Обучение Product Management по субботам за 24800 ₽ в год

Как сделать компанию гибкой?

Внедрение Agile в компании становится популярным, и растёт признание её преимуществ. Но перейти на гибкую бизнес–модель сложно, особенно для крупных компаний. Существует несколько путей к Agile, которые мы описали в этой статье.

Опубликовано
Agile–трансформация Способы внедрения Agile Гибкая организация Аджайл–трансформация Руководство
Тренинги Lean Product Management каждую субботу за 24 800 рублей в год
  • Обучим компетенциям руководителя IT–продукта, с фокусом на навыки запуска инноваций и вывод на рынок IT–стартапов.
  • Через год вы будете обладать всеми компетенциями, чтобы вы могли возглавить разработку нового IT–продукта в крупной компании.
  • Вы получите все материалы c тренингов, фотографии, презентации, доступ к Google–диску и полную карту компетенций.

Если вы читали нашу статью про Аджайл, то знаете, почему так важно внедрить Agile. Но как именно провести аджайл-трансформацию в своей компании – это совсем другой вопрос.

Традиционные организации построены вокруг статичной, структурной иерархии. Гибкие организации – сеть команд, работающих в циклах быстрого обучения и принятия решений.

Традиционные организации ставят менеджмент во главу компании, права на принятие решений распространяются вниз по иерархии. Гибкие организации внедряют общую цель и используют новые данные, чтобы предоставить права на принятие решений командам, ближайшим к полученной информации. Гибкая организация идеально сочетает скорость и адаптивность со стабильностью и эффективностью.

"Форды" – это традиционные организации. Чтобы стать "Теслой", им нужно изменить свой подход к бизнесу. И начинать нужно с новой инфраструктуры как в голове, так и процессах.

Как правильно внедрить Agile

Любая аджайл–трансформация должна быть комплексной и постепенной. Она затрагивает стратегию, структуру, людей, процессы и технологию. Нужны постепенность и итерационность, потому что не всё может быть спланировано заранее.

Есть много разных путей к Agile. Некоторые организации изначально создаются гибкими. Для устоявшихся крупных компаний мы предлагаем три вида стратегий трансформации:

  1. All-in: стремление всей организации к гибкости и итерационному подходу
  2. Пошаговый: систематический и более осторожный подход
  3. Нарастающий: восходящий, набирающий обороты подход

Успешные трансформации начинают создавать, разрабатывать и пробовать гибкую операционную модель. Эти элементы используются в любом порядке и часто осуществляются параллельно друг другу. Стимул к масштабированию заключается в увеличении количества команд, работающих согласно Agile.

Важно стремление руководства компании

Большинство преобразований начинаются с понимания и стремления топ–менеджмента к развитию и изменению. Успех трансформации обеспечивают именно они. Затем своё видение топ-менеджмент передаёт сотрудникам компании, и уже их стремление начинает сильно влиять на успех инициативы.

Вот такой ваша компания должна стать в идеальной мире. Как к такому прийти – подробно и пошагово ниже.

Должен быть план, стратегия – минимально жизнеспособный продукт, разработанным быстрым итеративным способом. Он даёт начальное направление для тестирования проекта.

Внедрение Agile облегчает проблемы при текущей инфраструктуре (нечёткая ответственность, проблемные интерфейсы и сервисы, медленное принятие решений).

Как заметил один генеральный директор:

«Я бы никогда не запустил эту гибкую трансформацию, если бы я только хотел убрать болевые точки бизнеса. Мы делаем это, потому что необходимо коренным образом преобразовать компанию, чтобы она могла конкурировать в будущем».

Стратегия аджайл–трансформации

План agile–трансформации - это гораздо больше, чем организационная схема. Он должен предоставлять чёткое видение, как будет работать новая операционная модель.

Первый шаг в разработке аджайл–стратегии - выяснить, в чём заключается ценность её внедрения. Вся операционная модель должна быть основана на понимании, как создаётся продукт и его ценность.

Далее – структура. Гибкая организация выглядит как совокупность команды, сгруппированных вокруг общей миссии. Отдельные аджайл–команды формируются результатами предыдущей деятельности, а не внешними условиями или возможностями.

