Что такое функции менеджмента?
Функции менеджмента — это комплекс схожих по признакам или составу процессов, направленных на достижение поставленной цели.
Каковы функции менеджмента?
В классической теории функции менеджмента включают прогнозирование, планирование, организацию, руководство командой и контроль. С развитием теории управления этот перечень дополнился функциями координации и контроллинга.
Как реализуются функции менеджмента?
Функции менеджмента охватывают весь процесс «жизни» компании от проектирования моделей реализации поставленных целей до контроля их исполнения. При этом в основе успеха любого бизнеса лежит труд команды. Важной составляющей этого процесса является высокая квалификация менеджмента и умение работать с командой и бизнес – процессами, что значительно упрощается благодаря применению и внедрению новых каналов связи и информационных систем управления.
Функции менеджмента
Менеджмент является частью любого бизнеса, поэтому важно четко понимать его функции и механизмы их реализации. Именно данную тему мы и разберем.
Понятие функций менеджмента
Прежде, чем переходить непосредственно к рассмотрению функций менеджмента, дадим определение этому понятию. Функции менеджмента — это комплекс схожих по признакам или составу процессов, направленных на достижение поставленной цели.
Для начала немного истории. На стыке девятнадцатого и двадцатого веков совместными усилиями Анри Файоля, Генри Форда и Фредерика Тэйлора было положено начало теории менеджмента. Анри Файоль более тридцати лет управлял горно–металлургическим предприятием. За десять лет до своей смерти, в 1916 году, он опубликовал труд «Основные черты промышленной администрации — предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль». «Управлять — значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать», — так Анри Файоль отразил пять классических функций управления. С развитием теории управления этот перечень дополнился функциями координации и контроллинга.
Перейдем к рассмотрению сутевого наполнения функций менеджмента.
Прогнозирование (v2)
Прогнозирование представляет из себя моделирование и оценку возможных сценариев, а также их влияния на достижение поставленных целей.
Нужно сказать, что прогнозирование – достаточно сложный процесс, предполагающий учет влияющих факторов. Обычно они подразделяются на конкурентные и СТЭП–факторы (социальные, технологические, экономические, политические).
Также прогнозирование – это работа с предположениями. Поэтому, чем больше вопросов типа «Что, если?» вы зададите, тем более полную картину возможных развитий сюжета получите. Это необходимо для понимания действий компании в тех или иных сложившихся условиях, а также последствий для организации от их осуществления.
Помимо этого, следует не только рассматривать предположения, носящие точечный характер, но и строить модель во времени. Однако такая модель не может быть единственной, так как с течением времени обстоятельства могут совершенно разным образом меняться. В этом случае, как правило, используют метод сценариев, то есть методику, предполагающую выделение возможных сценариев развития ситуации. Как правило, используют позитивный, негативный и стандартный сценарии. В случае применения данного метода количество сценариев должно быть ограничено, а сами сценарии строятся строго в рамках рассмотрения поставленной цели.
Своевременно выявленные в процессе прогнозирования негативные факторы позволяют заранее обеспечить принятие необходимых мер для повышения вероятности достижения цели компании.
После выбора наиболее вероятного сценария переходят к планированию достижения цели.
Планирование
Планирование представляет выработку последовательности действий для достижения этих целей.
Компании в своей деятельности в долгосрочном периоде руководствуются стратегическими планами, разрабатываемыми для достижения главной цели бизнеса, а в краткосрочном – оперативными планами, нацеленными на реализацию меньших задач, в совокупности приводящих к реализации стратегической цели.
Технология планирования представляет разработку последовательности шагов для реализации «подцелей» (определения необходимых ресурсов для решения конкретных задач) в процессе достижения стратегической цели. Обычно планирование проходит следующие этапы: целеполагание, определение способов достижения целей, выработка перечня необходимых действий, свод действий в план, распределение необходимых для реализации плана ресурсов, дополнительный анализ плана, контроль исполнения плана.
Условия для достижения поставленной цели создаются благодаря организационной функции менеджмента.
Организационная функция менеджмента
Для этого четко определяют исполнителей, необходимые ресурсы (в том числе, кадровые, финансовые, материальные) и сверяют с планом, распределяют задачи и взаимоотношения между исполнителями, обеспечивают информационные и другие необходимые каналы взаимодействия.
Организационная функция менеджмента обеспечивает необходимое взаимодействие элементов системы в пространстве и времени. Одним из примеров реализации этой функции является организационная структура предприятия.
Как видно, в основе реализации задач лежит работа команды. Таким образом верное руководство данной категорией, мотивация сотрудников и четкая координация их деятельности обеспечивают достижение поставленных целей.
Создание мотивированной команды
При этом, сама команда также должна состоять из профессиональных и квалифицированных сотрудников. Создание такой команды – одна из самых ответственных задач менеджера. Сохранение мотивации таких сотрудников является смежной задачей и не менее важной. Максимальное применение сотрудниками их потенциала возможно за счет верной системы морального и финансового стимулирования.
