Scorecard для оценки эффективности проекта
Метод Balanced Scorecard учитывает не только финансовые результаты проекта, но и итоги внутренних процессов и выполнения сотрудниками отдельных задач, удовлетворенность клиентов полученным продуктом. Он становится хорошим инструментом для всесторонней оценки проекта и помогает получить полное понимание его текущего состояния. Методика Balanced Scorecard использует следующие показатели эффективности:
Финансовый аспект. Этот аспект включает в себя различные финансовые вопросы проекта, такие как расходы, прибыльность, доходы.
Удовлетворенность клиентов. Этот показатель может измеряться через подсчет количества новых клиентов, степень их удовольствия от использования услуг и продуктов. Такие показатели позволяют оценить проект с точки зрения отношения к нему потребителей.
Внутренние процессы. Этот показатель измеряет уровень эффективности выполнения задач внутри проекта. Он может включать показатели скорости выполнения определенных задач, количество возникающих проблем или измерение уровня автоматизации процессов.
Развитие сотрудников. Уровень компетентности сотрудников и их удовлетворенность условиями работы влияет на успешность проектов. На качество выполнения командой задач в рамках проекта также влияют обучения и тренинги, которые добавляют работником компетенции.
Метод Balanced Scorecard имеет следующие преимущества:
Комплексный подход. Благодаря получению информации о различных аспектах проекта вы сможете понимать, насколько проект эффективен, и принимать осознанные решения о его изменении и улучшении.
Целостность. Создание целостной системы метрик дает возможность быстро проанализировать изменения в проекте.
Плотная связь со стратегическими целями компании. Эта методика не отделяет проект от общей стратегии организации и позволяет проверить, вносит ли он вклад в достижение более крупных и важных целей компании.
Информация как инструмент принятия решений. Balanced Scorecard предоставляет огромное количество данных о проекте, что позволяет определить и скорректировать общую стратегию как проекта, так и компании в целом.
Недостатки методики Balanced Scorecard заключаются в следующем:
Сложность. Чтобы реализовать этот метод на практике, нужно приложить довольно много усилий и определить метрики, которые будут напрямую связаны с проектом. Если у вас ограниченные ресурсы, это может вызвать сложности.
Субъективность. Некоторые критерии оценки дают субъективный результат. Это затрудняет анализ проекта.
Риск неверного отбора ключевых метрик. При неправильном выборе ключевых показателей не получится точно отследить изменения проекта и оценить его объективно.
Важность адаптации метрик под конкретный проект. Balanced Scorecard является очень гибким методом оценки проекта. Однако в неадаптированном виде она не дает точной оценки качества работы сотрудников.
Чтобы использование методики Balanced Scorecard приносило реальную пользу проекту и давало объективное понимание его состояния, необходимо сделать следующее:
Определить цели проекта. Перед установкой метрик необходимо понять, для чего нужен этот проект и каким должен быть его результат. Это поможет выбрать правильные методы оценки его эффективности.
Выбрать необходимые показатели для каждого аспекта анализа. Всего в рамках Balanced Scorecard существуют финансовая, клиентская перспективы, оценка внутренних процессов и потенциала для инноваций. Для каждого из этих аспектов важно подобрать объективные и измеримые метрики.
Собрать данные от разных участников проекта. В процессе оценки проекта для получения достоверных сведений важно учитывать мнения сотрудников, руководителей и клиентов, которые пользуются товаром или услугой компании.
Проанализировать полученную информацию. После получения данных от разных участников проекта важно собрать и проанализировать результаты. Это поможет определить слабые стороны проекта и провести его оптимизацию.
Какие метрики эффективности использовать для IT-проектов
Метрики эффективности для IT–проектов играют важную роль. Они показывают, в каких областях необходимо усовершенствовать проект и в чем состоят его главные преимущества и недостатки. Для оценки проектов можно использовать следующие показатели:
ROI. Эта метрика определяет успешность проекта и позволяет оценить его прибыль в сравнении с затратами на создания проекта. Чем больше процент в этой метрике, тем успешнее считается проект.