Команды, выполняющие разные работы, используют разные модели. Выделяют три типа аджайл–команд:

  1. Межфункциональные группы. Они обладают компетенциями и навыками в команде и должны иметь миссию, представляющую создание конкретной ценности (продукта/услуги).
  2. Самоуправляемые группы.Эти команды определяют лучший способ постановки целей, расставления приоритетов и сосредоточения усилий. Они владеют аджайл–инструментами и корректируют работу межфункциональных групп по надобности.
  3. Функциональные группы или отделы. Такие как отдел кадров, технический отдел, бухгалтерия.

Пример

Телекоммуникационная компания определила пять основных видов деятельности в рамках своего бизнеса и выбрала гибкий подход для каждого:

  • каналы и подразделения доставки (магазины) были организованы в качестве самоуправляемых групп
  • разработчики продуктов и технические сотрудники были организованы в кросс-функциональные команды
  • аналитический отделы, отдел по развитию (включая специалистов по конкретным вопросам и мероприятия по корпоративной поддержке) были объединены во временные межфункциональные группы для выполнения конкретных задач

Завершающим этапом разработки плана – поиск способов его реализации. Эта дорожная карта должна содержать, как минимум, представление об общем объёме и темпе преобразования, а также список (или «отставание») задач.

Страховая компания в Северной Америке внедрила Agile для ускорения цифровых и операционных процессов. Руководство определило организационную структуру и создало новую инфраструктуру менеджеров по продуктам (которые играли роли владельцев продуктов или Product Owner`ов), чтобы направлять команды к бизнес-результатам.

Также они создали культуру принятия рисков и использовали 18-месячную дорожную карту для создания всех новых должностей, обучения персонала новым ролям и полного осуществления изменений.

Ничто так не убеждает скептически настроенных руководителей, как эффективность аджайл–команд внедрённых экспериментально.

Например, одна нефтегазовая компания запустила серию гибких пилотных проектов, благодаря которым многопрофильным командам удалось спроектировать скважины быстрее на 50–75%, чем в среднем бы потребовалось времени.

Большое внедрение Agile начинается с маленьких команд

Такие команды создаются для запуска новых продуктов. Цель пилотного проекта - продемонстрировать ценность гибких способов работы с ощутимыми бизнес-результатами.

Масштабировать и улучшать

Agile-компании признают, что не всё можно знать и планировать, и что лучший способ реализации – это адаптация по мере необходимости.

Многие из них решили начать преобразования со своей штаб-квартиры и организаций, занимающихся разработкой продукции, прежде чем касаться передовых, ориентированных на клиента подразделений (колл-центров, магазинов или производственных помещений).

Ресурсы для поддержки аджайл–команд (наличие agile–коучей и scrum–мастеров, подходящее рабочее пространство) часто могут ограничивать скорость масштабирования. Неспособность обратиться к поддержке может привести к задержке трансформации и ухудшению её результатов.

Резюме

Важность инвестирования в культуру и изменения на пути к Agile невозможно переоценить.

Agile – это, прежде всего, мышление.

Без правильного мышления компании получат мало преимуществ. Напротив, когда лидеры и команды обладают сильным аджайл–мышлением, тогда одного лишь ясного стремления часто достаточно для появления успешной гибкой операционной модели.

Вот аналогия аджайл–внедрения от генерального директора, с которым мы работали:

«Мы - 3000 человек на гигантском круизном корабле. Но мы должны быть 3000 человек на нескольких сотнях яхт. Как безопасно посадить своих людей в эти небольшие лодки?».

group 1 equalizer 5
Тренинги Lean Product Management каждую субботу за 24 800 рублей в год
  • Обучим компетенциям руководителя IT–продукта, с фокусом на навыки запуска инноваций и вывод на рынок IT–стартапов.
  • Через год вы будете обладать всеми компетенциями, чтобы вы могли возглавить разработку нового IT–продукта в крупной компании.
  • Вы получите все материалы c тренингов, фотографии, презентации, доступ к Google–диску и полную карту компетенций.