С точки зрения управления командой, менеджер должен правильно, четко и емко ставить задачи и давать указания. Это необходимо как для верного исполнения задач сотрудниками, так и для сохранения статуса управленца в их глазах.
Требования к самому менеджеру могут быть различными: он может являться и профессионалом в сфере своего ведения и исполнять только функции управления. В последнем случае вопрос подбора высококвалифицированной команды стоит острее и является первостепенным для реализации стратегической цели компании.
В обоих случаях менеджер должен иметь высокие навыки координации деятельности в команде. Вопросы обеспечения условий эффективного взаимодействия всех элементов системы имеют большой вес в достижении стратегической цели организации. Недопустимы противоречия в работе сотрудников. В целях координации сотрудников и реализуемых ими процессов обычно используют отчеты, собрания, информационные технологии, средства телекоммуникационной связи, документооборот.
Планирование менеджера
Процесс исполнения плана и реализации поставленных задач должен быть под контролем. Невозможно избежать отклонений от плана, при этом их можно стараться контролировать. Обычно используются два метода контроля отклонений: 1) стремление возврата к плану (это достаточно ресурсо–затратный метод, иногда заранее в этих целях в планы закладывают большие объемы ресурсной базы); 2) использование гибкого подхода к планированию и изменение плана в зависимости от сложившихся обстоятельств.
Обязательством менеджера является контроль за выполнением плана и решений. Для этого также проводят совещания, используют функции документооборота. Важным моментом является проведение проверок, например, путем составления отчетов о проделанной работе, а также выборочных проверок сотрудников. Неисполнение каких–либо решений является поводом для дополнительного анализа возможности достижения плановых целей и их постановки, а также деятельности самого сотрудника и команды.
Взаимосвязь функций менеджмента
Как видно, функции менеджмента взаимосвязаны и интегрированы между собой.
По этой причине на современном этапе возникла потребность в контролинге процессов – механизме, объединяющем все функции менеджмента, включающем информационное обслуживание и методологию принятия решений. Таким образом, контролинг – это полностью инструмент менеджмента, который включает методическую и инструментальную базу менеджера. Данная функция стала доступна благодаря развитию, в т.ч. информационных систем управления.
Функции менеджмента кратко
Таким образом, мы рассмотрели классические и современные функции менеджмента. Они охватывают весь процесс «жизни» компании от проектирования моделей реализации поставленных целей до контроля их исполнения.
При этом в основе успеха любого бизнеса лежит труд команды.
Важной составляющей этого процесса является высокая квалификация менеджмента и умение работать с командой и бизнес – процессами, что значительно упрощается благодаря применению и внедрению новых каналов связи и информационных систем управления.
Стоит ли вам становиться менеджером?
Таким, который принимает решения за других людей, управляет чем–то ответственным, развивает / создает нужных потребителям продукт, старается сделать что–то ценное для компании.
Думаете нужно вам таким быть? А почему, не думали?
Вот очень субъективно, на основе нашей корпоративно–консультационной насмотренности, множество менеджеров заняты чем угодно, но не тем, что описано выше.
И я могу их понять. Управленческая роль, какая бы она не была, это про перспективу карьерного роста и вкусные премиальные плюшки. Как VIP сервис в банке или залах аэропорта. Сложно отказаться от соблазна не делать того, что может кому–то из высших ролей не понравиться. Вот и не делают. Зато играют в менеджеров.
Играть это примерно вот так. Вы наводите суету, делаете небольшие выговоры, участвуете в спорах по какой–то херне, презентуете презентации, разрабатываете дорожные карты чего–либо. Главное не делать то, за что можно получить косые взгляды топчиков. А то компанию придется менять или маленький бонус получить. Такое им не нужно. Да и правильно, кому же такое нужно?
Но вот менеджмент продукта или проекта в здоровом формате это как в биографии Джобса например. Чтобы всех послать в нужный момент на хер, сделать по–своему под угрозой полного провала и все–равно добиться крутого бизнес–результата.
Принцип "Шкура на кону".
Утрированно конечно. Но риск должен присутствовать. Хотя бы риск не сойтись с кем–то во мнении и провалить собственную гипотезу. Риск потратить деньги не туда, но попробовать этим что–то протестить. Хакнуть блин рост чего–либо. А это вот уже страшно. И, честно говоря, далековато от бонусов, ништячков корпорации и всяких няшностей беспечной офисной (удаленной) жизни.
В общем если просто "существовать", это не менеджмент, это просто продакшн функция. А если менеджмент, то ответственность за риск ради успеха.
Вам как больше нравится?
И это кстати ни хрена не шутка.
Работать с ленивыми офисными жопами ваще не смешно. А заставить их работать, а не делать говно, еще сложнее.