TCO. Этот показатель определяет стоимость владения проектом и учитывает все вложения в его существования от создания до поддержки уже работающего проекта. Он оценивает именно финансовые вложения и помогает определить целесообразность существования проекта.
MTTR. Эта метрика оценивает среднюю скорость восстановления системы после обнаружения сбоя и определяет время простоя проекта. Чем ниже ее значение, тем лучше работает команда над устранением неисправностей.
MTBF. Этот показатель оценивает надежность проекта. Он обозначает среднее время между отказами отдельных систем и помогает команде и руководству оценить, насколько серьезные проблемы существуют в системе.
SLA. Этот параметр определяет уровень качества предоставляемых клиентам услуг и позволяет установить общие стандарты качества обслуживания.
NPS. Эта метрика высчитывается на основе количества готовых порекомендовать проект другим людям клиентов и говорит об общем уровне удовлетворенности сервисом.
CSAT. Этот показатель также определяет уровень удовлетворенности клиентов и соответствия услуг проекта их ожиданиям. Он высчитывается на основании обратной связи пользователей.
CAC. Эта метрика позволяет определить стоимость привлечения нового клиента и выявить проблемы в области маркетинга.
Churn Rate. Это коэффициент оттока, который позволяет определить количество постоянных клиентов проекта. Низкое значение этого коэффициента говорит об успешности проекта и высокой лояльности пользователей.
LTV. Эта метрика оценивает стоимость клиента для компании на протяжении всего времени пользования услугами проекта. Чем больше денег каждый клиент приносит проекту, тем успешнее компания.
Как измерять эффективность проектов в области маркетинга и рекламы
Оценка проектов в сфере рекламы и маркетинга служит для определения их успешности и оптимизации для повышения результатов. В рамках этой оценки можно использовать следующие показатели эффективности:
ROI. Этот показатель позволяет высчитать соотношение прибыли и затрат на проект и помогает определить прибыльность инвестиций.
CTR. Эта метрика определяет эффективность рекламы через отношение количества кликов по ней к числу показов. Высокий коэффициент говорит об успешности рекламного объявления.
CPL. По этому показателю можно определить стоимость лида или клиента через соотношение затрат на рекламу и количества клиентов.
CAC. Стоимость одного клиента, которая характеризуется этой метрикой, определяется через соотношение затрат на рекламу к количеству новых пользователей или клиентов.
LTV. Это показатель стоимости клиента от его первой покупки до последнего обращения в сервис.
Конверсия. Эта метрика помогает определить процент клиентов, которые совершили требуемое действие, и выражается в виде конверсии кликов или посещений сайта.
Как проводить анализ данных метрик эффективности проекта и как использовать его результаты для улучшения работы проектной команды
Проводить анализ данных, полученных при измерении ключевых показателей, можно вручную. Однако это ведет к появлению ошибок и неточностей в расчетах и к появлению трудностей с объективной оценкой показателей. Для более точного и автоматизированного анализа метрик можно использовать следующие способы:
Программы сбора и анализа данных. Они позволяют отслеживать различные показатели, в том числе поведение пользователей сайта и конверсию, и предоставляют в отчетах детальные сведения о взаимодействии клиентов с продуктом.
A/B тестирование. Перед запуском нового продукта A/B тестирование позволяет определить его эффективность. Такое тестирование проводится с помощью специальных программ на двух группах пользователей и помогает найти наиболее эффективные варианты использования и рекламы конечного продукта. На его основе также можно внести в конечный продукт изменения перед его финальным запуском.
Подбор и анализ ключевых метрик проекта позволяет в полной мере оценить сильные и слабые стороны продукта и проверить отношение к нему не только клиентов, но и команды, работающей над его реализацией. Итоговый проект должен быть не только интересным, но и нужным на рынке, а также рентабельным для компании.